Рабочая программа Литература 7 класс

Рабочая программа  по литературе для 7 классов разработана в соответствии с - федеральным базисным учебным планом (приказ от 09.03.2004 №.1312, от 03.06.2011 №1994), - базисным учебным планом общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года (приказ министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013 №1830) - федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования -авторской программой по литературе  для об...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА

Протокол заседания приказом МОУ ПСОШ № 69

методического совета №1 от 02.09.2014

от 02.09. 2014






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ЛИТЕРАТУРА



7 класс

2014-2015 учебный год



Составил: учитель русского

языка и литературы

высшей категории

Н.В. Алекаева







г. Первомайск

2014 год



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 7 классов разработана в соответствии с

- федеральным базисным учебным планом (приказ от 09.03.2004 №.1312, от 03.06.2011 №1994),

- базисным учебным планом общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года (приказ министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013 №1830)

- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования

-авторской программой по литературе для общеобразовательных учреждений:

Коровина В.Я. Литература 5-11 классы (базовый уровень) // Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы - Москва: «Просвещение», 2010.

- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

-учебным планом МОУ ПСОШ на 2014-2015учебный год.

Уровень базовый

Основные образовательные технологии

1.проблемное обучение

2.развитие критического мышления

3.работа с текстом

4.информационные технологии



  1. Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык».

В 7 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к к изображаемому в произведении.

Затронута одна из ведущих проблем - художественное произведение и автор, характеры героев. Наряду с этим поднимаются проблемы добра и зла, жестокости и сострадания, великодушия, прекрасного в природе и человеческой жизни, роли и значения книги в жизни читателя.

Проблемный анализ содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно - этическому и философскому опыту человечества.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

1. формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным сознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

3. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ;

4. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

5. умение формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет;

6.использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

3. Место учебного предмета «Литература» в учебном плане.

Образовательная область - филология, базовый уровень.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

  1. Результаты освоения учебного предмета.

Формирование навыков выразительного чтения; формирование умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа; умение составлять устные и письменные рецензии, очерки, доклады, сочинения; формирование умений пересказывать различные виды текстов, создавать творческие виды текстов (сказки, былины, рассказы); формирование читательской самостоятельности; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



  1. Содержание учебного предмета

Программа содержит 8 разделов, которые соответствуют содержанию авторской программы, которой я пользуюсь.

Содержание


В том числе

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

1) Введение.

1

0

0

2) Устное народное творчество.

4

0

1

3) Из древнерусской литературы.

3

1

0

4) Из русской литературы 18 века.

2

0

0

5) Из русской литературы 19 века.

30

2

3

6) Из русской литературы 20 века.

21

1

2

7)Из литературы народов России.

1

0

0

8) Из зарубежной литературы.

6

0

2

ИТОГО

68

4

7









6. Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса.

п/п

Тема урока

Дата

урока

Фактическая

дата

ЭОР

Примечание




Введение. Устное народное творчество(5ч.)

1

Изображение человека как идейно-нравственная проблема литературы.


2

Исторические события в преданиях.


3

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины «Вольга и Микула Селянинович».


4

Вн/чт Киевский и новгородский цикл былин («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко»).

Фильм

«Cадко»

5

Пословицы и поговорки.


Из древнерусской литературы(3ч.)

6

Древнерусская литература (поучение, русские летописи). Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха».


7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы древней Руси.

Презентация

8

р/р Письменная работа «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси».


Из русской литературы 18 века(2ч.)

9

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Понятие о жанре оды.

Презентация

10

Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни .

Презентация

Из русской литературы 19 века(30ч.)

11

А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок). Прославление мужества и отваги русских солдат.


12

А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине.

Презентация

13

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.


14

А.С. Пушкин «Борис Годунов».Сцена в Чудовом монастыре.

17.10

15

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Тема «маленького человека» в русской литературе.

22.10

Фильм (Фрагмент)

16

Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

24.10

17

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

29.10

Презентация

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем.

31.10

19

Лирика М.Ю.Лермонтова.

12.11

Фильм «Судьба человека»

20

Обучение анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел»).

14.11

13.11-7б

21

В/ч. М.А.Шолохов «Судьба человека».

19.11

Фильм «Судьба человека»

22

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».

21.11

Фильм «Тарас Бульба»

23

Смысл противопоставления Остапа и Андрея.

26.11

24

Подготовка к сочинению «Нравственные уроки повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

28.11

25

И.С.Тургенев. «Записки охотника» и их гуманизм.

3.12

26

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык».

5.12

Презентация

27

В/ч. Н.А.Некрасов .Поэма «Русские женщины».

10.12

28

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.

12.12

29

М.Е.Салтыков - Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира.

17.12

30

В/ч. М.Е.Салтыков - Щедрин «Дикий помещик».

19.12

31

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова - Щедрина».

24.12

32

Л.Н.Толстой. «Детство».

26.12

Презентация

33

Чувства и духовный мир героев повести Л.Н.Толстого «Детство».

14.01

34

А.П.Чехов. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон»

16.01

35

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

21.01

36

И.А. Бунин. Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе «Цифры».

23.01

Презентация

37

И.А.Бунин «Цифры».Кто прав: дядя или племянник?

28.01

38

Смысл комических рассказов А.П.Чехова.

30.01

7а-урока не было(мороз)

39

Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти».

4.02

40

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе (В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и др.).

6.02

Из русской литературы 20 века( 21ч.)

41

М.Горький. Слово о писателе. «Легенда о Данко».

11.02

42

М.Горький. «Старуха Изергиль».Легенда о Данко.

13.02

43

М.Горький «Детство».Яркое,здоровое и творческое начало в повести.

