Проект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА

ВВЕДЕНИЕ

2015 год - этот год объявлен годом литературы. Сегодня, как никогда, изучение литературы способствует возвращению духовности и моральных ценностей человечества. Литература, на мой взгляд, является одной из составляющих жизненных факторов в развитии человечества в целом.

И человеком, который поднял литературу на такую высоту, является известный русский писатель, прозаик, лирик А.С. Пушкин. Я считаю, обязанностью каждого из нас есть изучение его творчества. На мой взгляд, самым малоизученным являются образы природы в лирике мастера слова. Поэтому с темой своей будущей научно-исследовательской работы, я определилась сразу. Она называется «Природа в творчестве А.С. Пушкина».

Творчество Великого русского поэта 19 века А.С. Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Л.Н. Толстой отмечал, что чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа.

Поэт открыл для читателей удивительные картины природы средней полосы России, южного края, красоту морских стихий. Россия была частью жизни поэта. Он родился, вырос и оставался преданным ее природе всю жизнь.

В ранний период своего творчества Пушкин развивал традиции В. А. Жуковского в создании лирического пейзажа. Лирический герой стихотворений Пушкина - это человек, восхищающийся простором и красотой русской природы, глубоко чувствующий ее, сопереживающий ей, ищущий в природе спокойствия, видящий в природе источник вдохновения.

Изображая природу, поэт шел от традиций классицизма к романтизму, на смену которому пришел реализм. В творчестве Пушкина присутствует как романтические, так и реалистические пейзажи, но все картины созданы настоящим мастером - живописцем.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы.

Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском "пустынном уголке", приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика...

В пушкинских стихах о природе проявляются не только его вкусы и особенности восприятия, но и такие нравственные качества, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм.

Автор сопоставляет их, ища характерные черты, связанные с человеком и влияющие на него: весна - пора, когда «кровь бродит», когда чувства берут верх над разумом; лето - период, когда из-за зноя, пыли, комаров и мух человек не способен ни о чем думать, мыслит «лишь как бы напоить, да освежить себя»; зима вызывает у Пушкина более приятные чувства, автор упоминает о зимних праздниках и радостных моментов этого времени года, особенно подчеркивает, что русский человек не может жить без холода, ценит и любит мороз. Но главная любовь поэта - это осень, ей он отводит больше всего места в стихотворении.

Автор описывает это время как наиболее умиротворяющее, когда у человека появляется время на обдумывание, осмысление впечатлений, накопленных за год. Для А.С.Пушкина осень - период пробуждения фантазии, период подъема душевных и поэтических сил.

Цель работы: выявить индивидуальный подход поэта в раскрытии образов природы и их влияние на читателей и на литературу в целом.

Основные задачи, которые я поставила перед собой, будут решаться методом абстрагирования. В них входит:

1.Сопоставление жизненных факторов, влияющих на создание лирических образов погоды поэтом.

2. Стилистический анализ стихотворений А.С. Пушкина относящихся к различным временам года.

3. Выявление индивидуализма поэта в создании образов природы на развитие русской литературы.

4.О мировом значении творчества великого мастера словесности А.С. Пушкина для народа.






РАЗДЕЛ 1

ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Федор Тютчев

Если обратиться к истории русской культуры, то ярчайшим примером, когда природа питала вдохновение великого художника слова, был Пушкин. Природа во всевозможных проявлениях пронизывает все пушкинское наследие. Это и выражение эмоционального восприятия ее поэтом в лирических стихах, и живописные картины природы в его крупных поэтических и прозаических произведениях, где им принадлежит значительная функциональная роль. Это и неотрывная от творческого процесса удивительная графика Пушкина с природными сюжетами, и, наконец, интерес поэта к естественным наукам.

Словно жемчужины рассеяны в стихах Пушкина большие и малые зарисовки чарующей русской природы, то грустной, то вселяющей бодрость, а то и по-осеннему унылой, но завораживающей, когда "пальцы просятся к перу, перо к бумаге":

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей...

Неизгладимый отпечаток оставили в душе поэта южные края, море и горы. К их образам он обращался постоянно. Особенно волновали его картины взбунтовавшейся стихии: бушующее море, горные лавины. Это относится и к среднерусской природе. Вспомните: "Буря мглою небо кроет...", "Мчатся тучи, вьются тучи...". Порой, рисуя природу сначала в тревожном, мрачном, бурном состоянии, Пушкин заканчивал стихи картинами успокоения, просветления и умиротворения. Иногда природа выступает у поэта как некая параллель к его душевному состоянию. А нередко картины природы у Пушкина имеют и функциональное значение. Его незавершенное стихотворение 1827 г., в котором он рисует московскую ночь после расправы Петра I над стрельцами, начинается так:

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

Здесь величие и покой морозной ночи противопоставлены следам трагических событий дня. [3]

А сколько можно еще сказать об отображении природы в поэмах, сказках и драмах Пушкина. Напомним только о непревзойденном по лаконизму и впечатляющей выразительности описании русской зимы в V главе "Евгения Онегина", о грозной и величественной картине "взбунтовавшейся" Невы в "Медном всаднике" и об удивительном по своей высочайшей поэтической простоте и емкости образе летней ночи в "Полтаве":

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.

