- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку и культуре речи
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Землянцева С.В. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Альметьевский профессиональный колледж»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании методической комиссии
Протокол №1
от «___»___2015
Зам. директор по ОД
_________ Хайруллина Н.А.
«_____»___________2015
рабочая программа
ОГСЭ.5 «Русский язык и культура речи»
по специальности: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Разработчик: преподаватель
русского языка и литературы
Землянцева С.В.
Альметьевск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате обучения специалисты должны:
иметь представление о/об:
• объекте и предмете стилистики;
• о взаимосвязи стилистики, культуры речи и риторики;
• о вариативности языка и нормы;
знать:
• функциональные разновидности современного русского языка;
• систему стилей современного русского литературного языка и ее внутриструктурную организацию;
• стилистические ресурсы языка и его стилистические нормы;
• принципы организации речевых средств в пределах определенного функционально-стилевого единства;
• закономерности использования синонимических способов выражения в соответствии с условиями и целями коммуникации;
• нормативный, коммуникативный и этический уровни культуры речи;
• орфографическую, пунктуационную, орфоэпическую, лексическую и др. виды норм русского литературного языка;
• закономерности построения текстов научного, публицистического, художественного, разговорно-бытового и официально-делового стилей.
уметь (быть готовым/способным):
• выделять функциональные стили русского литературного языка, распознавать их особенности и разграничивать область применения, видеть возможности взаимодействия функциональных стилей;
• выявлять особенности официально-делового, научного, публицистического, художественного и разговорного стилей;
• владеть стилистическими ресурсами языка;
• выявлять стилистические особенности текста;
• выявлять изобразительно-выразительные средства и уметь их использовать;
• давать стилистическую характеристику языковых единиц, вариантов;
• воспринимать на слух и распознавать тексты различных функциональных стилей;
• оперировать средствами, способами и приемами выражения заданного смысла;
• нормативно и целесообразно использовать языковые средства в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности;
• пересказывать воспринятую информацию при чтении или аудировании в том или ином стиле в устной или письменной формах;
• самостоятельно продуцировать тексты любого функционального стиля в его различных жанрах в устной или письменной формах;
• проводить стилистический анализ текстов различной стилевой принадлежности.
иметь опыт:
• стилистического анализа текстов;
• самостоятельного продуцирования связных текстов разной жанрово-стилевой окраски;
• работы с письменными текстами изученных стилей и жанров;
• эффективного использования коммуникативных стратегий, специфичных для разных сфер общения (стилей);
• использования словарей.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК) (Приложение 2):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
68
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
45
В том числе практические занятия
22
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
23
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала
Объем часов
Уроки №
Уровень освоения
Раздел 1. Язык и речь
2
2,3
Тема 1.1. Введение в курс. Общие сведения о языке и речи.
2
1-2
Задания для самостоятельной работы: написать реферат по теме «История языковой нормы»
2
Раздел 2.Текст. Стили и типы
8
2,3
Тема 2.1. Текст и его структура. Типы речи.
2
3-4
Задания для самостоятельной работы: составить тексты на заданную профессиональную тематику с разными типами речи.
1
Тема 2.2. Стили речи
2
5-6
Практическая работа №1 «Стили речи»
2
7-8
Задания для самостоятельной работы: подготовить презентацию: «Стили речи»
1
Тема 2. 3. Жанры научной и деловой речи.
2
9-10
Задания для самостоятельной работы: Создание текстов в жанрах научного и официально-делового стиле
1
Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия
6
2,3
Тема 3.1. Фонетика: основные понятия раздела.
2
11-12
Задания для самостоятельной работы: ведение индивидуального словаря слов с трудным произношением, работа со словарями.
2
Тема 3.2. Орфоэпическая норма.
2
13-14
Практическая работа №2: «Звуки речи. Орфоэпическая норма»
2
15-16
Задания для самостоятельной работы: работа с орфоэпическим словарем
1
Раздел 4. Лексика и фразеология. Лексикография
8
2,3
Тема 4.1. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Словари русского языка.
2
17-18
Задания для самостоятельной работы - конспект «Лексическая норма» (источники разные)
1
Тема 4.2. Лексико-фразеологическая норма.
2
19-20
Задания для самостоятельной работы: конспект «Фразеологическая норма» (источники разные)
1
Тема 4.3. Изобразительно-выразительные средства лексики и фразеологии.
2
21-22
Практическая работа№3: «Лексическая норма и изобразительно-выразительные средства лексики»
2
23-24
Задания для самостоятельной работы: стилистический анализ текста
1
Раздел 5. Морфемика. Словообразование. Орфография
6
2,3
Тема 5.1. Состав слова и словообразование
2
25-26
Задания для самостоятельной работы: работа с электронными тренажерами
1
Тема 5.2. Орфография.
