Презентация по литературе Ольга Берггольц - поэт подвига и страдания

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока литературы в 11 классе.

Тема: «Поэт подвига и страдания».

Тип урока:

- урок комплексного применения знаний, умений и навыков использования электронных ресурсов в подготовке к уроку.

Форма урока:

- урок-встреча (с презентацией ученических проектов).

Цели и задачи урока:

познакомить учащихся со значимыми фрагментами биографии и творчества О.Ф.Берггольц;

продолжить формирование умений выделять значимые эпизоды;

развивать навыки учащихся в области подготовки литературных исследовательских мини-проектов и создания компьютерных презентаций по предложенным темам;

развивать сотрудничество и сотворчество с учащимися на уроке.

Форма организации учебной деятельности:

- групповая.

Методы обучения:

- пректно-поисковый;

- самостоятельная работа с источниками;

- использование ИКТ;

- персонифицирующий (биографический).

Опережающее задание, предварительная работа:

- сформировать рабочую папку, используя интернет-ресурсы, по заданной теме.

- подготовить мини-проект по предложенной теме с компьютерной презентацией.

Оборудование урока и источники информации:

- мультимедийная установка, компьютер;

- выставка книг;

- презентация.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация. Вступительное слово учителя.

  3. 3ащита мини-проектов.

  4. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

Эпиграф к уроку:

Я встану над жизнью бездонной своею,
над страхом её, над железной тоскою...
Я знаю о многом. Я помню. Я смею.
Я тоже чего-нибудь … стою..

О. Берггольц

Ход урока.

План

Содержание

Время

1.Организационный момент.

Объявление темы урока.

Наш урок посвящён человеку - русскому поэту Ольге Фёдоровне Берггольц.

1 мин.

2. Актуализация. Вступительное слово учителя.

(1 слайд) Звучит стихотворение О.Берггольц «Каменная дудка».

( 2 слайд) У юной Берггольц были стихи, ставшие пророческими: таково полудетское стихотворение «Каменная дудка», в котором говорится о страшной цене, что платит поэт за свой дар. Она и сама тогда не понимала, что в этом стихотворении предугадала свою дальнейшую судьбу.

Сто лет назад на свет появилась душа, познавшая боль и отчаяние жизненных потерь, несправедливость государственных служб, ужасы войны ,но умевшая сопереживать и вселять в сердца надежду на лучшее будущее... 35 лет назад её трагический жизненный путь прервался, положив конец череде её страданий, но имя Ольги Берггольц навсегда вошло во всеобъемлющую книгу людской памяти.

4 мин.

3. 3ащита мини-проектов.

1 мини-проект: Занесённая в чёрный список

Очерк жизни и творчества О.Ф.Берггольц в довоенный период. (3 - 6 слайды)

2 мини-проект:

Голос блокадного Ленинграда. (7 - 18 слайды)

3 мини-проект: Власть её не любила

Очерк жизни и творчества после войны. (19 - 26 слайды)

35 мин.

4. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

(27 слайд)

Однажды в порыве откровенности у Ольги Берггольц вылетели эти строки:
Я знаю о многом. Я помню. Я смею.
Я тоже чего-нибудь страшного стою…

Однако в своих книгах она не рассказала и десятой части из того, что знала и помнила.

Берггольц - поэт огромной лирической и гражданской силы. Своей судьбой она дает невероятный пример патриотизма, понятия, так дискредитированного в наше время.

Сегодня мы познакомились со значимыми фрагментами из жизни и творчества поэтессы, а итогом нашей коллективной работы стала презентация «Поэт подвига и печали».

5 мин.

Аннотация к уроку.

Ольга Федоровна Берггольц - русский гражданский и лирический поэт. Она представитель потрясающего поколения, которое в значительной степени приходится разгадывать. Лирика О.Ф. Берггольц пронизана высокой человечностью, а это - верный признак востребованности во все времена.

Урок «Поэт подвига и страдания» - урок внеклассного чтения - посвящён её памяти с вязи со 100-летием со дня рождения. Он проводится в форме урока-встречи с русским поэтом. Учитель и ученики на равных ведут урок. Учащиеся по очереди представляют результаты своей деятельности. Готовясь к уроку, ребята выполнили большой объём работы: собрали рабочий материал, используя интернет-ресурсы, составили подборку стихотворений для выразительного чтения их, разработали сценарий выступления-защиты мини-проекта по предложенной теме. Итогом этой работы стала коллективная презентация. Эмоциональную атмосферу создают музыка (отрывок из 3 части «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича, мелодии Антона Батагова) и стихи в исполнении автора, учителя, учащихся.

Главная задача сегодняшнего урока урока - показать, что человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком, сохранять то, что дорого и ценно в цивилизованном обществе.

Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86

stihi-rus.ru/1/Berggolc/

olgaberggolc.ru/

foxdesign.ru/aphorism/biography/berggolc.html

senat.org/senat-news/OLGA_BERGGOLC.html

peoples.ru/art/literature/poetry/newtime/berggolts/

epochtimes.ru/content/view/36735/8/

slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/e/e4/1006769.htm

video.yandex.ru/users/gitaman/view/4/

images.yandex.ru/schoolsearch?text=%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86&stype=image

litru.ru/index.html?book=48682&page=2

tvkultura.ru/news.html?id=43944

exlibris.ng.ru/subject/2010-05-13/1_bergholz.html

lib.ru/POEZIQ/BERGGOLC/dnevnik.txt

cprfspb.ru/4751.html

rian.ru/culture/20100409/220041634.html

spb.mironov.ru/section_614/section_1068/1159.smx

pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=594&showentry=5820

news.a42.ru/news/item/187605/

imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1417

echomsk.spb.ru/content/interview/default.asp?shmode=3&ida=82366

digestweb.ru/5289-pochemu-olgu-berggolc-nazyvali-madonnoj-blokadnogo-leningrada.html

library.vladimir.ru/book_online/voyna_08.htm

vokrugsveta.ru/vs/article/586/

Описание методики использования ИКТ во время занятия:

Анимация объектов, смена слайдов частично осуществляются автоматически, частично - в ручном режиме для удобства работы учителя и учащихся на уроке.

Дидактические программные продукты:

презентация «Поэт подвига и страдания».



© 2010-2022