Конспект открытого урока на тему «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова (-ева-), -ыва (-ива-)»

Конспект открытого урока на тему «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова(-ева-), -ыва(-ива-)» 6 класс (Программа под ред. М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской)Данный урок, изучение нового материала.Перед детьми поставлена проблемная ситуация, которую они должны решить в ходе урока.На мой взгляд, это удалось достичь. Так как дети самостоятельно определили тему урока,каждый ставил перед собой цель.На уроке использовались различные виды деятельности: словесные, наглядные,самостоятельная работа учащ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка Макарова Оксана Александровна

МБОУ Собинского района СОШ № 4 г. Собинки

Конспект открытого урока на тему

«Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова(-ева-), -ыва(-ива-)»

Ход урока

  1. Организационный момент

- Доброе утро! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать глагол. А на уроке нам приходится записывать, рассказывать, доказывать, докладывать. Что объединяет слова, которые я сейчас назвала с точки зрения РЯ? (глаголы) А что обозначает глагол?(Действие)

Вот и выполните сейчас действия: запишите кл.работа и сделайте следующее задание.

  1. Объяснение нового материала. Постановка проблемы.

- Вставьте пропущенные буквы. (Слайд 1).

- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме? (выбор гласной буквы в суффиксах -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-)

ДОКЛАД ? ВАТЬ

КОМАНД ? ВАТЬ

НАСТА ? ВАТЬ

ГОР ? ВАТЬ

  1. Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Правописание гласных в суффиксах глаголов(Слайд 2).

- Какова цель нашего урока? (цель нашего урока- познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)

Постараемся сами сформулировать правило, для этого прочитаем сказку.

Чтение сказки вслух с продолжением.

Грамматическая сказка

Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы -ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам.

Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности - просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы - ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва- и -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами - О,Е.

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- Какой нам урок дает эта сказка? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов.

- Как бы вы назвали эту сказку? Какой признак легче запомнить? А какой признак выведет нас на правило? (круглые суфф. - стремятся убежать, с палочкой суфф. - преданные; ова,ева - меняются на -у,-ю: -ыва,-ива - постоянны).

- Дополним свои впечатления от сказки и проведем лингвистическое наблюдение.

1) Определите форму глаголов. (Слайд 3)

2) Сравните, на какие гласные оканчиваются формы 1 л. ед.ч. (-ую, -иваю,-ываю)

3) Как это связано с правописанием суффиксов в инфинитиве? Соотнесите формы глаголов с правописанием гласных в суффиксах.

Запись на доске: инф. - 1л. ед.ч. инф. - 1л. ед.ч.

инф. - 1л. ед.ч. инф. - 1л. ед.ч.

сделайте вывод, когда в суффиксах пишутся ы-и, а когда - о-е?

ночевать - ночую развешивать - развешиваю

беседовать - беседую рассчитывать - рассчитываю

3. Работа с алгоритмом

- Какие действия необходимо выполнить, чтобы правильно выбрать суффикс.

Из предложенных распечатанных элементов составим на доске алгоритм.

Работа на доске и в тетрадях. (Необходимы напечатанные элементы алгоритма, магниты)

  • Какое действие мы делаем во-первых?

  • Что делаем дальше?(Смотрим, на что оканч-ся форма 1 л.) Какие 2 варианта возможны?

  • Если форма 1 л. ед.ч. оканч-ся на -ую,-юю, то какие суффиксы будут писаться в инфинитиве? А если - на -иваю, -ываю?

Составление инструкции для применения правила.

- Отступите 1 строчку от алгоритма, мы ее заполним позже.

- Применяем алгоритм к уже выполненному заданию (Возвращаемся к 1 слайду). Проверьте, правильно ли вы записали глаголы. Поняли ли вы алгоритм? Давайте проверим работу Гриши на доске. Гриша комментирует правописание суффиксов на оценку.

- Кто сейчас осознанно исправил ошибку? Я вас поздравляю!

4. Закрепление изученного материала.

Применяя алгоритм, закрепим правило. Упр. 580 (выполняем устно, поднимают карточки с необходимым суффиксом, 1 человек проговаривает алгоритм) + 2 морфем. разбора на доске по желанию.

- Ребята, в упр. есть фразеологизм «дневать и ночевать». Кто объяснит его значение?

А как объясняет фразеологический словарь? Кто желает поработать со словарем?

Работа с текстом.

- Прочитайте, озаглавьте текст (Детство в деревне). Выпишите слова с изученной орфограммой, выделите суффиксы. Определите время и наклонение выписанных глаголов (повторение предыдущего материала)
Я родился и вырос в деревне. Мы, ребятишки, всегда первыми узнавали новости.
Коробейники показывали заманчивые картинки. Я завидовал богатству бродячих торговцев и начал рисовать сказочных героев, а также зверей и домашних животных.
Зимой мы любили по следам распутывать звериные хитрости. Узнавали птиц по голосам. Умели им подражать.
Крестьянский труд сызмальства знаком мне. Я и пахал, и сеял, и молотил, пас скотину, возил с лугов сено. Все попробовал, почувствовал. Полюбил труд - самую верную опору человека - на всю жизнь.

Узнавали, показывали, завидовал, рисовать, распутывать, попробовал, почувствовал.

  1. Исследование.

Не во всех глаголах есть изученный суффикс. С каким суффиксом мы можем спутать изучаемые морфемы? (с суфф. -ва-). Ребята, чтобы суффиксы -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) отличать от других суффиксов, проведём исследование.

- Прочтите данные глаголы. Почему они разделены на 2 колонки?

устрАивать свивАть

опАздывать запотевАть

рассмАтривать сдавАть

- Выделите суффиксы в глаголах левой колонки. Назовите их.

- Какой же суффикс во всех глаголах правой колонки?

- Поставьте ударение во всех словах.

- Какую закономерность вы отметили? (суффиксы -ыва-, -ива- -безударные, а суффикс -ва- - ударный.)

- Кто сделает вывод: как отличать суффикс -ва- от суффиксов -ыва-(-ива-), -ова-(-ева-)?

Дополним наш алгоритм. Не спутай с суффиксом - ва-! Он всегда ударный.

  1. Подведение итогов.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Какая же была у нас цель?

Достигли ли мы этой цели? … Какие задания вам помогли ее достичь?

РефлЕксия деятельности

Конспект открытого урока на тему «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова(-ева-), -ыва(-ива-)»

- Перед каждым из вас лежит бабочка.

На левом крылышке напишите 2 прилагательных, какими вам запомнились суфф. -ыва-, ива-. На правом - 2 прилаг., какими вам запомнились суфф. -ова-, -ева-. Если возникнут затруднения, можете обратиться к сказке.

Выставление отметок за работу на уроке.

- Кого вы бы отметили на уроке? Ребята, я добавлю, что устно хорошо работали… Всем спасибо!

Дом. задание § 98, упр. 582







5


© 2010-2022