Не менее, если не более, чем стихи и поэмы, насыщена краткими зарисовками природы, а то и развернутыми пейзажными полотнами пушкинская проза.

Обращения к природным мотивам в лирических стихах, поэмах и прозе Пушкина так многочисленны и многообразны, что невозможно даже коснуться их всех. Если представить себе на минуту творчество Пушкина без отражения в нем природы, то это был бы уже не тот Пушкин, которого мы знаем и любим. Кто бывал в Михайловском, тот может оценить, насколько точно описал молодой поэт окрестности родового имения Ганнибалов, которое впервые посетил по окончании Лицея:

Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда...

Все это, за исключением, может быть, "паруса рыбаря" и "овинов дымных", можно увидеть в Михайловском и сейчас и так же, как и Пушкин, залюбоваться чудными пейзажами тех мест.

Иными глазами увидел поэт те же окрестности незадолго до своей кончины:

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни - там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...

Пушкин любил Михайловское, даже мечтал там поселиться, видя в нем "приют спокойствия, трудов и вдохновенья". В Михайловском им были написаны сельские главы "Евгения Онегина", "Борис Годунов", "Граф Нулин", десятки лирических стихотворений, в том числе "Я помню чудное мгновенье", "Зимний вечер" и др. Многое в них навеяно природой тех мест. Какой она была в его пору?

Сохранившаяся литография донесла до нас вид имения. Из текстов Пушкина можно узнать о том, какие деревья росли в лесах и парках. А цветы? О них, выражая свою любовь к Михайловскому, в стихотворении "Деревня" поэт писал:

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами...

КПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА

Рис. 1.1. Александра Николаевна Гончарова (в замужестве Фризенгоф).акие же это были цветы, о которых вспоминал Пушкин? В какой-то мере на этот вопрос удалось получить ответ. Еще в конце 40-х, стало известно, что в словацком местечке Бродзяны после второй мировой войны были обнаружены архивные материалы, принадлежавшие свояченице Пушкина, сестре его жены, Александре Николаевне (Александрине). Она долго жила в семье поэта, оставаясь незамужней. Ей было уже за 40, когда она стала женой овдовевшего австрийского дипломата, барона Густава фон Фризенгофа, который увез ее в Австрию, в свое имение Бродзяны. Там она родила дочь и прожила до конца своих дней.

Портрет неизвестного художника, конец 1820-х - начало 1830-х гг. Такой свояченица Пушкина вошла в семью поэта.

Среди принадлежавших ей альбомов с многочисленными ранее неизвестными портретами родных и знакомых Пушкина оказались и два альбома с гербариями. Их собирала жена Пушкина.

ОПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНАПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНАПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНАсобенно интересным оказался второй альбом, содержащий три листа с засушенными цветами и травами, имеющие надписи "Михайловское, 1841" (2 листа) и "Россия, 1841" (1 лист). На них, кроме трав и цветов, произраставших более ста лет назад в Михайловском, имеются растения из Тригорского и Острова.

Д

Рис. 1.2. Гербарий, собранный семьей Пушкина в Михайловском и Тригорском в 1841 г.

Рис. 1.2. Гербарий, собранный семьей Пушкина в Михайловском и Тригорском в 1841 г.ля каждого из растений указаны дата сбора и собиратель. Определение растений: I - вереск (Calluna vulgaris), II - плаун (Lycopodium clavatum). Над веткой вереска слева надпись: "Jardin de Mikhailofski" (сад Михайловского).

ТПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНАравы и цветы пушкинских мест, как отмечено на листах, собирались в промежутке с 15 августа по 7 сентября 1841 г. по новому стилю. В их сборе, кроме всех детей и жены Пушкина, участвовали Александра Николаевна Гончарова, Анна Вульф и Густав Фризенгоф. Жена Пушкина собирала свои гербарии не как ботаник. Она составляла из засушенных растений, как было принято в то время, красивые композиции. [6]

К

Рис. 1.3. Растения, собранные в предместьях Санкт-Петербурга Натальей Николаевной и детьми А.С.Пушкина. 1839 г.ак определил ботаник, профессор А.К.Скворцов, на этих листах кроме широко распространенных и в наши дни диких растений - вереска, полевого хвоща, тысячелистника, пижмы, плауна и купыря - имеются листья и цветы культурных сложноцветных - космоса, кореопсиса, гайлярдии, а также петунии. Теперь мы получили хотя и не исчерпывающие, но зато вполне достоверные представления о том, какие цветы росли в Михайловском, Тригорском и других усадьбах Псковской губернии во времена Пушкина. Такие же могли быть и при жизни поэта в его любимом "темном саду".

