• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Урок по русскому языку в 8классе по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. »

Урок по русскому языку в 8классе по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. »

Данный урок шестой по теме «Предложения с однородными членами» Учащиеся закрепляли знания   об однородных членах предложения; отрабатывали и закрепляли навыки постановки знаков препинания при однородных членах и при обобщающих словах при однородных членах;  убеждались в синонимии сложносочинённых предложений и предложений с однородными членами, учились составлять предложения с однородными членами.Анализировали языковый материал, обобщали, делали выводы.Закреплялось умение  составлять схемы предл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку в 8классе по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.»

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.

Тип урока по целеполаганию: Урок закрепления и повторения материала

Цели урока:

Образовательная. Учащиеся закрепляют знания об однородных членах предложения; отрабатывают и закрепляют навыки постановки знаков препинания при однородных членах и при обобщающих словах при однородных членах; убеждаются в синонимии сложносочинённых предложений и предложений с однородными членами, учатся составлять предложения с однородными членами.

Развивающая. Развивают самостоятельное мышление, анализируют языковый материал, обобщают, делают выводы.

Воспитательная. Убеждаются в необходимости кропотливого труда.

Задачи урока:

Знать члены предложения: главные и второстепенные, однородные члены предложения;

Уметь составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложение по заданным моделям

ХОД УРОКА

1.Самоопределение к деятельности.

Вы должны всё видеть, всё изучать, вооружаться знаниями и не брезговать никаким трудом. (Горький)

-Раскройте содержание цитаты Горького применительно к урокам русского языка.

2. Актуализация знаний

1) Объясним указанные орфограммы

2) Произведём синтаксический разбор этого предложения

Вы должны всё видеть, всё изучать, вооружаться знаниями и не брезговать никаким

трудом. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено однородными членами)

- Итак, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О предложениях с однородными членами)

2) Проверка теории

- Используя данное предложение, назовите признаки однородности

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Дайте определение обобщающего слова.

- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

3.Постановка проблемы.

-Только ли в предложениях с однородными членами употребляется сочинительный соединительный союз И? (Союз И употребляется очень часто как в простых, так и в сложных предложениях).

4. Открытие детьми нового знания.

- Убедимся в больших возможностях русского языка сказать об одном и том же, используя предложения разных конструкций

1)Перестройте простое предложение с однородными членами в сложносочинённое:

Проснулись птицы и наполнили рощу разноголосым пением. - Проснулись птицы, и роща наполнилась их разноголосым пением.

Теперь наоборот:

Шумело мрачное море, и скалистый берег с силой обмывался его волнами. - Шумело мрачное море и с силой обмывало скалистый берег своими волнами.

2) Анализ текста: описание вечерней степи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе.

-Найдите предложения с однородными членами, докажите свой выбор.

-Текст состоит из 4-х предложений. Какое из них имеет обобщающий характер, а остальные три опираются на него, раскрывают его содержание?

-Перестройте данный текст в простое предложение с однородными членами

Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась свистом пёстрых сусликов, трещанием кузнечиков, криком лебедя с уединённого озера.

Вывод: без сомнения, гоголевский текст богаче красками. Полнее отражает жизнь. Однако же смысл его можно передать одним предложением.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Прочитайте другой отрывок из повести Гоголя «Тарас Бульба»:

Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах… Всё было чисто, вымазано цветной глиной. На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами… На полках по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецианской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями…

- Ответьте на вопрос: чем была убрана светлица Тараса Бульбы. Ответить надо простым предложением с однородными членами. Сравните ваш вариант с предложенным учителем:

Светлица Тараса Бульбы была убрана саблями, нагайками, ружьями, хитро обделанным рогом для пороху, кувшинами, резными серебряными кубками, позолоченными чарками венецианской, турецкой, черкесской работы , зашедшими в светлицу Бульбы всякими путями…

6. Рефлексия. Предложения - ловушки:

-Прочитайте афоризмы, выпишите те, которые имеют однородные члены:

Деятельность - единственный путь к знанию.

Всякий вид работы приятнее, чем покой.

Приятны завершенные труды.

Ответ ребят: здесь нет предложений с однородными членами.

- На основании чего вы сделали такой вывод? (Дети называют признаки однородности членов предложения, которых в данных предложения нет)

7.Учитель:

И мы завершили урок, надеюсь, что он был полезен для вас.

Воля и труд человека

Дивные дивы творят! (Н.А.Некрасов)

Дом.задание:








© 2010-2022