Исследовательская работа: Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе»







МБОУ «Школа - гимназия №39»


Учитель русского языка и литературы:

Бенли Елена Алексеевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация………..6

II. Основные понятия психологии творчества………………………………….9

III. Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения……14

IV. Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста……………………………………….......................................................16

V. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и

литературы ..…………………………………….……………………….……....18

5.1 Творческое прочтение художественного текста ……………………….....18

5.2 Работа в группах……………………………………………………….. …...20

5.3 Инсценирование на уроках литературы…………………………………... 23

5.4 Проектная деятельность и компьютерные технологии на уроках литературы……………………………………………………………............... .26

VI. Творческий подход к домашнему заданию по русскому языку и литературе………………………………………………………………………..27

VII. Оценивание творческих работ…………………………………………......31

VIII. Внеклассная работа……………………………………………………......32

Заключение…………………………………………….…………………….…..34

Библиографический список использованной литературы…………………....36


Введение

Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого костра.

Р. Роллан

История знает немало имён. Это не только имена великих правителей и полководцев прошлого, наравне с ними в учебниках истории упоминаются великие учёные, первооткрыватели и творцы. С полной уверенностью можно сказать, что именно благодаря последней категории лиц человечество достигло сегодняшнего уровня развития. Однако уже давно прошли те времена, когда для движения человечества вперёд достаточно было нескольких творческих личностей. В современном мире мы каждый день сталкиваемся с нестандартными ситуациями, задачами, которые порой невозможно разрешить привычным способом, и только способность мыслить, уходя от шаблонов, позволяет найти единственно верное решение. Именно поэтому так важно развить у подрастающего поколения эту способность, научить мыслить нестандартно, иметь свою точку зрения, уметь её аргументировать и отстаивать, ведь эти умения являются залогом успешности в современной жизни, единственным путём к самореализации и раскрытию своего потенциала.

Никто не может точно определить, как у человека возникли креативные (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) способности. Традиционно считалось, что способность к нестандартному мышлению возникла постепенно, в процессе развития человечества и в течение длительного времени.[23,c.128] Однако в 2002 году антрополог Ричард Клайн выдвинул гипотезу, согласно которой эта способность является следствием генетической мутации человека. Но какая из гипотез не оказалась бы правильной, понятие креативности можно вывести уже сейчас. Википедия расшифровывает это понятие, как «творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем».[25] Абрахам Маслоу в свою очередь определял креативность как творческую направленность, врожденно свойственную всем, но теряемую большинством под воздействием среды.[10,с.125] Почему она теряется - вопрос спорный. Возможно, виновато общество со своими правилами и запретами, а, может быть, причина в неправильном воспитании, но в любом случае задачей учителя является раскрыть тот огромный творческий потенциал, который изначально заложен в каждом человеке.

Исходя из вышесказанного, хочется отметить актуальность выбранной темы, а также рассмотреть основные аспекты, касающиеся развития творческих способностей учащихся средней общеобразовательной школы.

Цель данной творческой работы - обобщить и систематизировать накопленный педагогический опыт по развитию творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Можно определить следующие задачи:

- проанализировать различные точки зрения на творчество и творческие способности, которые нашли отражение в современной дидактике,

- представить различные формы развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;

- ознакомить с приемами развития творческих способностей учащихся на примере собственного опыта преподавания.

Предметом работы выступает развитие творческих способностей учащихся, а объектом исследования выбраны различные подходы по формированию креативности, как нашедшие отражение в методической литературе, так и из собственной практики преподавания.

В своей работе опиралась на труды Б.М. Теплова, М.А. Холодной,

А.В. Хуторского, В.Н. Дружинина, Л.С. Выготского, А.Г. Маслоу.

Работа состоит из введения, 8 разделов, заключения, списка литературы, а также одного приложения.

I. Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация.

Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.[13,c.238] Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки.[18, c.136] Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[18, c.133]. Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности, они в ней создаются. Говоря о способностях, надо упомянуть, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. [9,c.25]

Изучая конкретно - психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

Способности подразделяют на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. учебные и творческие

  2. умственные и специальные

  3. математические

  4. конструктивно-технические

  5. музыкальные

  6. литературные

  7. художественно-изобразительные

  8. физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятель-ности. В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, способности человека могут восстановиться, либо резко усилиться.

Кроме того, существует классификация способностей по стадиям и уровням развития.

Стадии развития способностей:

  1. Задатки

  2. Способности

  3. Одаренность

  4. Талант

  5. Гениальность

Уровни развития способностей:

  • репродуктивный

  • реконструктивный

  • творческий

Также, говоря о способностях, нужно упомянуть о такой категории, как одарённость. Одаренность - это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. По определению Теплова, одарённость - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[18,c.137]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

II. Основные понятия психологии творчества.

Психологи давно занимаются исследованиями творчества и творческих способностей, пытаясь внести свой вклад в понимание природы человека. Ученые-психологи, занимающиеся проблемой творчества, ищут ответы на следующие вопросы: в чем психологические особенности творческого процесса, каковы его "механизмы"? различаются ли люди по уровню развития творческих способностей? от чего зависит развитие творческих способностей: от наследственности или от влияния среды? можно ли развивать творческие способности и с какого возраста?

