Программа Литература 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рекомендовано»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Методическим Советом

Зам. директора по УВР

Директор школы

МОУ «Иланская СОШ №41»

____________________

Филиппова Л.А.

Протокол №___от____2010 г.


________________













Рабочая учебная программа

по литературе.

7а класс.






Учитель русского языка и литературы:

Ломаева Татьяна Федоровна



г. Иланский


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерной ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений. Литература 5 - 11 классы. Министерство образования Российской

Федерации. М.: Просвещение - 2006 г. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 7 класс. М.; Просвещение. 2009. Авторы: В.Я. Коровина, И.С. Збарский.

Авторская программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в нее включены для изучения дополнительные произведения.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (8), на уроки внеклассного чтения (8).

Всего часов

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4четв.

70

18

14

22

16

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа решает свои специфические задачи:


  • формирование грамотного читателя;

  • развитие и укрепление стремления к чтению художественной

  • литературы;

  • формирование умения у учащихся верно понимать, интерпретировать

произведение и высказывать свои суждения в процессе анализа;

  • подготовка школьников к восприятию линейного историко-

литературного курса старших классов.

Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - это живое поступательное движение. Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе, к истории создания отдельных произведений, к литературным и фольклорным истокам художественных образов, к вопросам теории литературы.

Курс литературы 7 класса затрагивает одну из ведущих проблем - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. Особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства. Понимать прочитанное как можно глубже - вот это должно стать устремлением каждого ученика.

П р и н ц и п к о н ц е н т р и з м а , осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход помогает поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - это живое поступательное движение. Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе, к истории создания отдельных произведений, к литературным и фольклорным истокам художественных образов, к вопросам теории литературы.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширения круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Структура школьного курса литературы в 7 классе

п/п

Раздел

Кол-во

часов

Цель раздела

1

Введение.

1 час

Цель: познакомить с одной из ведущих проблем в литературе- особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы;

2

Устное народное творчество

4 час.

Цель: актуализировать знания о жанрах народного творчества, дать представление об отличии жанра предания ,былины сказки.

3

Древнерусская литература

3 час

Цель: дать понятие о Древнерусской литературе, ее специфике, особенностях ее традиций, обзорно познакомить с жанрами данного периода.

4

Литература 18 века

2 часа

Цель: дать обзорную характеристику литературы 18 века (историческая справка).

рассказать о ее роли и развитии, дать понятие о жанре оды, развивать навыки поэтического анализа текста.

5

Литература 19 века

30 час.

Цель: изучить понятие «русская классическая литература»; познакомиться с яркими представителями «золотого века». познакомить учеников с биографией писателей 19 века и их творчеством, продолжить работу над поэтическими и прозаическими текста

6

Литература 20 века

22 час.

Цель: чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами 20 в.

7

Зарубежная литература

5 час.

Цель: ознакомить учеников с творчеством зарубежных писателей, указать особенности художественного перевода, познакомить с жанром «хокку», развивать навыки выразительного чтения, поисков комментариев.

8

Повторение

3 часа

Цель: закрепление изученного


Средства обучения:

Имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, экранных и звуковых средств обучения: таблицы, демонстративные карточки, раздаточный материал, учебные кинофильмы, звуковые пособия, портреты писателей, диски, картины.

Виды контроля


  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

  • итоговый (за полугодие); анализ эпизода, текст, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор; устное народное творчество; жанры фольклора (сказка, былина, пословицы, поговорки…); выразительные средства языка (постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, метафора, звукопись, аллитерация…); летопись (начальное представление); род литературы (эпос, лирика, драма); жанры эпоса, лирики, драмы. Что такое басня, аллегория, эзопов язык, баллада (начальное представление), литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь (ритм, рифма, способы рифмовки), фантастика, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения, пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при общении с иллюстрациями, созданной к конкретному произведению;


  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • Определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);


  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);


  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своебразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);


  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);


  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;


  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

  • написать творческое сочинение типа описание, рассуждение и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни и т.д.;


  • создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Краткие методические рекомендации:

курс направлен на ознакомление учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры. Необходимо, раскрывая основные тенденции развития русской литературы, показать в сравнении с зарубежной литературой.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

7 КЛАСС


  • Былины: Вольга и Микула Селянинович (отрывок по выбору учащихся).


