Календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс)

    Календарно-тематическое планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Москва "Просвещение",2009г.   Как один из этапов урока запланировано изучение  произведений ставропольских  писателей и поэтов. Выбор произведений соответствует региональной программе обучения литературе «Литература Ставропольского края".   Планирование состоит из следующих разделов: тема урока, региональный компонент, тип урока, формир...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л И Т Е Р А Т У Р А 6 к л а с с

п/п

Тема урока

Дата

Региональный компонент

Формируемые понятия

Тип урока

Методы, используемые на уроке

ЦОРы

В в е д е н и е. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.


Изучение нового материала

Тестирование


УНТ. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.


Колядки, маслен-ичные песни, веснянки

Повторение

Беседа, выразительное чтение, аналогия

Презентация

У Н Т. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.


Р/К А.Еким-цев «Хоровод загадок, хо-ровод во-просов

№ 1

Малый жанр фольклора: пословицы, поговорки, загадки

Изучение нового материала

Слово учителя, беседа, рассуждение, индивидуальное творческое задание


Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белогородском киселе». Исто-рические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.


Летопись

Изучение нового материала

Слово учителя, коммен-тированное чтение, художественный пересказ


Русские басни. И.И.Д м и т р и ев Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.


Мораль в басне, аллегория, иносказание

Изучение нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение


И.А. К р ы л о в. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.


Басня (развитие понятия)

Изучение нового материала

Рассказ учителя, комментированное чтение, аналогия

Презентация

И.А.К р ы л о в. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.


Аллегория (развитие понятия)

Изучение нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение


А.С.П у ш к и н. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.


Р/К К.Ходун-ков «На Чер-ной речке»

№ 2

Эпитет, метафора

Изучение нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

Презентация

А.С.П у ш к и н. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.


Композиция сти-хотворения

Изучение нового материала


А.С.П у ш к и н. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Чувства добрые в лирике А.С.Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действии-тельности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути.


Р/К А.С.Пушкин «Кавказ», «Обвал»

№ 3

Жанр стихотвор-ного послания

Изучение нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение


Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога», или «И.И.Пущину», или «Узник»


Р/Р

№ 1

Композиция сочинения-анализ стихотворения

Обучение сочинению

Беседа по вопросам, составление плана сочинения, словарная работа


А.С.П у ш к и н. Цикл «Повести Белкина». «Барышня крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.


Вымышленный автор

Изучение нового материала

Слово учителя, комментированное чтение, художественный пересказ


Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.


Изучение нового материала

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ


А.С.П у ш к и н. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.


Жанры эпоса

Изучение нового материала

Рассказ учителя, комментированное чтение, индиви-дуальное творческое задание


Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Бунт крестьян.


Изучение нового материала

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ


Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.


Эпизод

Изучение нового материала

Ответы на вопросы, художественный пересказ, составление цитатного плана


Романтическая история о любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.


Композиция художественного произведения

Изучение нового материала

Ответы на вопросы, художественный пересказ,


Р/Р Подготовка к сочинению по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»


Р/Р

№ 2


Р/Р Сочинение «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»


Р/Р

№ 3

Композиция сочинения

Обучение сочинению

Беседа по вопросам, составление плана сочинения, словарная работа


М.Ю.Л е р м о н т о в. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.


Р/К М.Лермо-нтов «Утро на Кавказе»

№ 4

Двусложные размеры стиха

Изучение нового материала

Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение

Презентация

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества.


Р/К А.Губин, И.Кашпуров. Стихи о при-роде» № 5

Антитеза

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ стихотворений


М.Ю.Л е р м о н т о в. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.


Трехсложные разме ры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ стихотворений


Р/Р Подготовка к сочинению по лирике М.Ю Лермонтова


Р/Р

№ 4


Р/Р Сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»


Р/Р

№ 5

Композиция сочинения

Обучение сочинению

Беседа по вопросам, составление плана сочинения, словарная работа


И.С.Т у р г е н е в. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.


Юмор автора

Изучение нового материала

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ

Презентация

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображ. их ха-рактеров. И.С.Тургенев-мастер портрета и пейзажа.


Портрет и пейзаж

Изучение нового материала

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ


Ф.И.Т ю т ч е в. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.


Р/К Л.Тимо-феев. Стихи о природе.

№ 6

Тема судьбы

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ стихотворений


Ф.И.Т ю т ч е в. «Листья». Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы.


Пейзажная лирика

Изучение нового материала

Слово учителя, беседа, индивидуальное творческое задание


А.А.Ф е т. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.



Пейзажная лирика (развитие понятия)

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ стихотворений


А.А.Ф е т. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них - у дуба, у березы…» природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.


Дактиль, амфи-брахий, анапест

Изучение нового материала

Слово учителя, беседа, комментирование чтение


Н.А.Н е к р а с о в. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.


