- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Презентация по литературе Ольга Берггольц - поэт подвига и страдания
Презентация по литературе Ольга Берггольц - поэт подвига и страдания
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гурбатова Е.Е. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий урока литературы в 11 классе.
Тема: «Поэт подвига и страдания».
Тип урока:
- урок комплексного применения знаний, умений и навыков использования электронных ресурсов в подготовке к уроку.
Форма урока:
- урок-встреча (с презентацией ученических проектов).
Цели и задачи урока:
познакомить учащихся со значимыми фрагментами биографии и творчества О.Ф.Берггольц;
продолжить формирование умений выделять значимые эпизоды;
развивать навыки учащихся в области подготовки литературных исследовательских мини-проектов и создания компьютерных презентаций по предложенным темам;
развивать сотрудничество и сотворчество с учащимися на уроке.
Форма организации учебной деятельности:
- групповая.
Методы обучения:
- пректно-поисковый;
- самостоятельная работа с источниками;
- использование ИКТ;
- персонифицирующий (биографический).
Опережающее задание, предварительная работа:
- сформировать рабочую папку, используя интернет-ресурсы, по заданной теме.
- подготовить мини-проект по предложенной теме с компьютерной презентацией.
Оборудование урока и источники информации:
- мультимедийная установка, компьютер;
- выставка книг;
- презентация.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация. Вступительное слово учителя.
-
3ащита мини-проектов.
-
Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Эпиграф к уроку:
Я встану над жизнью бездонной своею,
над страхом её, над железной тоскою...
Я знаю о многом. Я помню. Я смею.
Я тоже чего-нибудь … стою..
О. Берггольц
Ход урока.
План
Содержание
Время
1.Организационный момент.
Объявление темы урока.
Наш урок посвящён человеку - русскому поэту Ольге Фёдоровне Берггольц.
1 мин.
2. Актуализация. Вступительное слово учителя.
(1 слайд) Звучит стихотворение О.Берггольц «Каменная дудка».
( 2 слайд) У юной Берггольц были стихи, ставшие пророческими: таково полудетское стихотворение «Каменная дудка», в котором говорится о страшной цене, что платит поэт за свой дар. Она и сама тогда не понимала, что в этом стихотворении предугадала свою дальнейшую судьбу.
Сто лет назад на свет появилась душа, познавшая боль и отчаяние жизненных потерь, несправедливость государственных служб, ужасы войны ,но умевшая сопереживать и вселять в сердца надежду на лучшее будущее... 35 лет назад её трагический жизненный путь прервался, положив конец череде её страданий, но имя Ольги Берггольц навсегда вошло во всеобъемлющую книгу людской памяти.
4 мин.
3. 3ащита мини-проектов.
1 мини-проект: Занесённая в чёрный список
Очерк жизни и творчества О.Ф.Берггольц в довоенный период. (3 - 6 слайды)
2 мини-проект:
Голос блокадного Ленинграда. (7 - 18 слайды)
3 мини-проект: Власть её не любила
Очерк жизни и творчества после войны. (19 - 26 слайды)
35 мин.
4. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
(27 слайд)
Однажды в порыве откровенности у Ольги Берггольц вылетели эти строки:
Я знаю о многом. Я помню. Я смею.
Я тоже чего-нибудь страшного стою…
Однако в своих книгах она не рассказала и десятой части из того, что знала и помнила.
Берггольц - поэт огромной лирической и гражданской силы. Своей судьбой она дает невероятный пример патриотизма, понятия, так дискредитированного в наше время.
Сегодня мы познакомились со значимыми фрагментами из жизни и творчества поэтессы, а итогом нашей коллективной работы стала презентация «Поэт подвига и печали».
5 мин.
Аннотация к уроку.
Ольга Федоровна Берггольц - русский гражданский и лирический поэт. Она представитель потрясающего поколения, которое в значительной степени приходится разгадывать. Лирика О.Ф. Берггольц пронизана высокой человечностью, а это - верный признак востребованности во все времена.
Урок «Поэт подвига и страдания» - урок внеклассного чтения - посвящён её памяти с вязи со 100-летием со дня рождения. Он проводится в форме урока-встречи с русским поэтом. Учитель и ученики на равных ведут урок. Учащиеся по очереди представляют результаты своей деятельности. Готовясь к уроку, ребята выполнили большой объём работы: собрали рабочий материал, используя интернет-ресурсы, составили подборку стихотворений для выразительного чтения их, разработали сценарий выступления-защиты мини-проекта по предложенной теме. Итогом этой работы стала коллективная презентация. Эмоциональную атмосферу создают музыка (отрывок из 3 части «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича, мелодии Антона Батагова) и стихи в исполнении автора, учителя, учащихся.
Главная задача сегодняшнего урока урока - показать, что человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком, сохранять то, что дорого и ценно в цивилизованном обществе.
Интернет-ресурсы:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86
stihi-rus.ru/1/Berggolc/
olgaberggolc.ru/
foxdesign.ru/aphorism/biography/berggolc.html
senat.org/senat-news/OLGA_BERGGOLC.html
peoples.ru/art/literature/poetry/newtime/berggolts/
epochtimes.ru/content/view/36735/8/
slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/e/e4/1006769.htm
video.yandex.ru/users/gitaman/view/4/
images.yandex.ru/schoolsearch?text=%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86&stype=image
litru.ru/index.html?book=48682&page=2
tvkultura.ru/news.html?id=43944
exlibris.ng.ru/subject/2010-05-13/1_bergholz.html
lib.ru/POEZIQ/BERGGOLC/dnevnik.txt
cprfspb.ru/4751.html
rian.ru/culture/20100409/220041634.html
spb.mironov.ru/section_614/section_1068/1159.smx
pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=594&showentry=5820
news.a42.ru/news/item/187605/
imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1417
echomsk.spb.ru/content/interview/default.asp?shmode=3&ida=82366
digestweb.ru/5289-pochemu-olgu-berggolc-nazyvali-madonnoj-blokadnogo-leningrada.html
library.vladimir.ru/book_online/voyna_08.htm
vokrugsveta.ru/vs/article/586/
Описание методики использования ИКТ во время занятия:
Анимация объектов, смена слайдов частично осуществляются автоматически, частично - в ручном режиме для удобства работы учителя и учащихся на уроке.
Дидактические программные продукты:
презентация «Поэт подвига и страдания».