Ученые, изобретатели, деятели искусства занимаются наблюдениями за своими психическими состояниями. Анализ этих наблюдений позволяет воссоздать приблизительную картину творческого процесса.[3,c.169]

Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя - акт создания "идеала", образа мира. Внешняя активность - лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменение состояния сознания. С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связаны и ряд других особенностей творчества; в частности, эффект "бессилия воли" при вдохновении.[19,c.241]

Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин - второй основной его признак. Потребность в творчестве возникает тогда, когда она нежелательна или невозможна: сознание как бы провоцирует активность бессознательного. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего. Многие авторы принимают свои образы за реальность. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченной, со-циально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация.[20,c.253] Итак, спонтанность творческого акта, пассивность воли и измененность состояния сознания в момент вдохновения, активность бессознательного говорят об особых отношениях сознания и бессознательного. Сознание пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию. Главным психическим процессом, который регулирует творческую деятельность, многие исследователи считают восприятие. Второй психический процесс, отличающий креативную индивидуальность, - это процесс воображения и фантазии. Они присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности фантазии, ее силе и яркости; отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, т.е. включение фантазии детей в решение какой-то конкретной проблемы, задачи.[6, c.78]

Большое место в структуре креативного таланта отводится регуляторным процессам - эмоциям и чувствам, а также сфере саморегуляции и самоконтроля. Педагогам указывается на необходимость воспитания у детей целенаправленности в любой интеллектуальной деятельности.[11,c.125-128]

Показатели креативности:

  1. Показатель беглости (скорости, продуктивности). Отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.

  2. Показатель гибкости. Оценивает способность выдвигать разно-образные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

  3. Показатель оригинальности. Характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных.

  4. Показатель разработанности, детализации идей. Используется для оценки фигурных тестов. Высокие значения характерны для тех, кто способен к изобретательной и конструктивной деятельности [15,c.99-101].

Психологической основой литературно-творческих способностей, как и всех остальных способностей к художественному творчеству, является особое отношение человека к миру. Суть этого отношения в том, что оно преодолевает невидимую, но вполне реальную границу между «Я» и «не-Я», преодолевает раздельность человека и мира. Весь мир благодаря ему становится продолжением человека, а человек частью единого целого. Такое отношение многие художники, судя по их высказываниям, считают первоосновой своего творчества. «...Только потому, что мы в родстве со всем миром, восстанавливаем мы силой родственного внимания общую связь и открываем свое же личное в людях другого образа жизни, даже в животных, даже в растениях, даже в вещах» (М. Пришвин).

Восстановление «общей связи» приводит к тому, что человек начинает чувствовать одновременно и единство, и единственность всех предметов и явлений в мире, а значит, всё, к чему он обращается, поворачивается к нему своим индивидуальным, неповторимым ликом. Тогда он в полном смысле слова начинает по-другому видеть, слышать, чувствовать. Тогда для него приобретает особое значение все чувственно воспринимаемое: форма, цвет, любая черта внешнего облика. Они - «носители» единственности, и внутренняя ценность, характерность каждого явления бытия открывается через единственную форму, которая становится «говорящей». Человеку, у которого развито подобное отношение, всегда есть, что сказать о мире, о любом предмете этого мира, потому что весь мир - «его мир», всякий предмет - «говорящий предмет».

Одновременно он осознает необходимость творчества и невозможность молчать и бездействовать, чувствует побуждение к действию, высказыванию, исходящее будто бы от самого «говорящего» бытия, как требование запечатлеть в творческом акте неповторимую ценность и жизнь этого бытия.

Итак, человек будет способен создать подобный образ, если он, кроме эстетической позиции, обладает развитым воображением. Сила художественного воображения, во-первых, в его произвольности, во-вторых, в достаточно богатом запасе впечатлений от окружающего, в-третьих, в свободном и гибком обращении с этим запасом впечатлений, в-четвертых, в подчиненности его эстетической позиции личности. Произвольность, свобода, подчиненность - странное сочетание, но именно оно делает воображение творческой способностью, без него воображение остается лишь нейтральным качеством человеческой психики, которое позволяет просто по-разному «перетасовывать» накопленные впечатления, просто что-то выдумывать. Постепенно «прорисовывающийся» во внутреннем плане образ, создаваемый силой воображения, уточняется и материализуется уже в ходе практической деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной или иной). И для того, чтобы такая материализация оказалась успешной, необходимо полное овладение языком и средствами конкретных видов искусства. Здесь вступают в силу некоторые специальные способности. В литературном творчестве это будет, конечно же, особая чуткость к слову, к оттенкам его значений, к звуковым и даже графическим свойствам, к тем качествам, которые нейтральны для обычной речи. Роль языкового чутья, богатства словарного запаса в процессе создания художественного произведения огромна, но способности к литературному творчеству к ним, как мы старались показать выше, не сводятся. Собственно, только встав на службу воображению и эстетической позиции, они становятся настоящими художественными способностями. Сами же по себе они достаточно нейтральны: чувство слова нужно и ученому-филологу, и редактору, без него невозможно успешно преподавать и т. д.

Почему же «слишком»? Ведь он свободен, то есть может выражать себя и импровизировать сколько угодно. Он работает в области родного языка, которая, в отличие от области пластического изображения или музыки, и не требует, казалось бы, особого обучения. Но дело в том, что спонтанное детское творчество, предоставленное самому себе, яркое и непосредственное вначале, иссякает, исчезает по мере взросления у большинства детей, если не создать особые психолого-педагогические условия для его развития.