Так михайловские цветы и травы, побывав в Петербурге и постранствовав затем по городам Европы, пролежав десятки лет на полках Бродзянской библиотеки, оказались в середине XX в. на берегах Дуная в Братиславе.

И тут невольно вспомнились пушкинские строки:

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

Теперь гербарий с цветами из Михайловского снова вернулся в Бродзяны, став музейным экспонатом.

РАЗДЕЛ 2

ВРЕМЕНА ГОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТА.

2.1. Весна.

ИПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНАзображение природы занимает особое место в творчестве А.С.Пушкина. Великолепная природа окружала поэта с детства. В стихах А.С.Пушкина мы можем найти описание природы всех времён года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна. Весна издавна считается в поэзии самым прекрасным временем года, когда оживает природа, пробуждается душа.

В произведениях А.С.Пушкина по-разному описывается весна. В седьмой главе «Евгения Онегина» поэт так описывает весну:

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречают утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

[10]

До Пушкина поэты изображали природу в классических и романтических произведениях, искали красоты, поэтичности только в грандиозных, необычных для русского человека картинах высоких гор, пропастей, водопадов, бурно текущих рек, морей. Пушкин же показал, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но недостаточно оцененных нами картинах.

Вот как описана весна в деревне. Здесь и ясное небо, и первый пух на деревьях, и первый вылет пчел за медом, и появление цветов на лугах, и первый выгон коров на пастбище, и, наконец, завершая и делая еще более поэтичным этот образ пробудившейся жизни в природе, - соловьиные песни по ночам. Пушкин, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, учит нас видеть, понимать и любить скромную, русскую, прекрасную в своей простоте природу. Мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит снега, превращая их в мутные ручьи. [2]

Этот отрывок из романа можно выделить в отдельное литературное произведение, одухотворенное автором. Стихотворение звучит весело, бодро , стремительно . Можно почувствовать как все пришло в движение ,в рост , в пробуждение. Пушкин использует множество метафор: вешние лучи, ясная улыбка природы, утро года, долины пестреют.

Можно сказать, что это стихотворение состоит из метафор, которые помогают нам представить красоту весны.

Александр Сергеевич называет весну утром года:

«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...»

И если весна - это утро года, то мы можем догадаться, что лето для Пушкина - это жаркий день, осень - прохладный вечер, а зима - это ночь года, когда природа замирает и засыпает.

Стихотворение как бы перекликается с известными нам картинами: А. Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан « Март». В нем мы как будто видим, что еще кругом лежит снег, но солнце светит по-весеннему ярко. Высокое голубое небо, первые проталины, вода вышла из берегов и затопила окрестности.

С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга».

Первые вестники весны - грачи - вьют гнезда на высоких березах на картине, и уже поют соловьи.

«.....и соловей
Уж пел в безмолвии ночей».

ТПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНАак красочно Пушкин описывал весенние пейзажи, находясь в России. Когда же он был в ссылке в Бессарабии (в чужбине), неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.

В последних аккордах стихотворения «Птичка» Пушкин, высоко ценивший свободу, взволнованно заявляет, «…хоть одному творенью я мог свободу даровать!»

Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

[12]

Таким образом, в данном стихотворении поэт символизирует весну как источник свободы. Ведь весна освобождает реки ото льда, землю от снега, деревья пробуждает от зимнего сна.

Идея стихотворения - «воля» - «свобода». К слову «воля», - «свободное состояние» дан омоним воля - «способность осуществлять желания». Свобода - ее нет у лирического героя, и именно ее дарит он птичке. Но ведь жизнь без свободы бессмысленна, без нее невозможно счастье?! О каком же «утешении» говорит лирический герой? Изгнанник не стал свободным, но подарил свободу другому (птичке) и в этом нашел «утешение». Он не ожесточился, не перестал верить в Добро. А если ты способен делать добрые дела, значит, Бог не забыл тебя. Действительно, слова свобода - воля часто воспринимаются как близкие синонимы. На самом деле между ними имеются глубокие различия. На наш взгляд, специфически русское понятие выражено в слове воля. Именно воля издавна ассоциировалась в сознании русского человека с бескрайними просторами

Можно сказать, что весна для Пушкина - это не только время года, это некое состояние души. Стихотворение Пушкина «Мне вас не жаль, года весны моей», написанное им в 1820 году в южной ссылке, посвящено периоду учебы в Царскосельском лицее, который поэт вспоминал с особой теплотой и благодарностью.

