Урок русского языка в 10 классе Нормы русского литературного языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Сценарий открытого урока русского языка в 10 классе

Тема: Литературный язык и его нормы. Основные виды норм современного русского литературного языка.

Цели урока:

Образовательная - сформулировать понятие о нормах РЛЯ.

Развивающая - развивать культуру речи, орфоэпическую грамотность, монологическую речь.

Воспитательная - на дидактическом материале воспитывать языковую культуру личности.

Вид урока: нетрадиционный урок-практикум.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ПК, проектор, экран, аудиоколонки, видеоролики, карточки для работы в парах и самодиктанта, презентация к уроку, костюмы для сценки, аудиозапись «Русский язык».

Ход урока

1 этап. Организационный.

Объявление темы. Постановка целей. (5 минут)

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящен нормам русского литературного языка. И прежде чем приступить к основной части занятия, я приглашаю вас послушать одну беседу.

(На экране ролик «Ералаш»)

Учитель:

Прослушав эту беседу, я думаю, вам стало понятно, каких целей мы с вами должны достичь к концу урока. Попробуйте сформулировать цели занятия.

(Учащиеся формулируют цели)

2 этап. Актуализация знаний. (12 минут)

  1. Беседа.

- Что такое по-вашему «норма»? (Это то, что правильно, точно, какие-либо правила)

-Вы знаете, что русский язык имеет несколько форм существования. Все ли формы русского языка нормируются определенными правилами?

(Нет. Есть литературный язык, который нормируется, и нелитературные формы - говоры, диалекты, которые не нормируются)

  1. Работа с учебником.

- На страницах 73 и 74 учебника вы прочитаете о том, для чего нужны нормы русского языка. Прочитайте, пожалуйста, параграф.

(Учащиеся читают, в этот момент двое учеников надевают костюмы для сценки)

- Прежде чем обсудить прочитанное, перенесёмся в Древнюю Грецию и послушаем разговор рабовладельца Ксанфа и его раба - первого баснописца Эзопа.

(Сценка)

Ксанф:

-Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь. Где она?

Эзоп:

- Вот, мой господин. Это - язык!

Ксанф:

- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

Эзоп:

- Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык - это целый мир.

Ксанф:

-Ну хорошо! Я веле тебе купить и самую дешевую вещь в мире.

Эзоп:

- Вот она, мой господин!

Ксанф:

- Снова язык?!

Эзоп:

- Да. Язык - это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

Учитель:

Ребята, согласны ли вы с Эзопом? Язык и самая дорогая и самая дешевая вещь в мире?

(Учащиеся отвечают)

Учитель:

Можно ли научиться управлять языком, правильно им пользоваться? Что об этом сказано в учебнике?

(Учащиеся отвечают)

Учитель:

Какие нормы литературного языка чаще всего нарушаются?

(Орфоэпические, стилистические, лексические, грамматические)

Учитель:

Еще с начальной школы вы начали пользоваться словарями. Какие словари могут помочь вам овладеть нормами русского литературного языка?

(Перечисляют словари)

3 этап. Практическая часть. (17 минут)

Учитель:

Мы приступаем к практической части урока. Запишите в тетради дату и тему занятия.

(Записывают)

Учитель:

Чтобы не допустить ошибок в речи, поупражняемся.

  1. Работа в парах.

Учитель:

Перед вами лежат карточки для работы в парах. Прочитайте фразу, найдите ошибку и исправьте ее. Запишите в тетради исправленный вариант фразы.

(Опрос трёх пар, после каждого прочтения и исправления ошибки учитель задает вопрос классу: какая норма языка нарушена?)

  1. Оздоровительная (релаксационная) минутка.

Учитель:

А сейчас закройте глаза, расслабьтесь и послушайте стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева о нашем родном языке. Постарайтесь пропустить через себя смысл этих слов. Итак…

(Звучит аудиозапись «Русский язык»)

  1. Самодиктант с взаимопроверкой.

Учитель:

А теперь с новыми силами и ясными мыслями проведем орфоэпический самодиктант. Возьмите индивидуальную карточку с диктантом и расставьте ударение в словах. А пока все работают в карточках, у доски подобную работу выполнит Зоря Сергей.

(Все работают с диктантом)

Учитель:

А теперь обменяйтесь карточками и подчеркните ошибки вашего соседа по парте.

(Затем на презентации появляется правильный вариант диктанта и критерии оценивания)

Учитель:

А теперь сверьтесь с правильным вариантом ответа, поставьте себе две оценки - за самодиктант и за взаимопроверку.

Лера, собери, пожалуйста, карточки.

4 этап. Рефлексия. (3 минут)

Учитель:

- Итак, что же такое «нормы литературного языка»?

- А для чего нужно знать эти нормы и уметь ими пользоваться?

- Как вы считаете, достигнуты цели, поставленные вами в начале урока?

5 этап. Домашнее задание. (5 минут)

Учитель:

Откройте дневники. В качестве домашнего задания выполните в тетрадях задания 4,5 и 6 в вариантах 17 и 18 из сборника Н.А. Сениной.

Кроме теста, вспомните разговор героев ролика, увиденного вами в начале урока и запишите в тетради темы сочинения-рассуждения, которое вам нужно будет написать к следующему уроку. Объем сочинения - не менее 70 слов. Тема на выбор.

(На доске темы:

  1. Какие ошибки речи вы считаете недопустимыми в общении с посторонними людьми и почему?

  2. Стал бы Николай Васильевич Гоголь великим писателем, если бы он употреблял в своих произведениях фразы типа «классный Днепр при клёвой погоде…»?)

6 этап. Подведение итогов. Оценивание. (3 минуты)

Учитель:

На уроке себя активно проявили…

Нельзя не отметить артистизм и активную работу…

(Объявление оценок)

Учитель:

Благодарю всех за работу. Мне осталось лишь попрощаться с вами и пожелать: «Говорите по-русски правильно».

© 2010-2022