  • Пословицы и Поговорки (на выбор).


  • М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).


  • А.С.Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).


  • М.Ю.Лермонтов. песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ( фрагмент по выбору). «Молитва. Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).


  • Н. В.Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

  • И.С.Тургенев. Русский язык.


  • Н.А.Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).


  • В.А.Жуковский. Приход весны. А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…» или Благовест. И.А.Бунин. Родины (на выбор).

  • В.В. Маяковский. Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).


  • По теме «Великая Отечественная война» - 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Е.М.Винокуров «Москвичи»).


  • С.А.Есенин «Топи да болота …», Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой …», Н.М.Рубцов «Тихая моя родина…» (на выбор).

  • А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие …


Нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся по литературе


Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  6. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Календарно-тематическое планирование по литературе

п/п

п/п

Название раздела, цель,

название темы урока

Основные понятия

Дата

Корр.

дата

Введение (1 час)

Цель: познакомить с одной из ведущих проблем в литературе- особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; раскрыть роль книги в жизни человека и обществ; повторить ранее изученное.

1.

1.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Идейно-нравственная проблема

03.09

Устное народное творчество (4 часа)

Цель: актуализировать знания о жанрах народного творчества, дать представление об отличии жанра предания ,былины сказки.

2.

1.

Предания как поэтическая автобиография народа

Предания

06.09

3.

2.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Былина

09.09

4.

3.

ВН. чт. Киевский цикл былин.

Киевский цикл былин

13.09

5.

4.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки

16.09

Древнерусская литература (3часа)

Цель: дать понятие о Древнерусской литературе, ее специфике, особенностях ее традиций, обзорно познакомить с жанрами данного периода.

6.

1.

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха

Поучение

20.09

7.

2.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Повесть

23.09

8.

3.

Р.р. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

27.09

Литература 18 века (2часа )

Цель: познакомить учеников с литературой 18 века: рассказать о ее роли и развитии, дать понятие о жанре оды, развивать навыки поэтического анализа текста.

9.

1.

М. В. Ломоносов .Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества императрицы Елисаветы Петровны 1747 год.

Ода

30.09

10.

2.

Г. Р. Державин. «На Птичку…», «Признание»

07.10

Литература 19 века (30часов)

Цель: познакомить учеников с биографией писателей 19 века и их творчеством, продолжить работу над поэтическими и прозаическими текстами

11

1

А. С . Пушкин. Слово о поэте.

08.10

12

2

А. С. Пушкин «Медный всадник»

Поэма

14.10

13

3

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Песнь

Баллада

15.10

14

4

А. С. Пушкин «Борис Годунов»

Летописец

21.10

15

5

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Повести Белкина

22.10

16

6

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Эпизод

Повесть

28.10

17

7

М. Ю. Лермонтов Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Опричнина

Песнь

29.10.

18

8

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем

Художественные формы поэмы

08.11

19

9

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»

Гармония

11.11

20

10

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина

12.11

21

11

Н. В. Гоголь. Слово о поэте. «Тарас Бульба»

Запорожская сечь

18.11

22

12

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

19.11

23

13

Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

25.11

24

14

И. С. Тургенев «Слово о поэте. Цикл рассказов «Записки охотника»

Записки

26.11

25

15

И. С. Тургенев Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы»

Стихотворения в прозе.

02.12

26

16

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»

03.12

27

17

Вн. чт. Н. А. Некрасов. «Размышление у парадного подъезда»

09.12

28

18

А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Васлий Шибанов», «Михайло Репнин»

10.12

29

19

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о поэте. «Сказки для детей изрядного возраста

Сатира

Юмор

16.12

30

20

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

17.12

31

21

Литературный ринг. «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

23.12

32

22

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство».

24.12

33

23

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство»

13.01

34

24

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры».

14.01

35

25

И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа

20.01

36

26

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Нравственный смысл рассказа.

