Урок русского языка. Официально-деловой стиль. Характеристика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

Культура делового общения. Письменная и деловая речь. Деловые бумаги. Характеристика.

Цель урока:

1. Продолжить работу по составлению деловых бумаг, дать определение характеристики, стандарты её построения.

2. Научить отличать служебные и психолого-педагогические характеристики.

3. Подготовить учащихся к составлению характеристики.

Содержание урока.

1. Повторение материала предыдущего урока.

Учитель даёт задание:

Представьте, что учитель написал директору школы заявление об очередном отпуске (текст демонстрируется на доске):


Дорогая Ангелина Ивановна!

Намаялся я на работе, устал как собака. Пора и в отпуск, хоть отдохну немного. Дайте, пожалуйста, отпуск на два месяца, ведь положено по закону. Отдохну и снова за работу, с новыми силами.

Ваш Иван Иванович.

Вопросы учащимся:

1. Какие языковые средства, неуместные для официально-делового стиля, использованы в данном заявлении?

2. Где эти средства уместны?

3. Найти все ошибки, допущенные в этом заявлении.

Учащиеся перечисляют ошибки.
Задание учителя:

Исправьте данное заявление, используя стандартные слова и обороты.

Выполнение задания проверяется через 5 минут.

Образец:

Директору ИЕГЛ «Школа-30»

_________________________

преподавателя информатики

Иванова И.И.

заявление.

Прошу предоставить очередной отпуск с 01.06. 2014 г. в соответствии с графиком отпусков.


16.05.2014. подпись


Ход урока..

1. Учащимися определяется цель урока.

2. Практика делового общения разработала ещё один тип документа - характеристику.
Ответьте на вопросы:

- Для чего нужна характеристика? Где она может потребоваться?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель:

Как составить характеристику, какие существуют определённые стандарты, словесные формулы, какой должна быть композиция такого документа,- это мы должны рассмотреть сегодня на уроке. Мы проанализируем разные варианты характеристик - служебных, ученических, психолого-педагогических, отметим положительные моменты, найдём недостатки, недочёты в представленных характеристиках.

Следующий этап работы - лексическая работа.

Работа со словом.

Учащиеся записывают слово:

Характеристика (восходит к греческому «черта, признак, особенность») -

1. Совокупность основных, наиболее устойчивых психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении (сильный характер).

2. Сильная воля, упорство в достижении чего-либо ( У него нет характера.)

Далее учащиеся записывают однокоренные слова:

Характерный - обладающий ярко выраженными особенностями, чертами.

Характерный - упрямый, любящий делать по-своему, с тяжёлым, своенравным характером.

Характеризовать - давать характеристику.

Характеристика - описание отличительных качеств, свойств, черт чего-либо, кого-либо;

Официальный документ с отзывом о служебной, общественной деятельности кого-либо. (Характеристика с места работы).

Задание учителя:

Подберите синонимы к слову «характеризовать»:
давать характеристику, отзываться, высказываться., квалифицировать, аттестовать, рекомендовать).

Следующий этап работы.

Учащиеся получают карточки с заданием:

Перечислить, какие из перечисленных качеств помогут найти работу, а какие, напротив, повысят риск лишиться работы?

Энергичность, самоуверенность, пассивность, совестливость, готовность к

риску, смелость, лживость, грубость, скромность, предприимчивость, лень,

образованность, сила воли, зависть, уступчивость, льстивость, ум, жадность,

фантазия, хитрость, тактичность, лояльность, честолюбие, отзывчивость,

новаторство, общительность, активность, ответственность, тактичность,

инициативность, креативность, тщеславие, организованность, бескорыстие, скрытность,

самокритичность, настойчивость, честность, вспыльчивость, эгоистичность,

утомляемость, неряшливость, равнодушие, неуверенность в себе, пассивность,

нерешительность, неуравновешенность, энергичность, чувство юмора,

целеустремлённость, лидерские качества, сообразительность, расчётливость,

выносливость, аккуратность, трудолюбие, желание учиться, исполнительность.

Далее учащимся предлагается дополнить список положительными и отрицательными качествами. (ответы анализируются)

Учащиеся называют следующие качества:

Отзывчивость, новаторство, общительность, активность, ответственность, инициатива, организованность, бескорыстие, тактичность, самокритичность, настойчивость, честолюбие, скрытность, вспыльчивость, эгоистичность, утомляемость, неряшливость, равнодушие, неуверенность в себе, пассивность, нерешительность, неуравновешенность, тщеславие.

Следующий этап работы.

Учащимся предлагается текст служебной характеристики.

Задание:

Отметить черты официально-делового стиля, определённые штампы.

Отметить черты официально-делового стиля.

Характеристика

Борисова Владимира Николаевича, 1970 года рождения, русского, образование высшее.

Борисов В.Н. с 1993 года работает учителем русского языка школы № 1 Киевского района Москвы.

За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Обладает развитыми навыками самоорганизации своей профессиональной деятельности. Уроки проводит интересные, у детей пользуется авторитетом. Учитель формирует интерес к учёбе и предмету на основе творческой активности, поощряет самостоятельную учебную деятельность учащихся. Умеет достаточно быстро находить креативные решения, поддерживающие личность ученика даже в сложных нестандартных ситуациях.

Владимира Николаевича отличает ответственное отношение к своим обязанностям, стремление к проявлению методического мастерства в своей деятельности, умение проявлять творческий подход к решению разнообразных педагогических задач.

Борисов В.Н. систематически повышает свою квалификацию, следит за педагогической литературой, имеет склонности к научной работе. Является автором ряда статей, опубликованных в центральных журналах.

В коллективе пользуется заслуженным уважением.

Тактичен, общителен. Хороший, отзывчивый товарищ.

