Конспект урока литературы по теме В жизни всегда есть место подвигам!

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературы. В начале урока я предлагаю послушать фрагмент из одного произведения.

(Звучит отрывок из эпоса «Джангр»).

1. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

(Ответ: О богатырях, защищающих свой народ, о богатырях, совершающих подвиги).

Слово учителя. Правильно, ребята! Итак, тема сегодняшнего нашего урока: «В жизни всегда есть место подвигам!»

Эпиграфом сегодняшнему нашему уроку послужат слова М. Горького: «Мечтать - не значит жить, Нужны подвиги, подвиги!»

2. Ребята, а из какого произведения строки, которые мы с вами прослушали? (Эпос «Джангр»)

3. К какому литературному жанру относится это произведение? Что такое эпос? Давайте найдём определение в словарях (работа со словарями).

Эпос - (др.-греч. - «слово», «повествование») - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.

4. В каких еще литературных жанрах сочетается реальное и вымышленное?

(В легендах)

5. Давайте найдем в словарях определение слова «легенда».

(Дети читают определение)

Да, легенда - это произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Сегодня мы попытаемся осмыслить содержание легенды о Данко, которую вы прочитали к нашему уроку. Поговорим с вами о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки, об умении совершать подвиги.

2.Каким, по-вашему, должен быть герой легенды? (Предполагаемый ответ: Сильный, смелый, совершающий подвиги, исключительная личность, бунтарь, действующий в исключительных ситуация, жертвующий собой ради других).

2. Работа с текстом.

Давайте обратимся к тексту.

Чтение легенды учителем. «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса».

1.Почему такие сильные и смелые люди позволили себя прогнать с родных мест? Найдите это в тексте.

«Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота...»

2. Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались «тяжелой поры» и даже не стали сопротивляться?) Что помешало людям бороться за свое племя?

«И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...»

3. Оставалась ли еще надежда на спасение?

(Да,… тут явился Данко и спас всех один…)

(показываем эпизод из мультфильма)

Вопросы к эпизоду: 1. Что происходило в сердце у Данко, когда люди разуверились в нём?

(Вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло).

2. Что заставило Данко совершить такой поступок?

(Любовь к людям, желание спасти их, вывести на лёгкий путь)

3. Что дал этот поступок людям?

(Спасение)

3. Почему поступок Данко трактуется как подвиг?

(Потому что Данко жертвует собой ради счастья своего племени)

4. Как вы понимаете, что такое подвиг?

(Подвиг - это самоотверженный поступок человека ради спасения других людей из любви к ним).

Слово учителя. Да, Данко совершил подвиг, он погиб, жертвуя собой ради других людей.

5. Что же стало с его сердцем? Найдите отрывок в тексте.

(«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»)

6. Почему осторожный человек наступил на сердце?

(Из-за чувства зависти, боязни чего-то, испугался чего-то, не каждый способен на подвиги) ВСЕ ВАШИ ОТВЕТЫ ПРАВИЛЬНЫ, ТАК КАК НЕТ ОДНОЗНАЧНОГО ОТВЕТА НА ЭТОТ ВОПРОС!!!

Давайте обратимся к клятве богатырей, которую мы прослушали в начале урока. Зачитаем ее. (УЧЕНИК ЧИТАЕТ) СПАСИБО!

На основе прочитанного скажите, что может помешать совершить подвиг.

(Зависть, похвальба, затаённая вражда, измена, алчность).

Значит, сделаем вывод: эти чувства, качества были присущи осторожному человеку. Он не смог воспринять подвиг другого человека и порадоваться ему.

7. Так что же смерть Данко была напрасна?

(Нет, он спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное Данко, искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца).

8. Изученное произведение - это легенда, в которой есть вымышленное и реальное. Как вы считаете, а есть ли место подвигу в нашей реальной жизни? Приведите примеры.

Мой пример.

28 марта 2012 года погиб майор Сергей Солнечников. Один из срочников во время учений неудачно кинул гранату. За несколько секунд Сергей Солнечников принял тяжелое решение. Чтобы спасти около 10 человек, он накрыл собой снаряд.
Майора Солнечникова приставили к награде посмертно.

В начале мая 2012 года в Набережных Челнах посмертно наградили 12-летнего подростка Данила Садыкова, который спас 9-летнего мальчика. Ребёнок попал в фонтан, вода в котором была под высоким напряжением. Все кричали, призывая на помощь, но решился лишь Данил. Он спас ребёнка, заплатив за это жизнью.

Вывод: Герои живут среди нас! И в настоящее время красивых и сильных людей немало, надо только их видеть и ценить.

4. Заключительный этап.

Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы говорили о подвигах, о людях, готовых к подвигу. В жизни всегда есть место подвигам! В заключении я предлагаю составить синквейн. Мне нужен будет 1 помощник, который будет записывать слова.

Синквейн - нерифмованное пятеростишье!

1 стр.-

2стр. -

3стр.-

4 стр.

5стр.-

Данко.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

В жизни всегда есть место подвигам.

Герой.

Данко.

Бескорыстный, благородный.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

Человек-легенда.

5. Комментирование оценок.

6. Домашнее задание будет таким: Напишите мини-сочинение «Как стать героем?»

Ребята, спасибо за урок! В качестве благодарности я хотела бы оставить каждому из вас частичку своего сердца, которая напоминала бы вам, что в жизни всегда есть место подвигам!!!

© 2010-2022