2
27-28
Практическая работа №4 Орфография»
2
29-30
Задания для самостоятельной работы: работа с электронными тренажерами,
сообщение «Слитное и раздельное написание слов»
2
Раздел 6. Морфология
6
2,3
Тема 6.1. Части речи.
2
31-32
Задания для самостоятельной работы: сообщение «Морфологическая норма» (источники разные)
3
Тема 6.2. Морфологическая норма.
2
33-34
Практическая работа№5 по теме «Морфология и морфологическая норма»
2
35-36
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация
4
2,3
Тема 7.1.Понятие о синтаксисе.
1
37
Тема 7.2. Синтаксическая норма.
2
38-39
Задания для самостоятельной работы: сочинение на публицистическую тему
2
Тема 7.3. Пунктуационная норма.
2
40-41
Задания для самостоятельной работы: создание текстов на профессиональную тематику, комплексный анализ текста
2
Раздел 8. Риторика
Тема 8.1. Основы риторики
2
43-44
2,3
Задания для самостоятельной работы: создание текстов на профессиональную тематику, сочинение на публицистическую тему
2
Зачет
2
44-45
Всего
68
Аудиторных занятий
45
Практических занятий
В том числе практических работ
22
5
Самостоятельная внеаудиторная работа
23
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- компьютер
- учебные фильмы
- аудиозаписи
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Стандарты
-
Государственный образовательный стандарт профессионального образования.
Основная литература:
1. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений сред. проф образования/ Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. - М.: издательский центр «Академия», 2011
2. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений сред. проф образования/Ващенко Е.Д . - Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
3. Русский язык и культура речи под ред. В. Д. Черняк. - учебник для студ. учреждений сред. проф образования - М.: издательский центр «Академия», 2007
Дополнительная литература
-
Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М., 2008
-
Орфоэпический словарь русского языка. Ред. Р.И.Аванесов. Начиная с 5-го издания.
-
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 2008
-
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 2009
-
Словарь антонимов русского языка. М., 2010
-
Словарь иностранных слов. М., 2010
-
Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. СПб, 2009
-
Словарь омонимов русского языка. М., 2008
-
Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 2007
-
Современный словарь иностранных слов. М., 2008
-
Тематический словарь русского языка. Ред. В.В. Морковкин. М., 2008
-
Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. СПб., 2009
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
иметь представление о/об:
• объекте и предмете стилистики;
• о взаимосвязи стилистики, культуры речи и риторики;
• о вариативности языка и нормы;
знать:
• функциональные разновидности современного русского языка;
• систему стилей современного русского литературного языка и ее внутриструктурную организацию;
• стилистические ресурсы языка и его стилистические нормы;
• принципы организации речевых средств в пределах определенного функционально-стилевого единства;
• закономерности использования синонимических способов выражения в соответствии с условиями и целями коммуникации;
• нормативный, коммуникативный и этический уровни культуры речи;
• орфографическую, пунктуационную, орфоэпическую, лексическую и др. виды норм русского литературного языка;
• закономерности построения текстов научного, публицистического, художественного, разговорно-бытового и официально-делового стилей.
Оценка редакторской работы текста.
Оценка тестирования.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.
уметь (быть готовым/способным):
• выделять функциональные стили русского литературного языка, распознавать их особенности и разграничивать область применения, видеть возможности взаимодействия функциональных стилей;
• выявлять особенности официально-делового, научного, публицистического, художественного и разговорного стилей;
• владеть стилистическими ресурсами языка;
• выявлять стилистические особенности текста;
• выявлять изобразительно-выразительные средства и уметь их использовать;
• давать стилистическую характеристику языковых единиц, вариантов;
• воспринимать на слух и распознавать тексты различных функциональных стилей;
• оперировать средствами, способами и приемами выражения заданного смысла;
• нормативно и целесообразно использовать языковые средства в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности;
• пересказывать воспринятую информацию при чтении или аудировании в том или ином стиле в устной или письменной формах;
• самостоятельно продуцировать тексты любого функционального стиля в его различных жанрах в устной или письменной формах;
• проводить стилистический анализ текстов различной стилевой принадлежности.
Оценка работы с карточками.
Оценка тестирования.
Оценка контрольных работ.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов
иметь опыт:
• стилистического анализа текстов;
• самостоятельного продуцирования связных текстов разной жанрово-стилевой окраски;
• работы с письменными текстами изученных стилей и жанров;
• эффективного использования коммуникативных стратегий, специфичных для
разных сфер общения (стилей);
• использования словарей.
Оценка диктантов.
Оценка тестирования.
Оценка сочинений.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.
Приложение 1
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.Культура речи
Уметь:
оперировать средствами, способами и приемами выражения заданного смысла;
• нормативно и целесообразно использовать языковые средства в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности;
• пересказывать воспринятую информацию при чтении или аудировании в том или ином стиле в устной или письменной формах.
