Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

Урок – лекция в 8 классе (объяснение нового материала) Тема «Творчество Н.В.Гоголя. История создания комедии «Ревизор». Задачи: Продолжить знакомство с творчеством Н.В.Гоголя Познакомить с историей создания комедии «Ревизор» Прививать интерес к творчеству Н.В.Гоголя Оборудование: (Телевизор, видеомагнитофон, видеокассета «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя», компьютер, CD «Русская литература. 8-11 класс (мультимедийная энциклопедия.»; выставка книг Н.В.Гоголя; портреты Н.В.Гоголя, его родителей и Щеп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы

МОУ Павловской основной общеобразовательной школы

д.Павловское Луховицкого муниципального района Московской области

Курепина Венера Алексеевна


Урок - лекция в 8 классе

(объяснение нового материала)


Тема «Творчество Н.В.Гоголя. История создания комедии «Ревизор».

Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н.В.Гоголя

  • Познакомить с историей создания комедии «Ревизор»

  • Прививать интерес к творчеству Н.В.Гоголя

Оборудование:

(Телевизор, видеомагнитофон, видеокассета «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя», компьютер, CD «Русская литература. 8-11 класс (мультимедийная энциклопедия.»; выставка книг Н.В.Гоголя; портреты Н.В.Гоголя, его родителей и Щепкина М.С.; фотографии «Дом в Васильевке», «Нежин. Гимназия высших наук», «Афиша», «Обложка книги», «Разъезд из Александровского театра после первого представления «Ревизора»)

Ход урока.

- Сегодня наша лекция посвящена творчеству Н.В.Гоголя. Давайте вспомним, какие произведения мы изучали? Назовите их. Какие еще произведения вы знаете? Назовите.

А сейчас мы с вами поближе познакомимся с биографией писателя, с его творчеством, узнаем о новом произведении, которое будем изучать на уроках литературы.

Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

- ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии - 21 февраля (4 марта) 1852, Москва], русский писатель.

(можно рассказ учителя заменить видеофильмом о детстве Н.В.Гоголя)

Будущий классик русской литературы происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако дед писателя Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил на службу в гетманскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот не находит достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет.

Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина),

Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери - Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные переживания будущего писателя. Другим источником сильных впечатлений мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь постоянно жил «под террором загробного воздаяния».

- Об учебе расскажет ученица …

Вначале Николай учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук.

Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре - как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, но также и в комическом духе, например, сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в «вольнодумстве» (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу).

- По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню. Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

- По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается определиться на службу - вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.

- Продолжит мой рассказ ученик…

Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба- 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор» (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Мертвые души» (1-й том - 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека.

- После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно.


- Об этом расскажет ученица…

Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве. К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям - А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни. В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома.

- Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).

Знакомство с историей создания комедии «Ревизор»

- Сегодня мы узнаем, как родилась комедия «Ревизор», над которой мы с вами будем работать.

- « У Гоголя вертится комедия, - писал П.А.Плетнев Жуковскому 8 декабря 1832 года, - … я ожидаю в этом роде от него необыкновенного совершенства. В его сказках меня всегда поражали драматические места». « Я помешался на комедии, - писал Гоголь М.П.Погодину 20 февраля 1833 года. - Примусь за историю, - передо мною движется сцена, шумит аплодисмент, рожи высовываются из лож, из райка, из кресел и оскаливают зубы…» 7 октября 1835 года Н.В.Гоголь посылает письмо Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой - нибудь сюжет, хоть какой - нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». Вспоминают, что Пушкин рассказал Гоголю историю о себе, как его самого приняли за ревизора инкогнито, о чем друзья уведомили оренбургского губернатора Перовского. Перовский, старый приятель поэта, не поверил. Он показал письмо Пушкину, который приехал собирать материалы по истории Пугачева, и они вместе посмеялись. Гоголь взял в свою пьесу мотив письма: письмо получает городничий и очень пугается. Есть в комедии еще один источник. В черновиках «Ревизора» мелькает название уездного городка Устюжна. Маленький городок в центре России. Случилось в этом городке необычное происшествие.

( Показ видеофильма «Место действия «Ревизора»)

Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

- Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Петербурге.

Гоголь, взволнованный, скрывался в директорской ложе, выглядывал из-за штор. Актеры играли совсем не так, как ему представлялось, слышалась его пьеса. «…Аплодисментов почти совсем не было; зато напряженное внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мертвая тишина, показывали, что дело, происходящее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей.» - вспоминал Анненков. Автора вызывали на сцену, но он не вышел: не дождавшись конца спектакля, Гоголь убежал из театра.

Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»


«Ревизор» сыгран, и у меня на душе так смутно, так странно…» - писал Гоголь после первого спектакля.

Щепкин собирался ставить «Ревизора» в Москве, звал Николая Васильевича приехать почитать комедию актерам Малого театра. Но Гоголь наотрез отказался приехать. Он жаловался, что все ополчились против него. Гоголь не вынес огорчений, вскоре уехал за границу, чтобы там, вдали, заняться большим и серьезным сочинением. А в Москве Щепкин ставил «Ревизора».

Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

Пьеса была представлена 25 мая 1836 года в Малом театре. Роль городничего играл Михаил Семенович Щепкин, великий русский актер.

Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»


- Мы с комедией мы познакомимся поближе на уроках. Для начала предлагаю посмотреть сюжет, это начало комедии. Приготовьтесь ответить на некоторые вопросы.

(просмотр видеосюжета (компьютерный диск «Русская литература. 8-11 класс»: литературное кафе «1 действие. Явление 1 (отрывок) и 2 действие. Явление 8 (отрывок)»)

- Что же делает фразу Городничего такой волшебной?

- Суть этой ситуации состоит в особого роде игре, построенной на обоюдном обмане двух ее участников - ревизора и ревизуемого. Задача ревизора «найти и наказать», задача ревизуемого - «скрыть и уйти от ответственности».

- Какую же реакцию вызывает эта фраза у всех слышащих ее героев?

Итог урока.

- О ком мы говорили сегодня на уроке?

- Какое произведение Н.В.Гоголя мы будем изучать на уроках литературы?

- Какова история создания комедии?

- Почему Н.В.Гоголю было «на душе так смутно, так странно…» после первого представления «Ревизора»?

- Назовите действующих лиц комедии?









Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»


Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»


Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»




Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»




Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»



Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»


Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

Урок-лекция по литературе для 8 класса по теме «Творчество Н. В. Гоголя»

14

© 2010-2022