Принимает активное участие в общественной жизни школы. Руководит музыкальным кружком, проводит школьные вечера, организует походы с детьми.

Является секретарём педагогического совета школы.

Характеристика выдана для представления по новому месту работы.

01.06. 20014. Директор школы №1……………………В.Н.Журов

Председатель профкома…………………Л.Л.Левин

Перечислите стандартные языковые средства.

Какие особенности использованы в служебной характеристике?

Работа над текстом характеристики.
Учащиеся перечисляют стандартные языковые средства:

Выдана для предъявления…, за время работы…,как квалифицированный специалист…, имеет склонность…, пользуется уважением…, принимает активное участие…, повышает квалификации и т.д.

Задание:

Перечислить, какие особенности в служебной характеристике использованы?

Учащиеся отмечают:

1. В характеристике указывается время работы в данном учреждении.2. Оцениваются профессиональные умения и приводятся конкретные результаты работы (называются несколько абстрактно).

3. Констатируются человеческие качества.

4. Отмечается участие в общественной жизни коллектива.

5. В конце характеристики указывается место и цель представления характеристики.

6. Отмечается несложный синтаксис: здесь простые предложения с прямым порядком слов, сказуемые в форме 3 лица настоящего или прошедшего времени (имеет, принимает).

Следующий этап работы посвящён сравнению 2-х школьных характеристик.

Задание 1.

Кто это?

- Учится очень хорошо, пытается всё понять, во всём разобраться, дойти до сути. Творчески подходит к любому делу. У неё высокое чувство собственного достоинства. Очень ответственная, инициативная. Не любит проигрывать. (Н.П.)

- Активный, подвижный, честный, принципиальный. Мальчик смелый, самокритичный, немного рассеянный. Уверен в собственном мнении, умеет его отстаивать, не боится ошибаться.(Г.К.)

- Очень способная девочка. Умеет принимать решения, ответственная. Спокойная, уравновешенная, добрая, аккуратная, дисциплинированная, скромная. По характеру общительная, весёлая. Много времени уделяет спорту. (Я.Л.)

- Ответственная, добросовестная, трудолюбивая, эмоциональная, ранимая, в меру самолюбивая, вспыльчивая, но отходчивая.(Р.З.)

Задание2

Предлагаются 2характерстики учащихся. Нужно сравнить 2 характеристики, отметить стилистические особенности, композиционное построение.

1 Характеристика

________________ учится в лицее с первого класса. С___________ года обучается в гуманитарном классе. Имеет хорошие способности в учёбе, но не всегда старается. Умеет логически мыслить, грамотно выражать свои мысли, начитанна. Хорошо развита речь.

__________________ общительная, но не всегда выдержанная девушка. Человек настроения, не очень требовательная к себе. По натуре лидер. Отношения со сверстниками достаточно ровные. В обращении со старшими тактична. Неоднократно принимала участие в проведении школьных и классных вечеров. Увлекается музыкой, играет на гитаре.

Воспитывается в здоровой культурной семье. Родители интересуются успехами дочери, регулярно приходят в школу.

Дата Подпись

2 Характеристика

_________________________________________,

(ФИО, год рождения)

учащаяся_____ класса_________________________

(название учебного заведения)

_____________ учится в лицее с 5 класса. Обладает большими способностями, особенно по предметам естественного цикла: увлекается химией, биологией. Все годы училась на 4 и 5. Стремится быть отличницей.

Собранна и организованна. С 10 класса проходит обучение в химико-биологическом классе. В течение года проходит обучение в химическом кружке при НОУ во Дворце пионеров и школьников. На протяжении ряда лет________________ призёр районных олимпиад по биологии, экологии, химии. Также была призёром республиканской и зональной олимпиады по химии. Была награждена путёвкой в «Академгородок- 07 и 08», была приглашена на «Сборы - ):». Участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников 5 этапа по химии в городе Уфе. Также была призёром в исторической игре «Золотое руно».

________________ начитанна. Умеет видеть прекрасное в искусстве. Прошла восьмилетнее обучение в музыкальной школе по классу фортепиано. Продолжает обучение по классу гитары. Любит классическую музыку, живопись. Любит делиться полученными знаниями.

По состоянию здоровья_______________занимается в основной группе. Увлекается водным и горным туризмом. Посещает волейбольную секцию.Выступает за школу на соревнованиях по волейболу.

_____________ активно участвует в жизни школы, принимает участие в творческих мероприятиях.

По характеру спокойная, уравновешенная, мягкая, со старшими тактична. Ей свойственны трудолюбие, целеустремлённость, ответственность. Умеет работать над собой. Среди сверстников пользуется авторитетом. Одноклассники ценят её за доброту и отзывчивость.

Родители серьёзно занимаются воспитанием дочери, посещают родительские собрания, поддерживают контакт с преподавательским коллективом.

Дата Подпись

Вопрос:

Какую характеристику хочется «присвоить» себе? Почему?

Учащиеся анализируют характеристики, отмечают поверхностность первой характеристики, бедный словарный состав, синтаксис; во второй характеристике отмечают речевые недочёты: повторы, использование разных временных форм, просторечных слов и т.д.

Затем каждому учащемуся выдаётся план характеристики, состоящий из 9 пунктов.

Зачитывается план, комментируется каждый пункт.

Учащиеся по данному плану отмечают, что нашло отражение в выданных им ранее характеристиках.

Вопрос:

Чем отличается характеристика от автобиографии?

Ученики дают подробный ответ, используя знания предыдущих уроков.

Подведение итогов работы.


Домашнее задание.

Учащимся предлагается написать характеристику на себя к следующему уроку, используя памятку.

На следующем уроке характеристики были собраны, а через урок проанализированы.

5

© 2010-2022