И все богатые предпосылки способностей, которыми обладает в определенном возрасте каждый нормальный ребенок, пропадают навсегда, так и не став настоящими способностями. Чтобы этого не происходило, нужно, во-первых, уметь видеть эти предпосылки и, во-вторых, понимать, каковы должны быть те целенаправленные психолого-педагогические воздействия, которые помогут развитию, качественному преобразованию возрастных предпосылок в способности.[12, c.86-91]

Творческая способность является самостоятельной способностью, независимой от интеллекта. В более "мягком" варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является "теория интеллектуального порога" Э. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области психологии интеллекта, в частности, Г. Айзенк.

Однако высокий (и даже сверхвысокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.[8,c.10]

III. Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения.

В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразова-тельных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школь-ного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих предметов, или же декларируемое направленное («специализированное») развитие школьников за счет более полного усвоения отдельных предметов, соответствующих определенным отраслям научного знания и искусства. В то же время почти не уделяется внимания рефлексивной стороне деятельности школьников, развитию их творческого потенциала. Это приводит к тому, что, с одной стороны, большинство школьников не до конца осознают себя реальными субъектами процесса обучения, а с другой стороны, школа все более и более утрачивает свои позиции в плане воспитания и развития учащихся. Происходит отчуждение личности и деперсонализация участников взаимодействия в процессе обучения, что закономерно приводит к снижению продуктивности деятельности как школьников, так и учителей, репродуктивному характеру их труда, а кроме того - к внутриличностным, межличностным и групповым конфликтам.[2,c.3-5]

Решение задачи формирования у школьников творческого отношения как к своей учебной деятельности, так и к любой другой полагает, в свою очередь, профессиональную компетентность педагогов, их потребность в достижении высокого уровня профессионального мастерства, углубление опыта и совершенствование профессиональных умений, личностно-деловых профессионально важных качеств, достижение высокого уровня мотивации деятельности.[17,c.34]

Между тем традиционно сложившаяся система вузовского и поствузовского образования не дает внешних и внутренних стимулов к формированию у учителя как закрепленной потребности в творчестве, творческого отношения к педагогической деятельности, так и педагогических активно-действенных технологий развития творческого потенциала учащихся. [22,c.159]

В результате выявляются противоречия в реальной организации учебно-воспитательного процесса:

  • между необходимостью повышения уровня развития творческого потенциала личности школьника и существующей системой среднего образования;

  • социальным заказом в области развития учащихся и инертностью традиционной системы подготовки как педагогов, так и учеников;

  • уникальностью личностно-профессионального пути развития педагогов и недостаточным его учетом в моделировании и проектировании новых, развивающих творческий потенциал личности школьника технологий;

  • необходимостью формирования творческого потенциала личности школьника и неразработанностью целостной концепции его развития.

Целенаправленное развитие-формирование творческого потенциала учащихся закладывает такие цели, как осознание школьником своих способностей и своих возможностей к творческому решению задач различного характера; знание степени соответствия своих возможностей требованиям со стороны педагогов, родителей и общества в целом; знание степени своего признания в мини-сообществе (класс, группа, компания и др.); оценка предпосылок последующего развития способностей и самореали-зации; знание слабых и сильных сторон и путей самосовершенствования, знание своих индивидуальных способов творчески успешного действия, поиск индивидуального стиля творчества; отношение к себе как к личности, субъекту жизнедеятельности; представление о своем будущем в перспективе избранной профессии; контроль за собственными интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими реакциями, управление ими. [16,c.184]

Решение таких задач и достижение соответствующих целей требует определения субъективных и объективных условий организации процесса воспитания учащихся и построения стратегий, обеспечивающих потребность и возможность достижения соответствующего уровня творческого потенциала учащихся, их дальнейшее творческое развитие и высокую конкурентоспособность как будущих профессионалов.[19,c.53-54]

IV. Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста.

Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст. Чем же он характеризуется?

Сравнивая старшеклассников с учениками средних классов, прежде всего нельзя не заметить решительного сдвига в активности теоретической мысли. Школьники 15-16 лет очень часто обнаруживают повышенный интерес к самостоятельному обсуждению самых различных проблем. Споры друг с другом, дискуссии на уроках, участие в школьных диспутах, по-видимому, отвечают насущной потребности возраста.[1,c.154]

Некоторые обобщения преподавателей на уроках зачастую вызывают оживление в классах, пробуждают самостоятельную мысль. Чаще, увереннее звучит теперь на уроках вопрос «почему?». Находятся ученики, склонные усомниться в выводах, готовые пуститься в рассуждения, даже независимо от того, велики ли у них фактические знания.[21,c.64]

Гораздо более интересными становятся сочинения учащихся. Известно, что для умственной продукции школьников характерно преподнесение мыслей учителя в качестве собственных суждений. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что в сочинениях и ответах учеников дословно повторяются рассуждения учителя (или воспроизводятся мысли, взятые из учебного пособия) без ссылки на источник и иногда со значительным пафосом; нередко при этом пишется (или говорится): «по-моему», «мне кажется», «я думаю» и т.п. (Может быть, потому, что учебный процесс в школе во многом сводится к запоминанию и повторению: по отношению к основной массе учебного материала у школьников нет ни возможности, ни надобности иметь точку зрения, отличную от предлагаемой им.). В старших классах подобная внушаемость заметно уменьшается, по мере того как ученики начинают критически мыслить, спорить, задавать вопросы по существу проблем.[5,c.137]

Особая податливость старших подростков чарам искусства, по-видимому, обусловлена всей совокупностью свойств возраста. В 15-16 лет, в годы мечтаний и тяги к романтике, очень легким и желанным может быть переход к воображаемому миру.[13,c.65] Эмоциональный заряд и новизна впечатлений, которые несут в себе произведения искусства, в особенности, если они задевают сферу нравственную, как нельзя лучше соответствуют настрою ожидания, предчувствию впереди чего-то значительного, что так характерно дня ранней юности.[4,c.21-25]

Расположенность к художественному творчеству проявляется в эти годы в самых разных направлениях. Во многих школах издаются рукописные журналы, где можно встретить не только стихи, но и рассказы. В оформлении таких журналов, как и стенных газет старших классов, нередко привлекают к себе внимание сложные, выразительные и самостоятельные по замыслу рисунки.

