• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Интегрированный урок (литература+биология) Апокалипсис, сотворенный человеком, или Ответственность ученого за результаты собственных открытий» (по повести М. Булгакова Собачье сердце)

Интегрированный урок (литература+биология) Апокалипсис, сотворенный человеком, или Ответственность ученого за результаты собственных открытий» (по повести М. Булгакова Собачье сердце)

Тема урока – «Апокалипсис, сотворенный человеком, или Ответственность ученого за результаты собственных открытий». Цель урока: определение истины в вопросе опытов, проводимых над живыми организмами. Имеет ли право человек вмешиваться в процесс эволюции. Продолжить обсуждение проблем, поднятых в романе Александра Беляева «Человек-амфибия», нам позволила повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце». В повести рассматриваются следующие темы: Тема преступления и наказания, тема эксперимента, судьба ру...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Собачье сердце

Урок у нас сегодня необычный. Во-первых, потому что мы сегодня определим тип урока, как урок-диспут, урок-дискуссия, следовательно, откажемся от традиционной проверки домашнего задания, традиционного ведения урока и попробуем высказать собственный взгляд на проблему, которую мы определим в ходе нашего общения.

Во-вторых, сегодняшний урок следует считать уроком, так сказать, по вашим заявкам. Три года назад мы проводили подобный урок, соединив материалы литературы и биологии, и поводом к тому уроку послужил роман Александра Беляева «Человек-амфибия».

Мы обсуждали очень важную проблему. Напомните, о чем шла речь?

Да, действительно, мы спорили, стараясь найти вопрос на ответ: «Имеет ли право человек вмешиваться в ход мироздания, изменять природу по своему усмотрению? Несет ли ученый ответственность за результаты своих открытий?»

Сегодняшний урок продолжает тему, поднятую несколько лет назад на интегрированном уроке «Ответственность ученого за результаты своих открытий».

Если вы помните, обсуждение было бурным. А иначе и быть не может - ведь каждый из вас имеет свою точку зрения, которую и стремится доказать. Данная проблема вне времени и пространства, люди всех времен и стран пытаются ее решить, поэтому мы сразу оговоримся, что наше обсуждение тоже может выйти за установленные рамки школьного урока.

Как известно, в споре рождается истина. Очень хочется, чтобы сегодня она нам приоткрылась. Для этого, независимо от того, какова ваша позиция, мы решили поступить следующим образом: 11-Б класс выступать от имени науки, доказывая, что опыты необходимы. 11-А класс выступает в роли обвинителя, приводя примеры в пользу того, что опыты не всегда дают положительный результат. В ходе нашего обсуждения, я думаю, вы определитесь с собственной позицией, а может быть, кто-то изменит свою точку зрения.

Итак, тема сегодняшнего урока записана на доске и в ваших картах - «Апокалипсис, сотворенный человеком, или Ответственность ученого за результаты собственных открытий».

Цель нашего урока: определение истины в вопросе опытов, проводимых над живыми организмами. Имеет ли право человек вмешиваться в процесс эволюции.

Продолжить обсуждение проблем, поднятых в романе Александра Беляева «Человек-амфибия», нам позволила повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Видео.

Мы не будем пересказывать всем нам известный сюжет повести. Определим проблематику произведения.

- Какие темы, на ваш взгляд, поднимаются в повести?

Тема преступления и наказания, тема эксперимента, судьба русской интеллигенции в жизни общества, тема добра и зла и другие.

- Какие темы из названных вами считаете главными и в какой логической последовательности вы бы их расположили? Почему интеллигенция стала главным действующим лицом в повести?

Она является интеллектуальным потенциалом общества и влияет на духовную, нравственную атмосферу жизни страны. Булгаков считал интеллигенцию "лучшим слоем общества, ощущая кровную связь с ней.

Сложность тем определила и важность проблемы, над которой задумывается автор, предлагая это сделать и читателю.

- Что это за проблема?

Ответственность за свои деяния не только научной интеллигенции, но и каждого человека, к тому же если он наделён властью: духовной, политической, экономической и так далее.Несмотря на то, что произведение небольшое по объему, оно поднимает массу проблем.

Назовите главных героев повести.

Кто такой профессор Преображенский?

Случайно ли автор дает своему герою такую фамилию?

Над чем работает профессор Преображенский?

Главная цель опытов профессора - омоложение.

Что же такое омоложение, существовали ли в природе подобные эксперименты?

Сообщение.

Кто из ученых стоял у истоков подобных экспериментов?

Видео.

Скажите, пожалуйста, ни на какую мысль вас не натолкнули подобные высказывания? (Достоевский)

Профессор Преображенский стремится найти новый способ омоложения, но в ходе научного эксперименты у него получается не все задуманное. Прочитайте наблюдения доктора Борменталя о послеоперационном состоянии больного.

Итак, перед нами результат эксперимента. Давайте посмотрим на происходящее с научной точки зрения.

Рассказ об операции. Что такое гипофиз (сообщение).

Для чего нужно было пересаживание семенников?

Возможна ли такая операция в действительности?

Какие ученые продолжили дело профессора Воронова?

Сообщение об Иванове.

Видео.

Кто явился преемников опытов профессора Иванова?

Сообщение о Вавилове.

Видео.

Какие еще способы омоложения вам известны?

О стволовых клетках.

Считаете ли вы гуманным такой метод омоложения?

Трудно сказать о том, насколько уравновешивают средства той цели, к достижению которой они ведут. Помните лозунг иезуитов, фраза, якобы предписываемая итальянцу Никколо Макиавелли? «Цель оправдывает средства. Соотносима ли она к данной ситуации?

Да, имена многих ученых вошли в историю человечества как имена людей, перевернувших науку и медицину.

Но есть и так называемые злые гении медицины.

Видео.

- Какие еще современные опыты вам известны?

Клонирование - сообщение.

Тема весьма спорная. Ваша точка зрения.

Видео (Владик)

Видео (опрос).

Вернемся к литературе. Как же сложилась судьба героев произведений, которые стали участниками экспериментов?

«Человек-амфибия» (видео)

«Собачье сердце» (видео)

«Роковые яйца»

Что же говорит современная наука?



© 2010-2022