Мне вас не жаль, года весны моей

Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной,
Мне вас не жаль, о таинства ночей,
Воспетые цевницей сладострастной,

Мне вас не жаль, неверные друзья,
Венки пиров и чаши круговые -
Мне вас не жаль, изменницы младые,-
Задумчивый, забав чуждаюсь я.

Но где же вы, минуты умиленья,
Младых надежд, сердечной тишины?
Где прежний жар и слёзы вдохновенья?
Придите вновь, года моей весны!

[12]

В этом своем стихотворении поэт поставил знак равенства между весной и юностью.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности: Мне вас не жаль, неверные друзья, Венки пиров и чаши круговые - Мне вас не жаль, изменницы младые, Задумчивый, забав чуждаюсь я, - пишет поэт в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны» (1820).К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни - реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

2.2. Лето

Анализируя творчество Пушкина, я заметила, что восприятие природы у поэта нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвящённые лету, вызывают улыбку у читателя и заставляют согласиться с автором.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя -
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

[3]

СПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНАтроки этого стихотворения, а так же тот факт, что поэт мало писал о летних днях, наталкивают на мысль о том, что Пушкин не любил лето.

Зато, как он восхищался осенью!

Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.

Пушкин не раз повторял, что осень - его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние, «блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли» («Египетские ночи»). [2]

2.3. Осень

Чем же так дорога осень поэту?

Пушкин в стихотворении «Осень» так говорит о своём отношении к этому времени года:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…

В этом стихотворении чудесными описаниями осенней природы поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к этому времени года, а в последних строках этого неоконченного отрывка он показывает с необычайной убедительностью и поэтичность, как рождается в его душе вдохновение, как появляются его поэтические создания:

УПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНАнылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
…И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
(«Осень», 1833) [13]

П

Рис.2.3.1. …в багрец и в золото одетые леса.



оэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото. Это любовное восприятие её человеком, который действительно любит и умеет подметить поэтические черты осени. Недаром французский писатель Проспер Мериме отметил, что «поэзия расцветает у Пушкина из самой трезвой прозы». [5]

Немало описаний осенней природы мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне. В этом отрывке есть и путник, мчащийся во весь дух на коне, испугавшись волка, и пастух, отработавший в летнюю страду, и деревенская девушка, поющая за прялкой, и мальчишки, катающиеся на коньках по замёрзшей речке.

УПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА

Рис.2.3.2. Уж небо осенью дышало…



ж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Глава IV, строфа XL) [11]
Другой отрывок из знаменитого романа проникнут иным настроением. В нём тоже говорится об осени, но здесь нет прямого, простого изображения картин природы и образов людей, тесно связанных с жизнью природы. В этом отрывке сама природа поэтически очеловечена, иносказательно представлена в образе живого существа.

Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
(Глава VII, строфа XXIX)

ДПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА

Рис.2.3.3. Природа… пышно убрана…ействительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года. В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений. В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Произведения одной «болдинской осени» могли бы увековечить имя поэта.
Пушкин прожил в Болдине в эту осень около трёх месяцев. Здесь он провёл итоги дум и замыслов предшествующих лет и наметил, особенно в прозе, новые темы.

В Болдине поэт побывает ещё два раза (в 1833 и в 1834 гг.), тоже осенью. И эти посещения оставили заметный след в его творчестве. Но знаменитая «болдинская осень» 1830 года осталась неповторимой в творческой жизни поэта. [6]

2.4. Зима

Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы.

Проект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА

Вот как А.С. Пушкин описывает наступление зимы в романе «Евгений Онегин».

В тот год осенняя погода

С

2.4.1. «Деревья в зимнем серебре»тояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стёклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко. Всё бело кругом.

КПроект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНАажется, что зима предстает перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать, и с которого можно начинать новый отсчет времени.

П

2.4.2.Мороз и солнцеоэт не перестает восхищаться красотой русской зимы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по правду считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году. [10]

«Зимнее утро» Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Стихотворение "Зимнее утро" написано 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой- студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной , Евпраксией Николаевной - Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 г.

Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко- голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

Но в финале стихотворения настроение меняется:

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. "Милый берег" далек. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

Такой прием в литературе, основанный на противопоставлении, называется антитеза.

На подобных контрастах построено все произведение. В чем смысл этих противопоставлений? На этот вопрос мы ответим в ходе анализа стихотворения.

Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя. Для начала определимся с количеством строф в стихотворении. Заполним таблицу.

Эмоциональные состояния

1 строфа Радость, воодушевление

2 строфа Воспоминания о ненастном вечере

3 строфа Спокойная картина безбрежных снегов

4 строфа Уют комнаты

5 строфа Порыв к движению, полноте бытия.

Как меняется время изображения событий?

Контраст времени

1 строфа настоящее

2 строфа "Вечор"

3 -4 строфа "Нынче"

5 строфа Будущее и прошлое

Поэт использует контрасты с определенной целью, например, великолепие зимнего утра ощущается еще острее по сравнению со вчерашней бурей.

Вернемся к первой строфе. Здесь используются следующие контрастные образы.

Мороз и солнце

Северная Аврора (богиня утренней зари) - северная звезда

Дремлешь - проснись

Смысл этих противопоставлений заключается в следующем. Солнце и мороз - столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря противопоставлена холодной далекой звезде. [8]

Чувствуется восторг поэта дремоте "друга прелестного".

Если составить ассоциативный ряд к слову звезда, то напрашиваются такие эпитеты: звезда - яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная…

Обращает на себя внимание то, что поэт называет красавицу "звездою севера".

Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега- ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.

Во второй строфе тоже использованы контрастные образы.

Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела - ты сидела.

Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.

Еще контрастные образы

Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче…

Цель такого контраста такова, что последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

В третьей строфе великолепными коврами снег лежит, лес чернеет, речка подо льдом блестит.

Мы видим великолепие зимнего пейзажа. А рядом скованность зимней жизни. (лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).

Лес "чернеет", ель "зеленеет", и "речка подо льдом блестит". Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой..

Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.

В четвертой строфе веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.

Энергия огня противопоставлена инертности быта.

Третья и четвертая строфы соединены между собой, словом блеск.

"Вся комната янтарным блеском озарена". Только блеск уже не зимний, а теплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится.

Прочитав пятую строфу становится понятно, что главный смысл произведения заложен в ней.

Чувство радости поэта растет и требует движения, ему хочется навестить "поля пустые", "леса, недавно столь густые". Но самое главное…. "берег, милый для меня".[11]

Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, именно в последней строке лежит главный смысл произведения. Ведь все стихотворение это монолог человека, уговаривающего "друга милого" проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.

Контрасты эмоционального состояния прослеживаются во внутреннем строении строф.

Смысл подобных композиционных противопоставлений заключается в том, что поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение "Зимнее утро". День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера. [9]

Стихотворение «Зимнее утро»- отличное средство, чтобы взглянуть на снежную и холодную погоду другими глазами, увидеть в ней то прекрасное, что прячут от нас серые будни и грязные улицы. Ведь не зря говорили, что у природы нет плохой погоды, есть только наш недовольный взгляд на нее. Хотя этот недовольный взгляд часто вызван состоянием души человека. Фактически в стихах Пушкина зеркально отражаются чувства поэта в тот или иной период жизни.

Период, к которому относится написание стихотворения «Зимний вечер», является одним из самых сложных в жизни Александра Пушкина. В 1824 году поэт добился возвращения из южной ссылки, однако не подозревал, что его ждет еще более серьезное испытание. Вместо Москвы и Петербурга Пушкину разрешили жить в родовом имении Михайловское, где в это время находилась вся его семья. Однако самый страшный удар поджидал поэта тогда, когда выяснилось, что функции надсмотрщика решил взять на себя его отец. Именно Сергей Львович Пушкин проверял всю корреспонденцию своего сына и контролировал каждый его шаг. Боле того, он постоянно провоцировал поэта в надежде, что крупная семейная ссора при свидетелях даст возможность упечь сына в тюрьму. Столь натянутые и сложные взаимоотношения с семьей, которая фактически предала поэта, вынуждали Пушкина несколько раз под различными благовидными предлогами покидать Михайловское и подолгу гостить в соседских имениях.

Ситуация разрядилась лишь ближе к концу осени, когда родители Пушкина все же решили покинуть Михайловское и вернулись в Москву. Спустя несколько месяцев, зимой 1825 года, поэт написал свое знаменитое стихотворение «Зимний вечер», в строчках которого можно уловить оттенки безысходности и облегчения, тоски и надежды на лучшую долю одновременно.


«Проект ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНАЗимний вечер» Александр Пушкин

Б

2.4.3.Наша ветхая лачужкауря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Стихотворение относится к реалистической пейзажной лирике. Однако исследователи иногда отмечают наличие в произведении классицистических и романтических элементов стиля. Так, от классицизма мы имеем здесь определенную упорядоченность - четкость и ясность образов. Романтический стилевой элемент - многозначность этих образов, музыкальность произведения.