Отмеченные особенности свидетельствуют о том, что старший подростковый возраст заключает в себе исключительно благоприятные предпосылки для широкого, многостороннего умственного развития.[7,c.49]

V.Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы.

5.1.Творческое прочтение художественного текста.

Школа без творчества просто немыслима. Без него не появятся ни герой, ни ученый, ни мыслитель, ни изобретатель. А потому творчество во всех его проявлениях - фундамент для будущего, основа школы.

Творчество, полет мысли необходимы на всех уроках, если мы хотим вырастить личность неординарную, думающую. А литература без творчества просто перестает быть литературой.

Что же нужно для того, чтобы на уроке литературы возникло желание мыслить, творить, фантазировать?

Прежде всего, эмоциональный всплеск, создающий активное отношение к произведению. Всплеск этот должен быть организован учителем и может быть простейшей беседой по первому впечатлению о произведении. (Понравилась ли вам книга? Почему? Что было в ней самым интересным? А самым грустным/ веселым / трудным/? Почему? О чем заставила задуматься книга? О чем бы вам хотелось поговорить на уроках?). «Всплеск» можно спровоцировать каким-либо высказыванием, которое заставит спорить. Например: В «Мертвых душах» ничего смешного нет. Многие считают, что «Мастер и Маргарита» М. Булгакова - непонятное, а потому неинтересное произведение. Драма «Гроза» безнадежно устарела и т.д. Обмен впечатлениями заставит учащихся сформулировать свои позиции. Сопоставить их с позициями товарищей. Может быть, какие-то аспекты произведения возникнут в сознании школьников впервые.

Активизация личностного восприятия продолжается и в организации сопереживания с героем произведения, сопоставлении себя с книжными ситуациями. Учитель предлагает учащимся поставить себя на место одного из героев, спроецировать ту или иную ситуацию из жизни героев на свою собственную жизнь, на свой характер. Например: «Если бы вы оказались на месте Андрея Болконского в ситуации с изменой Наташи Ростовой, как бы вы поступили? Хотели бы, чтобы ваша жена стала такой же, какой мы видим Наташу в эпилоге романа? Хотели бы вы, чтобы в вашей жизни случилась такая большая любовь, как в жизни Веры Шеиной? А хотели бы, чтобы вас полюбил такой человек, как Желтков? Почему?» Примеряя ситуацию на себя, учащиеся учатся думать, вырабатывают жизненные позиции, тем самым углубляя свое восприятие и понимание произведения.

Углубление - это еще один способ пробуждения творческих сил в ученике. Он предполагает знакомство с источником произведения, его историей, временем, которое связано с ним. Конечно, знакомство не должно быть только информативным, следом за сообщение фактов обязательно должны быть «почему, зачем?». Например: «Почему И. С. Тургенев изменил реаль-ную концовку о Муму? Почему М.Ю. Лермонтов не согласился с реальной судьбой монаха в поэме «Мцыри»? Такие вопросы заставляют учащихся думать над смыслом художественного произведения, над теми задачами, которые ставил пред собой писатель.

Прием перевоплощения позволяет как самое простое (пересказ с изменением лица рассказчика), так и более сложное: письмо (например, Софья Фамусова пишет из Саратова своей подруге); странички из дневника Татьяны Лариной; исповедь героя. Данный прием заставляет учащихся встать на место героя, проникнуть в характер героя, попытаться понять его.

Продолжение произведения особенно любимо учащимися, но допустимо лишь тогда, когда дальнейшая судьба героя недостаточно ясна или, наоборот, слишком прозрачна. Например: «Судьба Владимира Дубровского», «Судьба Аркадия Кирсанова», «Куда ушла Нора?», « Есть ли будущее у Онегина?», «Как сложится судьба Григория Мелехова?»

Осовременивание произведения, наложение его сюжета на современность. Например: «Митрофанушка в 21 веке», «Мещанин во дворянстве или «но-вые» русские» и т.п. Нужно стремиться к каждому автору и произведению найти свой ключик, который заставит взглянуть на это произведение и его автора с другой стороны.

Знакомство учащихся с таким нестандартным подходом к произведению заставит их думать и видеть в прочитанном подтекст, придавать значение слову, детали, имени, фамилии, названию, жанру. Поначалу неожиданный ракурс подскажет учитель. Со временем школьники будут находить их сами, что поможет творческому осмыслению литературы. Развитию умения видеть многогранность классики. Подобрать музыкальные фрагменты, произведения живописи, поэзии, созвучные тексту. Прочитать текст в музыкальном сопровождении.