Сатира

Юмор

21.01

37

27

Средства создания комического в рассказе «Хамелеон»

Комическое

27.01

38

28

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

28.01

39

29

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова: «Тоска». «Размазня»

03.02

40

30

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

Тропы

04.02

Литература 20 века (22часа)

Цель: познакомить учеников с биографией писателей данного периода и их творчеством. Дать понятие о «романтизме» и 2романтическом герое» в творчестве М. Горького. Осмыслить своеобразность, оригинальность, значение личности В. В. Маяковского. Совершенствовать навыки работы с текстом. Развивать навыки монологической речи. Указать особенности языка Платонова А.П.

41

1

М. Горький. Слово о писателе. «Детство».

Автобиографич

ность

10.02

42



2

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни».

Тема и идея произведения

11.02

43

3

Обучение анализу эпизода из текста повести «Детство»

Портрет

17.02

44

4

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Легенда

18.02

45

5

В. В. Маяковский. Слово о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Владимировичем Маяковским летом на даче».

Ритм

Рифма

24.02

46

6

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Гуманистический пафос произведения

25.02

47

7

Л. Н. Андреев «Кусака». Слово о писателе.

03.03

48

8

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка».

04.03

49

9

Вн.чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире»

10.03

50

10

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению: «Нужно ли в жизни сочувствие и сострадание?» Обучение анализу эпизода.

11.03

51

11

Б. Л.Пастернак. Слово о поэте: «Июль», «Никого не будет в доме…».

Поэтические образы

17.03

52

12

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

18.03

53

13

Вн.чт. Интервью с поэтом- участником ВОВ.

Интервью

24.03

54

14

Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади»

Литературные традиции

25.03

55

15

Е. И Носов, Слово о писателе. «Кукла» Нравственные проблемы рассказа «Живое пламя»

07.04

56

16

Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

08.04

57

17

Вн. чт. Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе (В.Я. Брюсов, С. А. Есенин и др.)

14.04

58

18

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега посинеют синие…»

Лирический герой

15.04

59

19

Д. С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная».

Публицистика Мемуары

21.04

60

20

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе писателя.

22.04

61

21

Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле».

Лирические размышления

28.04

62

22

Из литературы народов России. Р. Гамзатов «Опять за спиною родная земля…»

29.04

Зарубежная литература (5часов)

Цель: ознакомить учеников с творчеством зарубежных писателей, указать особенности художественного перевода, познакомить с жанром «хокку», развивать навыки выразительного чтения, поисков комментариев.

63

1

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Своеобразие лирики Бернса.

05.05

64

2

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой».

06.05

65

3

Японские хокку

Японские хокку

12.05

66

4

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей О. Генри «Дары Волхвов»

13.05

67

5

Вн.чт. Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ- предубеждение

19.05

Повторение (3 часа)

68

1

Выявление уровня литературного развития учащихся.

20.05

69

2

Итоговое тестирование.

27.05

70

3

Читаем летом.

28.05

Календарно - тематическое планирование

\п

урока в теме

Название раздела, цель, название темы урока

Дата

Корректировка

даты

Введение (1 час)

Цель: познакомить с одной из ведущих проблем в литературе- особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; раскрыть роль книги в жизни человека и обществ;, повторить изученное в 4-6 кл.

1



1


Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Идейно-нравственная проблема

2

Русское народное творчество

(4 часа)

Углубить знания о данных жанрах.

3

1

Предания как поэтическая автобиография народа

4

2

Понятие о былине

5

3

ВН. Ч. Киевский цикл былин. «ИЛЬЯ Муромец и Соловей-разбойник»

6

4

Пословицы и поговорки


Древнерусская литература (3часа)

Дать понятие о Древнерусской литературе, ее специфике, особенностях ее традиций, обзорно познакомить с жанрами данного периода.


7

1

«Поучение» Владимира Мономаха

8

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

9

3

Подготовка к письменной работе на одну из тем по Древнерусской литературе.


Литература 18 века (2часа )

Познакомить учеников с литературой 18 века: рассказать о ее роли и развитии, дать понятие о жанре оды, развивать навыки поэтического анализа текста.