Стихотворение открывается картиной разбушевавшейся зимней стихии:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Буря, мгла, снежные вихри - все это создает образ мрачной зимней ночи. Вся картина эта проникнута движением. Четырехстопный хорей как нельзя лучше передает ритм стихотворения. Однако это не просто движение, а вихрь, кружение, обозначенное и в зрительных, и в звуковых образах:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Сходные образы зимнего вихря, бесцельного кружения мы находим в стихотворении «Бесы», в повестях «Метель» и «Капитанская дочка». Характерно, что герои этих произведений сбиваются с пути. В «Зимнем вечере» же героя укрывает дом, «ветхая лачужка». Образ этот появляется уже во второй строфе:

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна,

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

И здесь мы видим противостояние мира внешнего и внутреннего - мира бушующей стихии и мира Дома, «ветхой лачужки». Этот образ «ветхой лачужки», «хижины», восходящий к античной лирике, был традиционен для русской поэзии XVIII - начала XIX века. Вообще, образ Дома всегда был необычайно важен для творчества поэта. Дом для Пушкина - «родное пепелище», место, где человек защищен от недругов, ударов судьбы, жизненных невзгод. Кроме того, образ Дома ассоциируется в сознании поэта с независимостью человека, с его духовной свободой. Именно поэтому в стихотворении так сильно это противостояние Дома и внешнего мира. Внешний мир темен, холоден, страшен. Там господствуют мрачные краски, резкие, дисгармоничные звуки: буря плачет, завывает как зверь. Она пытается проникнуть в Дом и нарушить покой его обитателей. И здесь у нас возникают различные ассоциации: буря - не только явление природы, но и житейские невзгоды, удары судьбы. Дом же - надежное укрытие от невзгод. Однако, Дом у Пушкина - «ветхая лачужка», которая «печальна и темна». Обитателям ее грустно и тоскливо. [9] Зимний вечер здесь - это и внезапное молчание («приумолкла у окна»), и дремота («дремлешь под жужжаньем Своего веретена»), и утомление от жизни («ты, мой друг, утомлена»). И здесь особое значение приобретают мотивы света и тьмы, всегда столь важные для пушкинского творчества. Свет и тьма символизируют в творчестве поэта добро и зло, а борьба этих двух начал выглядит у него как победа света над тьмой. Однако в «Зимнем вечере» тьма явно превалирует над светом, предрекая победу силам зла: лачужка «печальна и темна». Лирически герой словно исподволь подготавливает нас к развитию еще одного мотива.

Явственно звучит здесь мотив судьбы, воплощающийся в «жужжанье веретена»:

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

В этом случае очень значимой в стихотворении Пушкина представляется и тема судьбы, которая может закружить человека, подобно снежному вихрю. [14]

Но как же противостоять этому бессмысленному кружению? Лирический герой пытается преодолеть, заглушить свое мрачное настроение, состояние томительной тоски:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Радость и веселье здесь обретают особый смысл. Это средство выстоять, не пасть духом в сложной ситуации. Не дом, а собственная духовная стойкость, творчество и гармония, мир в душе защищают лирического героя от жизненных невзгод.

Композиционно в стихотворении можем выделить четыре части (построфно). Первая часть развивает тему бури, бессмысленного кружения. Это мир Хаоса и тьмы. Вторая часть создает образ Дома. Здесь же звучит тема судьбы. Судьба у Пушкина уподобляется бессмысленному кружению метели. Третья часть обозначает стремление лирического героя противостоять судьбе», «бессмысленному вихрю». В четвертой части образы бури и Дома соединяются в одно целое. Однако мир Дома, душевная стойкость его обитателей оказываются сильнее мира Хаоса. Заканчивается стихотворение мотивом мира, образом домашнего очага. [7]

Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифма - перекрестная. Пушкин использует различные средства художественной выразительности.

Поэт употребляет эмоциональные эпитеты («добрая подружка», «бедной юности»), образные сравнения и метафоры-олицетворения:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

В стихотворении используется звукоподражание. Завывание метели в первых стихах имитируют часто встречающиеся звуки «у» и «р» («буря», «крутя», вихри», «зверь»).

«Зимний вечер» положил начало целому ряду глубинных, философских размышлений поэта о своей жизни, судьбе, окружающем мире.