Исследование - это уже более серьезная творческая работа, которая пред-полагает глубокое изучение какой-либо темы, знакомство с научной литера-турой, самостоятельное обобщение и систематизацию материала. Такая работа требует индивидуального подхода, как к каждому ученику, так и к каждой теме. Она должна учитывать интересы и склонности, возможности и способности ученика и, безусловно, должна быть интересна самому учите-лю, потому что подобная работа - это совместное творчество ученика и учителя. Только при этих условиях она эффективна и полезна для обоих. Исследование всегда должно быть «озвучено», то есть его должны услышать другие: это стимул, как для докладчика, так и для аудитории. Творчество «заразительно», особенно когда творит твой коллега, товарищ, ровесник. Поэтому я и говорю о публичном выступлении, защите своего мнения, поисков и находок.

5.2.Работа в группах.

Продуктивной творческой работе помогает элемент состязательности, который всегда подогревает участников. Здесь очень хороши различные конкурсы, работа в группах, творческие зачеты. Они возможны на заключительном этапе изучения какой-либо темы и подразумевают домашнюю подготовку, творческой защиты материала. Объединяя учащихся в группы, учитель сознательно включает в них ребят разного уровня.

Важным и действенным составляющим организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения является работа в группах как форма организации учебной деятельности.

При моделировании уроков в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что ученик, выполняя проблемное задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознает свои потребности. В итоге у него развиваются способности находить решение в новых ситуациях, т.е. развивается интеллект.

Разработанная модель групповой самостоятельной работы предполагает, что учащиеся формируются в разноуровневые группы постоянного или смешанного состава от 3 до 7 человек (количество групп зависит от числа учащихся в классе). Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта).

В качестве работы в группе давно очень интересна работа по созданию альбомов, когда ученику предоставляется возможность почувствовать себя в качестве редактора. Альбом может содержать различную тематику от представления различных авторов до объединения различных тем. Например, при изучении современной лирики группам дается задание представить себя в качестве редактора, художника-оформителя и т.д., составить (издать) сборник стихотворений какого-нибудь поэта, который будет содержать все основные элементы. Каждая группа выбирает себе одного из этих поэтов, самостоятельно знакомится с его творчеством и приступает к выпуску сборника его стихов. Первая страница альбома - название сборника. Оформление титульного листа с названием книги, которая может просто называться «Стихотворения А.Вознесенского», а можно придумать и более оригинальное название, например, по первой строчке какого-то стихотворения или словами, отражающими личность поэта. Далее идет небольшая по объему вступительная статья, включающая сведения о жизни и творчестве писателя, а потом выбираются несколько стихотворений автора (5-7), завершением является анализ одного из стихотворений, помещенного в альбоме. Альбом можно проиллюстрировать, сделать соответствующие рисунки. На подготовку дается две недели. Здесь в группе каждый получает задание по способностям: одни выразительно читают стихотворения, другие готовят иллюстрации к альбому, просто подбирают материал и т.д. Итак, альбом готов. Самое главное - защита своей творческой работы. Группа представляет свой альбом, поясняет, почему был выбран именно этот автор, потом рассказывают о нем, читают его стихи (выбирают три стихотворения из тех, которые есть в альбоме), далее следует анализ любого стихотворения. За урок каждая группа успевает выступить. Можно объединить стихотворения по теме. Например, «Осень в произведениях русских поэтов» - 5 - 7 класс. По сказкам Пушкина создаются альбомы «Иллюстрации по сказкам Пушкина». Это иллюстрации по отдельным сказкам или по нескольким. Каждая иллюстрация должна содержать соответствующую ей цитату. Таким же образом можно проиллюстрировать любое произведение. А можно эту работу предложить по творчеству отдельного автора, отразив в нем разнообразие жанров и тем. Альбом по творчеству Пушкина будет содержать и отрывки из стихотворений и произведений прозаических, иллюстрации, цитаты, высказывания. В старших классах эта работа может быть продолжена. Это составление альбомов по определенным темам (Любовная лирика, гражданская, пейзажная лирика в творчестве одного поэта или нескольких) Более сложная, но тоже интересная работа по художественным средствам, особенностям стиля писателя. Например, по творчеству Чехова составляется работа под названием « Краткость - сестра таланта». Предполагается работа с текстом по нескольким рассказам, выбор отдельных эпизодов, которые показывают мастерство автора в создании краткой, но емкой характеристики героя, или пейзажные зарисовки в рассказах Чехова, который порой одним предложением рисовал целую картину.

Конечно, любое творчество должно иметь логическое завершение, а завершением этим становится анализ-стимул, когда анализируются удачи и просчеты, находки и ошибки, когда поощряется даже крохотная искра (слово, предложение, образ и т.п.) и осторожно, без иронии, указываются недочеты. Тогда анализ становится толчком к продолжению, совершенствованию работы, стимулом к творчеству. Стимулом также будут и публичные выступления, публикации в школьных газетах и журналах.

5.3. Инсценирование на уроках литературы.

12-балльная система оценивания, одним из критериев которой является творческий подход к изучаемой информации, уже не вызывает прежних нареканий как со стороны детей и их родителей, так и со стороны учителей. Все знают, что для получения 12 баллов по литературе ученику придется продемонстрировать свои творческие способности. Введение элемента творчества как критерия оценки особенно закономерно, если речь идет именно об уроках литературы. Ведь путь к пониманию произведения искусства зачастую лежит через собственное творчество. Главная задача преподавателя является создание условий, в которых учащиеся могли бы проявлять и развивать свои творческие способности. А для этого учителю самому нужно обладать креативным мышлением.