18.02

Фильм «Детство»

44

Анализ эпизода повести («Смерть Цыганка»).

20.02

45

Экранизация повести «Детство».

25.02

46

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» .

27.02

47

Л.Н.Андреев. «Кусака».Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

4.03

48

А.П.Платонов «Юшка»- призыв к состраданию и уважению к человеку.

6.03

49

А.П.Платонов. Вечные нравственные ценности (по рассказу «В этом прекрасном и яростном мире»).

11.03

Презентация

50

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

13.03

51

Своеобразие картин природы в лирике Б.Л.Пастернака («Июль», «Никого не будет в доме…»).

18.03

52

Анализ стихотворения.

20.03

На дорогах войны

53

Вн/ч. А.П.Гайдар. «Школа».Автобиографический характер повести.

1.04

фильм

54

Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади».

3.04

55

Нравственные проблемы рассказов Е.И.Носова «Кукла», «Живое пламя».

8.04

презентация

56

Взаимовыручка как мерило нравственности человека (по рассказу Ю.П.Казакова «Тихое утро»).

10.04

«Тихая моя Родина»

57

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе (В.Брюсов, С.Есенин и др.).

15.04

58

Философские проблемы в лирике А.Т.Твардовского.

17.04

59

Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

22.04

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

60

Смешное и грустное в рассказах М.М.Зощенко.

24.04

61

Сочинение «Нравственные проблемы в произведениях русских писателей 20 века».

29.04

Из русской литературы народов России (1ч.)

62

Зачет в рамках промежуточной аттестации.

6.05

63

Своеобразие лирики Р.Бернса.

8.05

64

Дж.Г.Байрон. слово о поэте.

13.05

65

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

15.05

66

Жертвенность во имя любви (по рассказу О.Генри «Дары волхвов»).

20.05

Фильм «Вождь краснокожих»

67

Фантастические рассказы-предупреждения Р.Д.Брэдбери («Каникулы», «Зеленое утро»).

22.05

68

«Путешествие по Литературии». Итоги года и задание на лето.

27.05



  1. Оценочные и методические материалы. Система оценки достижения планируемых результатов.

Оценка учебных достижений осуществляется по результатам:

- проведения поурочного устного опроса учащихся,

- проведения сочинений,

- тестирования,

- промежуточной аттестации в форме зачета.

Критерия оценивания

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Оценка устного ответа

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме

2. Фактические ошибки отсутствуют

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

(В целом в работе допускается1 недочет в содержании и 1-2речевых недочета ;1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или грамматическая ошибка)

Оценка «4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

(В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов,2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки)

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности

3. Допущены отдельные нарушения последовательности .

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна (в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов ;4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе -5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме

2. Допущено много фактических неточностей

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления

5. Нарушено стилевое единство текста.

(В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7речевых недочетов;7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических)

Оценка тестов

При проведении тестовых

работ критерии оценок следующие:

«5» - 81- 100

«4» - 66-80

«3» - 50- 65

«2» - 0 - 49

Контрольно-измерительные материалы

Форма проведения аттестации: устная - зачет

Используемые КИМ: разработаны с опорой на учебник:

Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.- 17-е изд.- М.: «Просвещение», 2009.





Вопросы.

1.А.С.Пушкин. Страницы жизни. «Песнь о вещем Олеге»(наизусть отрывок)

2.М.Ю.Лермонтов. Личность и творчество. «Молитва»( наизусть стихотворение).



3.Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Характеристика Остапа и Андрия. 4.И.С.Тургенев. «Записки охотника». Стихотворение в прозе «Русский язык».

5.Н.А.Некрасов. Страницы жизни. «Вчерашний день, часу в шестом…»( наизусть стихотворение).

6.А.П.Чехов Страницы жизни. Художественное мастерство писателя в рассказе «Хамелеон».

7.Милосердие и сострадание в рассказах А.Платонова «Юшка» и «В прекрасном и яростном мире».

8.Тропы. Виды тропов. Сравнения. Олицевворения.

9.Тропы. Виды тропов. Эпитеты. Разновидности эпитетов.

10.Тропы. Виды тропов. Метафора. Метонимия. Синекдоха.



  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Средства обучения и воспитания.

Учебно-наглядные пособия

Портреты российских детских писателей-1

Портреты российских писателей 18-19 века-1

Портреты российских писателей 20 века-1

Альбом «Маяковский»-1

Дидактический раздаточный материал «Теория литературы 5-11 кл»-15

Изохрестоматия русской живописи-2

Комплект таблиц «Литература 7 кл»-1

Папка с раздаточным материалом «Литература 7 класс»-15



Компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства

-Компьютер учителя HN 198D(2008г.)-1, подключен к сети интернет, входит в локальную сеть МОУ ПСОШ. Ответственная за работу точки доступа к сети интернет -Алекаева Н.В.

-Проектор In Focus (2013)-1

-Экран настенный рулонный -1

-Принтер Canon-1





Печатные образовательные информационные ресурсы

Программа: Коровина В.Я. Литература 5-11 классы (базовый уровень) // Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы - Москва: «Просвещение», 2010.

Учебник: Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- 17-е изд.- М.: «Просвещение», 2009.

Методические издания:



Электронные образовательные информационные ресурсы

Электронное издание: «Большая советская энциклопедия в 30 томах» на CD

- сайт Федерации интернет-образования «В помощь учителю».

ict.edu.ru/

- архив учебных программ и презентаций

rusedu.ru/subcat

- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru

- сайт газеты «Первое сентября»

1september.ru/

Видеофильм «Пушкин. Лицейские годы».

Видеофильм «Классики русской литературы» (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.П.Чехов).












© 2010-2022