- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Футуризм в русской литературе
Футуризм в русской литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белашова В.Н. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: Футуризм как литературное течение.
Цели урока: познакомить с историей возникновения футуризма; развивать навыки анализа поэтического произведения; прививать чувство прекрасного;
Оборудование:
отрывки из манифестов А.Е.Крученых, В.В.Хлебникова
"Слово как таковое" (1913г.), Д.Д.Бурлюка, А.Е.Крученых, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова "Пощечина общественному вкусу" (1912г.), Репродукции картин П.Пикассо "Герника", Т.Мунка "Крик", К.Малевича "Черный квадрат", романсы А.Вертинского.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний
Продолжая разговор о понятии «серебряный век», нужно вспомнить, что оно, прежде всего, связано с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.
- Перечислите наиболее значительные из них.
Символизм - цель искусства - интуитивное постижение мира через символы. Символисты верили в спасительную миссию красоты, добра, истины.
Акмеизм - возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром.
Футуризм - представители объявляли классику как нечто отжившие и не соответствующее современности.
Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.
3.Мотивация учебной деятельности
Задача сегодняшнего урока, исходя из темы, состоит в следующем: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.
4.Работа по теме урока
Футуризм (лат. futurum - будущее) - одно из направлений искусства начала XX века. Это авангардистское течение в европейском и русском искусстве, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Эстетической предпосылкой футуризма стал символизм. Отталкиваясь от его принципов, футуристы поставили человека в центр мира, воспевали не "тайну", а "пользу", отказываясь от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму.
Впервые термин "футуризм" был введён литератором ФилиппоМаринетти, который в парижской газете "Фигаро" 20 февраля 1909 года опубликовал "Манифест о футуризме". Это течение получило распространение во Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии, Германии. Правда, русские футуристы отрицали связь с итальянским футуризмо Стремление изменить всё и "сбросить с парохода современности" всё традиционное заставило включиться и архитекторов, хотя, конечно, архитекторам было сложнее, чем художникам и поэтам. Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические и этические законы. В архитектуре футуристом считается Антонио Сант-Элиа (1880-1916). В 1912 г. в Милане он организовал группу художников "Новые стремления". В 1914 выступил с фантастическими проектами "города будущего", представлявшегося ему гигантской агломерацией многоэтажных и террасных зданий из стали и бетона с выдвинутыми лифтовыми башнями, а также улиц и путепроводов, размещенных на разных уровнях, движущихся лестниц.
Идеологически футуризм близок протестантизму в искусстве. Социальные корни художественной агрессивности футуристов - анархический бунт против существующих социальных условий и готовность пойти до конца в разрушении существующих порядков. Уже после революции и позднеерассматривалось политическое влияние футуризма на события в России и мире. В 1922 г. А. М. Эфрос писал: "Футуризм стал официальным искусством новой России... Левой государственности соответствует левое искусство... Футуризм есть художественный вид коммунизма. Коммунист в искусстве не может не быть футуристом". Но как бы ни относились к футуристам политики и эстеты, сторонники традиционного искусства, бесспорно одно: футуризм оказал огромное влияние на развитие авангардного искусства XXвека.
Манифест "Пощечина общественному вкусу"
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени, Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. С Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый , обратит последнюю любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким Куприным, Блокам, Сологубам, Ремезовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. И проч. Нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
-
На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
-
На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
-
С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
-
Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования.
И если пока в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Москва. 1912. декабрь. Генетически литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов: "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Союз молодёжи". В той или иной мере поэты-футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью: художниками были и братья Бурлюки, и А. Кручёных, и В. Маяковский. И наоборот, добившиеся мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский участвовали в футуристических альманахах и в качестве "речетворцев". В качестве эстетической программы футуризм выдвигал мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Потому художник В. Татлин конструирует крылья для человека, а К. Малевич разрабатывает проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите.
В формально-стилевом отношении поэтика футуризма - это поэтика "сдвига", канон "сдвинутой конструкции". Чтобы понять это, следует обратиться к кубофутуристической живописи. Живописные традиции прошлого основывались на той или иной композиционной точке отсчёта. Европейская "прямая перспектива" заканчивается так называемой точкой схода; иной принцип - принцип "обратной перспективы" - использовали создатели византийской иконы, персидской миниатюры, японской гравюры; здесь роль композиционной опоры играет "точка исхода". Художники-кубофутуристы принципиально отказываются от каких-либо "точек": изображаемый или воображаемый объект может быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху и т.д. Например, итальянский художник Умберто Боччони использует для своих картин понятие "симультанно" (фр. simultaneодновременный / лат. simulв одно и то же время). В нём отразилось желание показать несколько действий, происходящих одновременно. Предметом изображения художников-футуристов становится техника ("Рациональный человек" итальянского художника Н. Дулгерофф), они стараются средствами живописи передать движение, скорость ("Динамизм велосипедиста" У.Боччони и "Аэроплан над городом" Н.Гончаровой). Примером футуристической живописи являются также картины М.Ф.Ларионова, В.В.Кандинского, К.С.Малевича, а также картины классика кубизма П.Пикассо.
Казимир Малевич придумал название своего стиля: супрематизм (лат. supremus - наивысший). Комбинация разноцветных плоскостей, геометрических фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов - создают то ощущение неподвижности, то иллюзию движения (картины "Сюпрем" и "Динамическийсюпрематизм"). Части предметов и фигур нередко сдвинуты, перекошены, смещены, что помогает передать хаос разнородных ощущений, которые обрушивает на человека большой город, современные скорости. Подобно тому, как живописцы любили пользоваться частями предметов и тел, футуристы- поэтыприменяли разрубленные слова, полуслова в их причудливых сочетаниях, комбинациях, достигая иногда сильного художественного впечатления (В.Хлебников).