Творческий подход к преподаванию литературы должен неизменно присутствовать на всех этапах учебного процесса: от изложения нового материала до контроля приобретенных умений и навыков.

Один из способов выявить и развить творческие навыки учеников - это метод инсценировки. «Театрализованная» подача помогает усвоению практически любого материала. В детском возрасте 70% информации воспринимается целостно, всем существом, всем телом ребенка, и только 15-20 % - на слух. Канал целостного восприятия подавляется лишь в старших классах. Театр как раз и помогает «подключить «» к восприятию всего ребенка «целиком».Погружаясь в создание спектакля «на тему о…» , вживаясь в образы, он эту информацию в буквальном смысле слова проживает. Конечно, благодатной почвой для театрализованных представлений являются уроки литературы. Никто из учителей, преподающих литературу, не будет спорить с тем, что это нужно. Просто выучить отрывок, наизусть - скучно, а когда тебе нужно сыграть свою роль - дело другое. Истинное творчество всегда предполагает момент перевоплощения, и наиболее очевидно это проявляется в творчестве актера. Учителю стоит иногда попробовать себя в роли режиссера и сценариста, выстраивая урок так, чтобы ученики могли перевоплощаться в персонажей изучаемого произведения. Это даст возможность учащимся воспринимать произведение не просто как готовый текст, который нужно прочитать, зарабатывая оценку, а как событие, в котором можно принять участие. Можно предложить ученикам те только быть актерами, но и самим стать сценаристами и режиссерами. Например, работа в группах с текстом художественного произведения. Класс делится на несколько групп (по 4-5 человек) и каждой дается задание выбрать отрывок из текста и инсценировать его, времени на подготовку - неделя. В группе каждый получает свое задание: кто занимается создание реквизита и костюмов, кто пишет сценарий, кто просто будет актером. На отдельном уроке каждая группа показывает свое представление. При чем инсценировать можно не только произведения специально предназначенные для сцены, просто это уже работа более высокого уровня, требующая большего проявления творчества.

Так, начиная с любимого в начальной школе чтения по ролям и инсценирования басни, можно постепенно переходить к более сложным формам инсценировки, которые потребуют большего проявления творчества.

В 5 классе это инсценировки по сказкам Пушкина, сказка Андерсена «Снежная королева». В старших классах, когда начинается знакомство с драматическими произведениями, это «Фауст» Гете, «Ревизор» Гоголя и пьесы Чехова и Островского. Если дети привыкли с младших классов к такому виду работы, то в старшем возрасте они тоже с удовольствием берутся за инсценировки, при этом тексты учатся наизусть - тут уже дело принципа. Надо ведь по-настоящему, а просто так выучить текст - на оценку - попробуй заставь.

Конечно, инсценировка требует особой подготовки, больших затрат времени, поэтому на каждом уроке это сделать невозможно. Это можно сделать на итоговых, обобщающих уроках. Но инсценирование в качестве элемента урока можно использовать гораздо чаще.

Хорошо известны и применяются многими учителями типы уроков такие, как «Суд над Раскольниковым» - тоже своеобразная инсценировка, только уже спонтанная, когда каждый знаком со своей ролью условно, то есть «Раскольников» стоит перед классом, разделенным на 3 части. Первая - обвинители (они заранее подготовили ему свои обвинения и даже договорились, кто за кем будет выступать), вторая - защитники (они должны отбивать «атаки» обвинителей). Сам «Раскольников» тоже отвечает на вопросы, оправдывается или признает свою вину. Третья часть - сочувствующие или просто зрители, которые должны будут потом высказать свое мнение.

Более простой вариант - разговор с героем произведения. Задаем ему вопросы. Даже не обязательно посвящать этому целый урок, достаточно 10- 15 минут.

5.4.Проектная деятельность и компьютерные технологии на уроках литературы.

Последнее время в школе особой популярностью пользуется проектная деятельность. Компьютерные технологии дают новые возможности для проявления своего творческого потенциала. Это всевозможные презентации по различным темам. Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. При создании мультимедийных проектов по литературе в качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель информатики, так как сам проект представляет собой интеграцию этих дисциплин.

Данный вид деятельности позволяет ученикам формировать умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.

Главная цель проектной деятельности - разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная задача педагога при работе над проектом - дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела. Методика работы над мультимедийным проектом состоит из четырёх этапов:

  1. постановка проблемной ситуации и формирование группы;

  2. сбор и обработка материала;

  3. презентация проекта;

  4. обсуждение результатов.

Очень важно организовать промежуточные обсуждения полученных результатов.

Презентации проектов могут быть приурочены как к общешкольным мероприятиям и праздникам, так и являться иллюстративным материалом обычного урока. Во втором случае это может быть менее трудоёмкий проект по биографии писателя, или по определённой теме, или по конкретному произведению. Подобная проектная работа может заменять традиционное написание рефератов. После презентации следует обязательное обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления. Все участники проекта поощряются.

VI.Творческий подход к домашнему заданию по русскому языку и литературе.

Выполнение домашних работ всегда вызывало у учащихся определенные затруднения. В это время нужно проявить, во-первых, волю, во-вторых, знания, в-третьих, терпение. И действительно, часто бывает, что домашняя работа - это скучное упражнение или монотонный текст, в котором нечего понимать, все ясно, а запоминать трудно.