Практические занятия:
1. Многозначность русского слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Функции историзмов, архаизмов, неологизмов. Заимствования.
2. Разновидности речи. Общая характеристика устной и письменной речи
3. Устные формы речи.
4. Письменные формы речи.
Знать:
• нормативный, коммуникативный и этический уровни культуры речи;
• орфографическую, пунктуационную, орфоэпическую, лексическую и др. виды норм русского литературного языка.
Перечень тем:
1.Культура речи - особый раздел лингвистики (языкознания).
2. Функции языка.
3. Речь как форма существования языка.
4. Литературная норма речи.
Самостоятельная работа студента
Тематика самостоятельной работы
1. Роль научной, профессиональной, терминологической, диалектной, жаргонной и арготической лексики в литературной речи.
2. Особенности употребления фразеологизмов в различных функциональных стилях.
3. Использование словарей, справочников
2. Культура речевого общения.
Уметь:
оперировать средствами, способами и приемами выражения заданного смысла;
• нормативно и целесообразно использовать языковые средства в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности;
• пересказывать воспринятую информацию при чтении или аудировании в том или ином стиле в устной или письменной формах.
Тематика практических работ
1. Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка.
2. Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка.
3. Лексические и фразеологические нормы
4. Лексические и фразеологические нормы
5. Грамматические нормы русского литературного языка: морфологические и стилистические нормы
Знать:
• нормативный, коммуникативный и этический уровни культуры речи;
• орфографическую, пунктуационную, орфоэпическую, лексическую и др. виды норм русского литературного языка.
Перечень тем:
1.Грамматические нормы русского литературного языка
2.Грамматические нормы русского литературного языка
3. Грамматические нормы русского литературного языка
Самостоятельная работа студента
Тематика самостоятельной работы:
1.Употребление существительных
2.Употребление прилагательных
3.Употребление числительных
4.Употребление местоимений
5.Употребление глаголов
3. Стилистика как наука
Уметь:
выделять функциональные стили русского литературного языка, распознавать их особенности и разграничивать область применения, видеть возможности взаимодействия функциональных стилей;
• выявлять особенности официально-делового, научного, публицистического, художественного и разговорного стилей;
• владеть стилистическими ресурсами языка;
• выявлять стилистические особенности текста.
Практические занятия:
1. Функциональные стили речи: научный стиль
2. Функциональные стили речи: публицистический стиль
3. Функциональные стили речи: официально-деловой стиль речи
Знать:
функциональные разновидности современного русского языка;
• систему стилей современного русского литературного языка и ее внутриструктурную организацию;
• стилистические ресурсы языка и его стилистические нормы;
• принципы организации речевых средств в пределах определенного функционально-стилевого единства.
Перечень тем:
1. Стилистика как наука. Предмет, задачи, функции.
2. Понятие ораторского искусства как социального явления. Из истории риторики. Античная риторика.
3. Развитие риторических традиций в России. Виды публичной речи: академическая, судебная, духовная, социально-бытовая.
Самостоятельная работа студента:
Тематика самостоятельной работы
1. Функциональные стили речи: разговорный стиль речи
2. Функциональные стили речи: художественный стиль
3. Подготовка к публичному выступлению
4.Речевой этикет
Уметь:
оперировать средствами, способами и приемами выражения заданного смысла;
• нормативно и целесообразно использовать языковые средства в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности;
• пересказывать воспринятую информацию при чтении или аудировании в том или ином стиле в устной или письменной формах;
• самостоятельно продуцировать тексты любого функционального стиля в его различных жанрах в устной или письменной формах.
Тематика практических работ
1. Типы речевых культур
2. Служебная документация.
3. Документы для внутреннего пользования.
4. Документы для внешнего пользования
Знать:
- нормативный, коммуникативный и этический уровни культуры речи;
• орфографическую, пунктуационную, орфоэпическую, лексическую и др. виды норм русского литературного языка;
• закономерности построения текстов научного, публицистического, художественного, разговорно-бытового и официально-делового стилей.
Перечень тем:
1. Речевой этикет в деловых отношениях
2. Виды этикета: ранговый, национальный, религиозный, этикет предпринимателей, профессиональный, семейно-бытовой.
3. Особенности делового общения.
Самостоятельная работа студента:
Тематика самостоятельной работы
1. Технические средства коммуникации
2. Документы для внутреннего пользования.
3. Документы для внешнего пользования.
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК
Технологии формирования ОК
(на учебных занятиях)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Занятие с использованием учебного фильма, учебная дискуссия,
практические занятия
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Практические занятия, самостоятельная работа
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Практические занятия
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Практические занятия, самостоятельная работа
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Практические занятия, самостоятельная работа
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Практические занятия,
деловая игра
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Практические занятия, игра, защита презентации
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Практические занятия, самостоятельная работа
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Практические занятия,
учебная дискуссия