Урок русского языка для 5 классаИмена собственные и нарицательные

Урок по русскому языку в 5 классе по теме: « Имена существительные собственные и нарицательные».  Цели: углубление понятия   обучающихся об именах собственных и нарицательных. Задачи: формировать  умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);   умения сравнивать, группировать, делать выводы; развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; расширять кругозор учащихся. Наглядность и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку в 5 классе по теме: « Имена существительные собственные и нарицательные».


Цели: углубление понятия обучающихся об именах собственных и нарицательных.

Задачи:

  • формировать умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках); умения сравнивать, группировать, делать выводы;

  • развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся;

  • воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; расширять кругозор учащихся.

Наглядность и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! «Улыбнитесь друг другу, сядьте удобно».

Психологический настрой на урок.

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

II.Актуализация знаний.

Каждое день человек начинает с утренней зарядки, а мы урок начинаем с орфографической зарядки - разминки.

1.«Третий лишний»

А) Имя существительное, предлог, имя прилагательное

Б) Подлежащее, сказуемое, дополнение

В) Наречие, корень, приставка

2. «Назови одним словом»

А) ! : ? -…

Б) Дополнение, обстоятельство, сказуемое -…

В) Глагол, местоимение, имя существительное -…

3.Словарный диктант.

Вырастить, подросли, цитировать, цыганский, шоссе, шелковый, циркач, росток, предлагать, уложить, цитрусовый, цыплята, крыжовник, шепот.

Взаимопроверка в парах.

  • Встаньте те, у кого нет ошибок

  • Поднимите руку, кто в диктанте допустил ошибки? Вам следует ещё раз повторить данные орфограммы. Запишите карандашом на полях тетради узелок на память §§ 84-87.

  • Назовите имена существительные и объясните свой выбор

  • На какие группы можно разделить имена существительные?

  • Как называются остальные части речи?

  • Что называется именем существительным?

Сегодня мы продолжаем знакомиться с именем существительным и узнаем много нового.

III. Открытия нового знания.

Перед вами на слайде 3 предложения.

  • Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

  • Почему имя существительное малыш в этих предложениях пишется по-разному?

В нашей семье появился малыш.

Котёнок Малыш громко замурлыкал.

«Малыш» - это современный магазин для детей и их родителей.

IV. Формулировка темы и целей урока

  • Что вы заметили?

  • Почему слова, которые произносятся одинаково, пишутся по - разному?

  • Сформулируйте самостоятельно тему урока и наметьте цели к уроку.

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.

Цели:

Какие существительные называются собственными?

Какие существительные называются нарицательными?

Научимся правильно писать имена собственные.

V. Продолжение открытия новых знаний.

Вокруг нас огромное множество предметов: деревьев, людей, городов, книг, животных. Деревьев много, и они различны, но все-таки о каждом мы говорим - это дерево. Так, словом книга мы называем любую книгу, хотя могут отличаться содержанием и размерами.

Словом стол называются все столы, какие бы они ни были: и письменный, и обеденный, и кухонный, и операционный.

  • Как же называются однородные предметы?

Существительные, называющие однородные предметы, называются нарицательными.

  • Назовите нарицательные имена существительные?

Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей.

Так же и с другими предметами. Например, чтобы из всех рек, впадающих в Азовское море, выделить самую большую реку, её назвали Дон. А самая большая река в европейской части нашей страны называется Волга.

  • Как же называются единичные( индивидуальные) предметы?

Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы являются именами собственными.

Имена собственные могут состоять из одного слова (Волгоград, Москва) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Ростов-на-Дону). Тогда в предложении такие сочетания выступают как один член предложения.

  • Какие существительные мы отнесём к именам собственным?

ФИО, клички, географические названия, названия книг, фильмов, картин, спектаклей, предприятий, названия исторических событий.

  • Как же пишутся имена собственные?

Откройте учебники и прочитайте правило в рамке на страницах 197,199.

  • Что нового узнали?

VI. Первичное закрепление.

Давайте потренируемся в умении различать и правильно писать имена собственные.

Упражнение 491, страница 198

  • Выберите общее название для каждой группы слов

  • Как пишутся собственные имена существительные?

Физкультурная минутка.

VII. Самостоятельная работа.

Упражнение 494, страница200

  1. вариант - задание под 1-2, 2 вариант - задание под цифрой 3-4.

  • Какой вывод вы сделали после написания упражнения?

Иногда нарицательные имена существительные становятся собственными и наоборот. И в зависимости от того, как их написать, меняется и смысл сказанного.

VIII. Систематизация и повторение.

Слова луна, солнце, земля тоже пишутся по-разному, и с большой, и с маленькой буквы.

  • Посмотрите на рисунки и подумайте, когда?

  • Выпишите только те предложения, в которых слова луна, земля, солнце нужно писать с заглавной буквы.

  • Сколько предложений вы выписали?

  • Почему именно эти предложения?

Найдите ошибки в предложениях.

Чтобы вас правильно понимали нужно знать, когда ставить или не ставить кавычки. Обратите внимание, что лишние кавычки это тоже ошибка.

  • Какие имена собственные мы заключаем в кавычки?

К именам собственным относятся и названия праздников.

Посмотрим на листы календаря. Сделаем вывод.

В названиях праздничных дат месяц пишется с заглавной буквы. В названиях самих праздников с прописной буквы пишется первое слово и входящее в название имя собственное. Хотя в названиях некоторых праздников традиционно сложилось написание всех слов с заглавной буквы.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

  • Какие открытия сделали на уроке?

Выскажитесь по плану:

Я узнал…

Теперь я смогу…

Меня удивило…

Хочу поблагодарить…

Моё настроение…

X. Домашнее задание

Написать открытку - поздравление своему другу к любому празднику, грамотно напишите адрес.

Вспомните всё, что мы изучили в § 92.

Оценки за урок.

Используемые материалы:

  • Ладыженская Т.А. Русский язык 5 класс. Учебник. Издательство просвещение

  • Русский язык. Теория. 5-9кл. Учебник. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д

  • Отдельные элементы из ресурсов сайта единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

1. Имена нарицательные и имена собственные мультимедиа урок.

2. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание заглавной и строчной букв. Правописание кавычек наглядные и справочные электронные материалы.

4


© 2010-2022