Но, как доказали ученые-психологи, знания полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала и является показателем интеллектуального роста. Что же может дать толчок к самостоятельному, качественному выполнению домашнего задания? Интерес, стремление человека к глубокому и всестороннему ознакомлению с тем или иным явлением, с той или иной областью жизни. Конечно, хорошо, когда у ребенка наблюдается склонность к русскому языку, тогда и пробудить интерес не составит труда. Но у учителей наибольшую тревогу вызывать учащиеся, которые не имеют склонностей к предмету или особым желанием им овладеть. Грамотная организация самостоятельной работы у таких учащихся будет лучшим средством активизации мыслительной и речевой деятельности при обучении русскому языку. Домашние задания должны быть для них самыми разнообразными.

Деятельность учеников при выполнении домашнего задания может носить как воспроизводящий, так и творческий характер. Упражнения данных типов должны находиться во взаимосвязи или чередоваться. Нельзя отдавать предпочтение только одному, конкретному виду. Комбинирование же их будет способствовать развитию творческой активности учащихся. При этом желательно повышать уровень самостоятельности и творчества от задания к заданию, от урока к уроку.

С целью дифференцированного подхода могут быть предложены домашние задания разные по степени трудности или предоставлен выбор, что позволяет избежать авторитарности в процессе обучения, право выбора дает возможность проявиться наклонностям ученика, его интересам. Так, одни будут списывать упражнение, расставляя знаки, другие - искать примеры в художественной литературе, третьи - делать доклад на заданную тему, четвертые - писать сочинение. Учащиеся самостоятельно при этом решают, какой уровень выбрать для себя: работу по образцу, работу частично-поискового характера или высший уровень самостоятельности мышления - поисковую деятельность, осуществляющуюся, например, при написании ими сочинения.

А. Ф. Ломизов предлагает подразделить все виды упражнений на 2 основные группы: упражнения аналитического характера и синтетического характера. Если отбросить все те варианты, которые не подходят для домашнего задания, то остальные будут подразделяться таким образом, располагаясь от простых к более сложным частично-поискового и поискового уровня.

Упражнения аналитического характера (по образцу):

  1. постановка знаков и букв и объяснение;

  2. письмо по памяти;

Упражнения синтетического характера:

  1. Частично-поисковый

  • Подбор учащимися примеров на данное правило в указанном учителем тексте изучаемого произведения.

  • Составление учащимися примеров на данные правила.

  • Работа со схемами

  1. Поисковый характер

  • Составление и запись миниатюрных связных текстов.

  • Сочинение.

  • Сообщение учащихся в связи с обобщающим повторением.

Практически все эти виды относятся к творческой деятельности учащегося. Т.е. ребенок, подключая частично-поисковую и поисковую модель работы, поднимается на более высокую ступень, по сравнению с предыдущими, более простыми вариантами (списывание, выполнение по образцу), которые учитель использовал на уроке. Ребенок учится думать, анализировать, объяснять и применять знания на практике, вырабатывает прочные навыки, будучи сам заинтересован в этом. Виды работ предполагают использование учебника русского языка или справочной литературы по данному предмету (выписать в личный словарик трудные слова; составить словарный диктант на какую-нибудь тему, правило; по этимологическому словарю подготовить небольшое сообщение о происхождении какого-либо слова и т.д.), работу с планами, схемами, таблицами (заполнить таблицу примерами - таблица «не» со всеми частями речи; составить связный рассказ по таблице, схеме; закончить выполнение схемы; составить план параграфа; составить таблицу, вопросник к теме и т.д.); опору на классические литературные произведения (выписать из любого литературного произведения сложноподчиненные предложения, предложения с причастными и деепричастными оборотами, примеры с описанием внешности, интерьера и т.д.) Виды работ творческого характера: написать сочинение по картине; сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий; сочинение - рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение-миниатюра; составить план рассказа, главы, озаглавить рассказ, написать изложение от первого лица и т.д.

Составление кроссвордов по теме, произведению, биографии писателя. Создание тестов по содержанию произведения (вопрос, а к нему три варианта ответов). Такие задания полезны еще и тем, что заставляют обращать внимание на детали произведения, глубже проникать в содержание, причем все это происходит непроизвольно. Учащиеся, как правило, любят такие задания. Конечно, уровень выполнения разный, но в классе на вопросы, предложенные в тестах, отвечают все и выбирают лучшие. Аргументируют свой выбор. Творческие задания по литературе для 5-го класса - это, например, создать альбом с иллюстрациями по сказкам или по одной. За это задание с удовольствием берутся даже те, которые не очень хорошо умеют рисовать. Цель этого задания - включить воображение ребенка, направить на творческий поиск, ведь к каждому своему рисунку нужно еще и подобрать соответствующую цитату из текста.

В этом плане очень хорошим примером является оформление тетради по литературе, которая дает право ученику дополнять ее содержание своими заметками, записями, рисунками, кроссвордами по теме. Каждый раз дается дополнительное задание (по желанию) нарисовать что-то в тетради, выписать, подобрать цитату. Работа выполняется, как правило, большинством, так как всегда оценивается положительно.

Итак, многообразие видов домашних заданий, которые можно сочетать с традиционными, дает возможность для альтернативного подхода или дополнения. Единственное, что должен определить для себя учитель - это какой вид работы разумнее использовать в данный момент.

VII.Оценивание творческих работ.