Начинается это произведение с очень яркого и образного описания снежной бури, которая «мглою небо кроет», словно бы отрезая поэта от всего внешнего мира. Именно так Пушкин чувствует себя под домашним арестом в Михайловском, которое может покинуть лишь после согласования с надзорным управлением, да и то ненадолго. Однако, доведенный до отчаянья вынужденным заточением и одиночеством, поэт воспринимает бурю как нежданную гостью, который то плачет, словно ребенок, то воет диким зверем, шуршит соломой на крыше и стучится в окно, словно запоздалый путник. [6]

Впрочем, в родовом имении поэт находится не один. С ним рядом - его любимая няня и кормилица Арина Родионовна, которая продолжает заботиться о своем воспитаннике все так же преданно и самоотверженно. Ее общество скрашивает серые зимние дни поэта, который подмечает каждую мелочь в облике своей наперсницы, называя ее «моя старушка». Пушкин понимает, что няня относится к нему, как к собственному сыну, поэтому переживает за его судьбу и пытается помочь поэту мудрыми советами. Ему нравится слушать ее песни и наблюдать за веретеном, ловко скользящим в руках этой уже немолодой женщины. Но унылый зимний пейзаж за окном и снежная буря, так схожая с бурей в душе поэта, не позволяют ему в полной мере наслаждаться этой идиллией, за которую приходится расплачиваться собственной свободой. Чтобы хоть как-то унять душевную боль, автор обращается к няне со словами: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей». Поэт искренне верит, что от этого «сердцу станет веселей» и все житейские невзгоды останутся позади

Таким образом, пушкинская лирика даёт нам возможность не только насладиться чарующими звуками его поэзии, но и совершить незабываемые путешествия в волшебный мир природы, которая оживает в своей пленительной красоте.

Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова. [4]




РАЗДЕЛ 3

ЗНАЧЕНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ В РАЗВИТИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ЦЕЛОМ

Поэзия, изображающая картины природы, называется пейзажной и имеет различное художественное значение в зависимости от направления (литературного течения) и стиля автора.

Впервые пейзажная лирика стала иметь самостоятельное значение в XVIII веке в эпоху сентиментализма. Лирический герой у сентименталистов изображался на фоне природы, противопоставленной агрессивному цивилизованному миру. Причем картины природы были идиллическими и подавались в элегических тонах воспоминаний о прошлом.

В противоположность сентименталистам, природа в поэзии романтиков предстает бушующей, могучей и мрачной. Пейзажная лирика романтизма служит средством создания необычного, порой фантастического мира, противопоставленного реальности. Картины природы соответствует лирическому герою того времени: меланхолично-мечтательному или, наоборот, мятущемуся и бунтующему.

Характер пейзажной лирики изменился в XIX веке (в России, начиная с А. С. Пушкина), когда на смену клише и стереотипам, характерным для пейзажной лирики того или иного направления, пришло индивидуально-авторское видение природы.

Формы присутствия пейзажей в лирике разнообразны: от мифологического воплощения сил природы до олицетворений или отождествлений их с человеком.

В пейзажной лирике принято использовать прием «психологического параллелизма», когда происходит внутреннее или внешнее сопоставление состояния лирического героя с состоянием окружающей его среды, что подчеркивает гармонию или дисгармонию в отношениях человека и окружающего его мира.

Иногда изображение природы в пейзажной лирике имеет символическое значение, как в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Утес»,
в котором речь идет о невозможности двух сердец быть вместе, а в образах утеса и тучки изображаются разлученные возлюбленные.

В пейзажной лирике разных стран можно выделить «местные» и «экзотические» описания природы. Характерные для России лес, река, поле, березы являются «местным» пейзажем.( Стихотворения А. С. Пушкина «Деревня» , «Зимнее утро» ). А «экзотическими» - описания пустынь, гор, морей. Как в стихотворениях А.С.Пушкина «К морю» , «Анчар» .
Для европейской литературы XX - XXI веков характерна «урбанистическая» пейзажная лирика с описанием всевозможных технических новшеств. Примером может служить стихотворение В. В. Маяковского «Адище города».

Но всегда в пейзажной лирике есть разговор с людьми и о людском, и, ведя этот разговор, поэт глядит на небо и на море, на листья деревьев и крылья птиц, слушает собственное сердце и сердце других людей.
В пейзажной лирике есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может.

Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека.

Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа.
Для поэта нет мертвой природы - минерал и сорванный цветок полны живой жизни. Это чувство есть способность видеть в явлениях природы движение человеческой души, способность подсказать и угадать ход событий. Природа сама может иногда подсказать вывод, решение, суждение. Весь мир помогает выговориться поэту. Внимательный взгляд на природу, включение времен года в размышление о добре и зле, иллюстрация картинами природы собственного душевного состояния или состояния других людей - величайшая изобразительная сила при выполнении этих задач - вот Пушкин - одна из вершин русской пейзажной лирики.