Изучение нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

Презентация

Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики.


Строфа

Изучение нового материала

Ответы на вопросы, индивидуальное творческое задание


Роль пейзажа, особенности поэтических интонаций в стихотворении «Железная лорога»


Диалог

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, выразительное чтение


Н.С.Л е с к о в. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патрио-тизм русского человека из народа.


Сказ

Изучение нового материала

Рассказ учителя, комменти-рованное чтение, выборочный пересказ


Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.


Ирония

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, художественный пересказ


А.П.Ч е х о в. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе.


Юмор (развитие понятия)

Изучение нового материала

Слово учителя, ответы на вопросы, инсценирование

Презентация

Речь героев и художественная деталь как источник юмора.


Юмор (развитие понятия)

Изучение нового материала

Слово учителя, ответы на вопросы, инсценирование


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - как мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».


Лирика как род литературы

Изучение нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение


А.П.П л а т о н о в. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова


Символическое со-держание пейза-жных образов

Изучение нового материала

Рассказ учителя, комментированное чтение, выборочный пересказ


М.М.П р и ш в и н. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.


Сказка - быль

Изучение нового материала

Рассказ учителя, комментированное чтение, выборочный пересказ


Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.


Литературный ге-рой (развитие понятия)

Изучение нового материала

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ


Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.


Эпизод

Изучение нового материала

Ответы на вопросы, художественный пересказ, составление цитатного плана


Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»


Смысл названия

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, художественный пересказ


Р/Р Подготовка к сочинению по произведению «Кладовая солнца»


Р/Р

№ 6


Р/Р Сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».


Р/Р

№ 7

Композиция сочинения

Обучение сочинению

Беседа по вопросам, составление плана сочинения, словарная работа


Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симо-нов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.С.Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.


Р/К А.Исаков «В моем краю»

№ 7

Патриотическая лирика

Изучение нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение


Р/Р Конкурс чтецов


Р/Р

№ 8

Урок развития речи


В.П.А с т а ф ь е в. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.


Речевая характе-ристика героев

Изучение нового материала

Рассказ учителя, комментированное чтение, выборочный пересказ


Нравственные проблемы рассказа.


Изучение нового материала

Рассказ учителя, комментированное чтение, выборочный пересказ


Яркость и самобытность героев, особенности использования народной речи.


Изучение нового материала

Слово учителя, беседа, индивидуальное творческое задание, аналогия


В.Г.Р а с п у т и н. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.


Рассказ, сюжет (развитие понятий)

Изучение нового материала

Рассказ учителя, комментированное чтение, выборочный пересказ

Презентация

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.


Герой-повествова-тель

Изучение нового материала

Ответы на вопросы, художественный пересказ, составление цитатного плана


Н.М.Р у б ц о в. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.


Р/К М.Усов «Погляди во-круг»

№ 8

«Тихая» лирика

Изучение нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение


Ф.И с к а н д е р. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.


Юмор (развитие понятия)

Изучение нового материала

Рассказ учителя, комментированное чтение, выборочный пересказ


Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера.


Юмор (развитие понятия)

Изучение нового материала

Рассказ учителя, комментированное чтение, выборочный пересказ


Русская природа в русской поэзии XX века. А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина.


Р/К Баев «В защиту зо-рянки»

№ 9

Ритмика и мело-дика стихотворения

Изучение нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение


А.А.А х м а т о в а. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворении.


Изучение нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

Презентация

В.М.Ш у к ш и н. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.


Образ «странного» героя в литературе

Изучение нового материала

Рассказ учителя, комменти-рованное чтение, выборочный пересказ


К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.


Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Изучение нового материала

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».


Р/К С.Бойко «Пылинки из океана веч-ности» № 10

Миф

Изучение нового материала

Рассказ учителя, комменти-рованное чтение, выборочный пересказ


Г е р о д о т. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.


Изучение нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение


Гомер. Слово о Гомере. «Иллиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный одиссей: характер и поступки.


Героический эпос

Изучение нового материала

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ


М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Панса.


Рыцарский роман

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, выразительное чтение, художественный пересказ


Ф.Ш и л л е р. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.


Баллада

Рассказ учителя, комменти-рованное чтение, выборочный пересказ


П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.


Романтизм, реализм

Изучение нового материала

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ


М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.


Изучение нового материала

Письменный ответ на вопрос, выборочный пересказ


Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.


Изучение нового материала

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ


А. д е С е н т Э к з ю п е р и. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка - притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке.


Сказка- притча

Изучение нового материала

Письменный ответ на вопрос, выборочный пересказ


Обобщение изученного на уроках литературы


Закрепления ЗУН


Итоговый урок «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.





© 2010-2022