Отдельно надо сказать об оценивании творческих работ. Все творческие работы и даже элементы проявления творчества должны обязательно оцениваться, причем это должна быть только положительная оценка и даже в большинстве случаев несколько завышенная, поскольку критерии здесь условные. Для одного ученика не составит труда выполнить определенное задание, а для другого иногда даже подбор цитаты - это сложная работа, творческий поиск, поэтому задача учителя не столько объективно оценить саму работу, сколько усилия ученика, в нее вложенные. Главное - создать стимул двигаться дальше, показать ученику, что у каждого есть возможность проявить себя и получить за это хорошую оценку. Поощрение - очень важный момент к стимулированию дальнейшего проявления творчества. Обязательно надо похвалить, показать всему классу, объяснить достоинства работы, объявить всем о положительной оценке, тогда только уж очень ленивый не захочет что-нибудь тоже создать. Не надо жалеть на это оценок.

VIII. Внеклассная работа.

В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа по предмету. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников. Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика.
Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки и т. д.

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Традиционным видом внеклассной работы является проведение литературных гостиных. Литературные гостиные направлены на приобщение учащихся к миру литературы, миру прекрасного, расширение кругозора, развитие творческих способностей через участие в театрализованных представлениях, памяти, воображения, воспитание духовного вкуса, коммуникабельности.

Их можно проводить как во время недели русского языка и литературы, так и приурочивать к определенным датам и праздникам. Как правило, литературная гостиная проводится в актовом зале на сцене, что создает особую обстановку. Оформляется сцена, подбирается музыкальное оформление, готовится выразительное чтение стихотворений, инсценируются отрывки из литературных произведений. В кабинете стараемся создать праздничную, торжественную атмосферу. В литературной гостиной участие принимают ученики не только одного класса, а параллели, а можно сделать и смешанный состав, куда входят разные классы. Например, в 11 классе литературная гостиная по творчеству поэтов серебряного века (сведения о поэтах, читались стихи, исполнялись песни на стихи поэтов в исполнении ребят, даже звучали стихи, на которые ребята сами написали музыку). Литературно-музыкальная композиция, посвященная женщине «Ты - женщина, и этим ты права», приуроченная к празднику 8 марта. Исполнялись стихи о любви, о женщине-матери, звучали песни, посвященные этой теме, как дополнение - танцевальные композиции и отрывки из «Юноны и Авось». Пятые классы прощались с осенью. Литературная гостиная «Очей очарованье» по стихотворениям русских поэтов, посвященных осени, с танцами, костюмами и элементами инсценирования. Как правило, приглашаются в качестве зрителей учащиеся одной параллели или нескольких классов. Например,11 классы могут пригласить в качестве зрителей 10-ые классы, а пятые - показать свое творчество начальной школе.

Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику. Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно - эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения. Конкурсы на инсценирование сказки, литературным произведениям по классам или параллелям.

Постоянный выпуск стендов по различным литературным темам может быть результатом как работы различных факультативов и кружков, так и просто учениками, которые с удовольствием берутся за это дело, и во время изучения определенной темы готовят стенд по творчеству писателя или на какую-нибудь другую.

Создаются альманахи детского творчества, проводятся встречи любителей литературы, юных поэтов, где ребята читают свои стихи и рассказы и имеют возможность послушать других, конкурс иллюстраций к прочитанным книгам, конкурсы чтецов, игры, викторины, олимпиадами русскому языку, экскурсии. Внеурочная работа призвана сделать шаг вперед по сравнению с уроком в обогащении учащихся знаниями и умениями. Кроме того, внеклассные занятия - одна из форм научной популяризации предмета и развития творческих способностей учащихся.

Заключение.

В данной работе была предпринята попытка изучения креативности. Для этого были рассмотрены понятия творчества, творческой деятельности, рассмотрен творческий процесс, а также особенности учащихся старших классов. Мы выяснили, что понятие творчества неоднозначно и имеет множество толкований в зависимости от того, с какой позиции рассматривать этот процесс.

Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности для развития творчества не всегда используется полностью. Отсюда следует, что развитие творческого потенциала на уроках и во внеклассной деятельности - актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.

Из понимания творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.

Целью данной творческой работы было обобщение и систематизация накопленного педагогического опыта по развитию творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Предметом нашей работы выступает развитие творческих способностей учащихся, а объектом исследования выбраны различные подходы по формированию креативности, как нашедшие отражение в методической литературе, так и из собственной практики преподавания.

В работе приведены несколько упражнений, применяемых для активизации творческой активности, проанализированы общие принципы оценки креативности.

Библиографический список использованной литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  2. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. - С.53-56.

  3. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 1971

  4. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 21-25.

  5. Выготский Л.С. (1984). Психология подростка // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика. С. 5-242.

  6. Гордон У. Синектика: развитие творческого воображения. - М., 1961.

  7. Грэйс Крайг Психология развития. - СПб.: Издательство "Питер", 2000.

  8. Дружинин В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. - 2005.- Том № 26.- № 5. - С.101-109.

  9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различии. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 448 с.

  10. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с

  11. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая

школа, 1978

  1. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. - 1996. - № 4.

  2. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987

  3. Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова , 2003

  4. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 1991.

  5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

  6. Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. - 2002. - № 4.

  7. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982

  8. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. Тр. / Свердл. инж. - пед. ин - т. - Свердловск, 1990.

  9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. - Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во "Барс". 1997.

  10. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 352 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

  11. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003.

  12. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека - М.: Логос, 2002.

  13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2 - е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.: ил

  14. Интернет-энциклопедия «Википедия», статья «Способности»: ru.wikipedia.org/wiki/Способности#cite_note-0




© 2010-2022