Это чувство природы есть способность восприятия пейзажа из первых рук - без шпаргалок живописи и подсказок художественной прозы. Однако в поэзии не пишут, как в живописи, пейзажей с натуры. Пейзаж здесь - картина по памяти; скорее создание пейзажа, чем отображение. Горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема. Русская поэзия воспользовалась только миллионной долей сокровищ этой кладовой. Работа над пейзажем для поэта не похожа на работу Клода Моне, который рисовал одни и те же деревья в разное время года в одной и той же перспективе. Разное время года для поэта - эго разное время души.
Пейзаж позволяет воскресить в памяти то, что поэт испытал и видел без всякого насилия над памятью. Все, что он заметил раньше, «незаметно» для самого себя, теперь является на бумаге, как непосредственное наблюдение.
Что самое главное в пейзажной лирике? Живая жизнь, живое чувство. Выступая в тесном союзе с природой, пейзажная лирика имеет большой воспитательный смысл и значение. Описанная поэтом природа, живет в памяти людей, заставляет видеть мир лучше и добрее.



Вывод

Итак, перелистывая знакомые стихотворения и перечитывая с большей внимательностью любимые строки, мы открываем для себя различные стороны души поэта, внутреннего мира, понимая значение его творчества, мироощущение и убеждения.

Стихотворения о природе раскрывают душевное состояние Пушкина, пейзажные картины позволяют нам судить о различных этапах его творческого пути. Любовная же лирика Александра Сергеевича по праву считается величайшей в русской литературе, привлекает к себе большое количество исследователей и любителей поэзии. Вольнолюбивая лирика помогает нам лучше понять развитие мыслей и убеждений поэта.

Конечно же, ничто так не поражает наше воображение, не сохраняется в душе, как пушкинские стихотворения о любви. Подобные произведения, открывая читателям глубоко личные переживания поэта, отражают его внутренний мир. Именно эти стихотворения являются шедеврами русской лирики, в них с наибольшей силой показаны чувства автора, их слова положены на музыку великими композиторами.

Заметим, что Пушкин предстает перед читателями в различных обликах. В его произведениях мы видим и героя-любовника, и верного друга, и наставника, дающего советы самодержцам, и пророка... Друзья называли Пушкина Протеем за бесконечное количество образов, в которых он появляется перед читателями. Именно это многообразие обликов, многоликость поэта пробуждает в нас восхищение и заинтересованность, желание понять душевный мир великого человека. И через сто с лишним лет мы с такой же любовью и трепетом открываем книгу и погружаемся в необыкновенный мир гениального поэта, поразившего своими стихами весь мир.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. А.С. Пушкин "Евгений Онегин".

2. А.С. Пушкин (на украинском языке) БФ 01328. Пiдписано до друку 17/5 1949 р. Друков. Арк 53¼.

Обл.-вид. Арк. 51 Формат паперу 70×105

Надрукоано в друк. М. - 109, М. - 114 i М. - 306 з матриць Книжково-журн. Фабрики, м. Киïв.

3. В.В. Евгеньев «Пушкин А.С.» Лирика. - М.: Правда, 1980. - 560 с., ил. ИСНБ. Издательство «ПРАВДА», 1980 Составление.(стихи, поэмы)

4. Жизнь и лира: Сборник статей о жизни А.С.Пушкина.//М.: Книга, 1970.

5. И. В. Колосова. Болдинская осень.//М.: Молодая гвардия, 1974

6. Избранные сочинения в 2-х т. Т. 1. /Вступит. Статья и премеч. Г. Макогоненко; Примеч. Д. Благого. - 1980. 814с. - Б-ка классики. Русская литература.(стихи, поэмы, биогр)

7. Избранные сочинения в 2-х т. Т. 2. /Вступит. Статья и премеч. Г. Макогоненко; Примеч. Д. Благого. - 1980. 814с. - Б-ка классики. Русская литература.(биогр стихи поэмы)

8. Лобикова Н.М. «Тесный круг друзей моих»: Пушкин и декабристы. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 127 с., ил.(Пушкин и декабристы)

9. Лотман Ю.М. Пушкин А.С.// С-Петербург: «Искусство - СПБ», 1995.

10. Н. Долинина "Прочитаем Онегина вместе" Л.,1968

11. Пушкин А.С. Медный всадник: Кн. для чтения с иллюстрациями А. Бенуа и комментариями.//М.: Изд-во «Русский язык», 1980.

12. Пушкин Александр Сергеевич. Стихотворения. - Донецк: ООО ПКФ «БАО» , 2007. - 416 с.(интимная лирика)

13. Сочинения. В 3-х т. Т, 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. - М: Худож. Лит., 1985. - 735 с.(стихи)

14. Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет.//М.. 1990.



© 2010-2022