10

1

М. В. Ломоносов Слово о поэте и ученом

11

2

Г. Р. Державин. «На Птичку…», «Признание»


Литература 19 века (30часов)

Знакомство учеников с биографией писателей 19 века и их творчеством. Продолжить работу над поэтическими и прозаическими текстами: развивать коммуникативные способности. Дать понятие о литературном герое, прививать навыки самостоятельной работы с тестом, совершенствовать работу по анализу прозаического и поэтического текста.

12

1

А. С . Пушкин. Слово о поэте

13

2

А. С. Пушкин. «Медный всадник»

14

3

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

15

4

А. С. Пушкин «Борис Годунов»

16

5

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

17

6

Дуня и Минский. анализ эпизода «Самсон и Вырин у Минского»

18

7

М. Ю. Лермонтов Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

19

8

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем

20

9

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»

21

10

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина

22

11

Н. В. Гоголь Слово о поэте. «Тарас Бульба»

23

12

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

24

13

Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

25

14

И. С. Тургенев «Слово о поэте. Цикл рассказов «Записки охотника»

26

15

И. С. Тургенев Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы»

27

16

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»

28

17

В. Чт. Н. А. Некрасов 2Размышление у парадного подъезда»

29

18

А. К. Толстой слово о поэте. Исторические баллады «Васлий Шибанов», «Михайло Репнин»

30

19

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о поэте. «Сказки для детей изрядного возраста

31

20

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

32

21

Литературный ринг. «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина

33

22

Л. Н. Толстой. Слово о писателе, «Детство»

34

23

Главный герой повести л. Н. Толстого «Детство»

35

24

И. А. Бунин Слово о писателе. «Цифры» Сложность взаимопонимания детей и взрослых

36

25

И. А. Бунин. «Лапти». нравственный смысл рассказа

37

26

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Нравственный смысл рассказа.

38

27

Средства создания комического в рассказе «Хамелеон»

39

28

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»

40

29

В. Чт. Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска». «Размазня»

41

30

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе


Литература 20 века (22часа)

Знакомство учеников с биографией писателей данного периода и их творчеством.

Дать понятие о «романтизме» и 2романтическом герое» в творчестве М. Горького. Осмыслить своеобразность, оригинальность, значение личности В. В. Маяковского, дать понятие о футуризме. Совершенствовать навыки работы с текстом. Развивать навыки монологической речи. Указать особенности языка Платонова А.П.

42

1

М. Горький . Слово о писателе. «Детство»

43

2

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

44

3

Обучение анализу эпизода из текста повести «Детство»

45

4

«Легнда о Данко». из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

46

5

В. В. Маяковский. Слово о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Владимировичем Маяковским летом на даче»

47

6

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

48

7

Л. Н. Андреев «Кусака». Слово о писателе.

49

8

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка»

50

9

В. Чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире»

51

10

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению: «Нужно ли в жизни сочувствие и сострадание?» Обучение анализу эпизода

52

11

Б. Л. пастернак. слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…»

53

12

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

54

13

В. Чт. Интервью с поэтом- участником ВОВ

55

14

Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади»

56

15

Е. И Носов, Слово о писателе.»Кукла». нравственные проблемы рассказа «Живое пламя»

57

16

Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». герои рассказа и их поступки

58

17

В. Чт. Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе (В. Я. Брюсов, С. А. Есенин и др.)

59

18

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега посинеют синие…»

60

19

Д. С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная».

61

20

М. М. Зощенгко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе писателя

62

21

Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский, «Доченьки», И. Гофф «Русское поле»

63

22

Из литературы народов России. Р. Гамзатов «Опять за спиною родная земля..»


Зарубежная литература (5часов)

Познакомить учеников с творчеством зарубежных писателей, указать особенности художественного перевода, познакомить с жанром «хокку», развивать навыки выразительного чтения, поисков комментариев.

64

1

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Своеобразие лирики Бернса.

65

2

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой»

66

3

Японские хокку

67

4

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей О. Генри «Дары Волхвов»

68

5

В,Чт. Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». фантастический рассказ- предубеждение






© 2010-2022