Рассматривание репродукций картин Пабло Пикассо "Герника" и Т.Мунка "Крик".
Вопросы для обсуждения
1.Кого и почему отвергали футуристы?
2.В чем проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?
3.Как вы понимаете смысл "самовитого слова"?
4.Кому и за что была эта "пощечина"?
Слово учителя: русские футуристы имели четыре основные группировки:
- кубофутуристы или "Гилея" (В.Хдебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, А.Крученых)
- эгофутуристы (И.Северянин)
- "Мезонин поэзии" (Шершеневич, Ивнев)
- "Центрифуга" (Б.Пастернак, Н.Асеев)
Манифест А.Крученых, В.Хлебникова "Слово как таковое"
Чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель, и заплат, занозистая поверхность сильно шероховатая)… У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел…
Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетворяют эти стихи… Здоровый человек такой пищей расстроит желудок. Мы даем образец иного звуко- и словосочетания:
Дыр, бул, щыл
убещур
скум
вы со бу
р л зз.
(кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина). Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами, и их причудливыми сочетаниями… Этим достигается наибольшая выразительность, и именно этим отличается язык стремительной современности , уничтоживший прежний застывший язык… Любят трудиться бездарности и ученики (трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписывающий и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев…) Речетворцы должны писать на своих книгах:
ПРОЧИТАВ, РАЗОРВИ!
-
Принимаете или отвергаете этот манифест?
-
Что в нем положительного?
-
Найти слова, которые могут возмутить человека, любящего литературу?
- Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение.
-
МОГАТЫРЬ
-
ЛГАВДА.
-
БУДРЕЦЫ.
-
БУДЕТЛЯНЕ.
-
ТВОРЯНИН.
Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм. (Просмотр видео)
-Определить суть эксперимента. Какой прием словотворчества используется поэтом? Каковы корни стиха? (обратил внимание на корень слова и при помощи различных суффиксов и приставок стал образовывать новые слова, которые напоминают древнеславянские. Стих восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)
Чтение стихотворения В.Хлебникова.
Вопросы для обсуждения:
1.Какие идеи манифеста воплотились в этом стихотворении?
2.Какую роль в нем играет словотворчество?
3.Какую роль новые слова играют в создании образа?
Слово учителя: С первых шагов футуризм развлекал только недальновидных. Сознающих он беспокоил как явное разрушение классики. Яростнее всех против футуризма выступали Е.Бальмонт и Н.Гумилев, но В.Брюсов видел в нем поиски новых форм, которые ломали прежнее.
В поэзии эгофутуристов важной фигурой является Игорь Северянин. Его называли "жеманным", отмечали ложную красивость. Увлечение иностранными словами. Он тоже ломал привычные формы, но по-своему.
Чтение стихотворения И.Северянина "В блестящей тьме".
Вопросы для обсуждения:
1.Выделите новые слова
2.Как противопоставляет лирический герой себя другим людям?
3.Какой смысл вкладывал поэт в сравнение "блесткий"?
Слово учителя: Северянин был очень популярен. Когда он читал свои стихи, которые называл "поэзами", женщины его забрасывали цветами. Сам он писал впоследствии: "Вечный праздник, беззакатное торжество. Цветы, слава, влюбленные женщины. И денег - золотой дождь".
Чтение стихотворения "Кензель"
Вопросы для обсуждения:
1.О чем это стихотворение?
2.Выделите новые слова Северянина
3.Выпишите художественные сравнения.
Слово учителя: Поэзия Северянина очень музыкальна. Повторение звуков, музыкальность, игра цвета характерны и для песенного творчества А.Вертинского.
Прослушивание романса.
Вопросы для обсуждения:
Перекликается ли песня Вертинского со стихами Северянина?
В чем вы видите сходство этих разных произведений искусства?
Чаще всего русский футуризм связывают с творчеством В. Маяковского. Это поэт города.
Чтение стихотворения "А вы смогли бы?"
В стихотворении создается особый предметный ряд: блюдо студня - океан, чешуя рыбы - зов губ, водосточная труба - флейта. Эти зрительные образы возникают по ассоциации.
Как понимать: "смазал карту будня, плеснувши краску из стакана"?
Образ нового города, преодолевающего тяготение земли, можно обнаружить не только в поэзии, но и в опере М.В.Матюшина "Победа над солнцем". Здесь представлена "музыка шумов": гул работающей фабрики, стук машин.
Слово учителя. Литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов xx века - "Бубновый валет", "Ослиный хвост". Почти все поэты-футуристы были художниками. Вслед за художниками поэты экспериментируют, но только над словом. Поэтика футуристов - поэтика "сдвинутой конструкции", поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственно авангардистского течения - суприматизма. "Черный квадрат" Малевича - это взгляд в будущее. Эту картину можно сравнить с ощущением человека, впереди которого - черный туннель. Может быть, это пророчество тех испытаний, которые наступили для России после относительно спокойного 1913 года?
Чтение стихотворения В.Маяковского "Ночь"
Вопросы для обсуждения:
Какую роль в стихотворении играет цвет?
С помощью каких художественных средств передано движение, динамика, стремительность?
Приведите примеры новых слов и образов.
Вопросы для обсуждения:
-
Какие строчки из стихотворения Маяковского можно спроецировать представленные картины?
-
Как думаете, чем это стихотворение возмущало публику?
-
Вспомните подписанный Маяковским манифест. Кому была дана " пощечина" этим стихотворением?
Слово учителя. Русский футуризм был многолик. Он по-разному проявился в литературе, живописи, музыке. Но творчество футуристов шире манифестов. Футуристы жили будущим, своими новациями они обогащали век xx, поэзию нашего времени.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:сформулировать основные черты футуризма как литературного течения