- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка по теме Сочинение-этюд по картине (9 класс)
Конспект урока русского языка по теме Сочинение-этюд по картине (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иконникова С.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока Сочинение-этюд по картине
Тип урока
Технологии
Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
Дидактико-технологическое оснащение
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Урок развития речи
Технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. Беседа. Исследовательская работа; словарно-орфографическая и стилистическая работа.
Составление плана сочинения. Создание и редактирование текста; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
Презентация, раздаточный материал, демонстрационная репродукция картины; опорный конспект, памятки «Как писать сочинение - этюд».
Формирует умение создавать письменные высказывания художественного стиля, сохраняя все структурные элементы композиции.
Составляет высказывание в устной и письменной формах, используя конкретный функциональный стиль и тип речи.
Осознает коммуникативную цель и в соответствии с ней организует свою работу.
Производит полный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Эпиграф к уроку
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф.И.Тютчев
Ход урока
-
Оргмомент
-
Знакомство с темой урока. Определение цели урока вместе с детьми.
-
Что вас заинтересовало в теме урока?
-
Что мы знаем?
Понятия: сочинение, природа, картина, природа имеет свой язык, душу
-
Что хотим узнать?
- Что такое этюд?
- Как понимать язык , душу природы через изображенное в картине художника?
-Какими «инструментами» должен владеть художник слова, чтобы создать этюд?
3. Актуализация знаний с опорой на значение понятия «этюд» в других видах искусства
Что такое этюд?
Жанр этюда в искусстве
ЭТЮД - с фр. «изучение», «упражнение»
музыкальный
живописный
театральный
танцевальный
шахматный
В музыке
- это инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приёма игры и предназначенная для развития исполнительской техники
В театре
- это упражнение для развития актерской техники, основанное на импровизации
Танцевальный или пластический этюд
- это отработка какого-либо танцевального движения для ног или рук, упражнения на гибкость и т.п.
Этюд шахматный
оригинальная позиция фигур
Этюд
В музыке - развитие исполнительской техники
В театре - импровизация
В хореографии - отработка каких-то навыков
В шахматах - оригинальная позиция фигур
В живописи - картина, выполненная с натуры
-
Что же такое этюд как жанр сочинения? Давайте составим ассоциативный куст слова «этюд»
Э
Т
Ю
Д
Каков результат?
Э -эмоции, экспромт
Т -творчество, темперамент
Ю- «ювелирность», юный порыв
Д -дивное действо
-
В чем же особенности жанра «сочинение - этюд»?
Это художественное описание картины (чаще всего картины природы), основанный на ассоциативном, чувственном восприятии
-
Что нужно для художественного описания?
1 совет нам дает художник слова Николай Рыленков
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно...
-
А теперь познакомимся с этюдами истинных художников слова (А.С. Пушкин, Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин)
- Что помогает этим художникам создать такие шедевры? Какие художественные средства использует каждый из них?
- Для описания какой поры года мы можем использовать примеры образности этих поэтов?
-
Перед нами начинает открываться тайна сегодняшнего урока- описание картины зимней природы. А чтобы создать «зимнее настроение», мы пустимся в маленькое путешествие под удивительную музыку А.Вивальди…(просмотр видеоряда картин зимней природы)
-
А теперь представьте, что наши сани попадают в атмосферу дикой северной природы, и кажется, что она мрачна, сурова, но в ней тоже есть исключения… Закройте глаза и откройте их только когда услышите музыку…
-
Визуальное (первое) восприятие картины И.И.Шишкина «На севере диком…»
-
Наблюдаем!
-
Каковы первые эмоции?
-
Каков мотив картины?
-
Что помогает нам понять главный мотив картины?
-
Как, по-вашему, этот этюд связан с настроением самого художника?
-
Кто знает историю создания этой картины?
-
Элементы картины, помогающие выразить основной мотив картины ( дети подбирают эпитеты, метафоры, сравнения к каждому элементу)
небо
облака
темное безмолвие
утес
(скала)
Главная героиня - сосна
-
Какова цветовая палитра картины?
-
Что я вижу?
Что я чувствую?
Что я слышу?
Я вижу
дерево
тень
расщелина
пропасть
низменность
бездна
снег
облака
горизонт
я слышу
скрип ствола
тишину
хруст снега
вой ветра
эхо падающего в пропасть камня
шёпот веток
Я чувствую (испытываю)
скрип ствола
тишину
хруст снега
вой ветра
эхо падающего в пропасть камня
шёпот веток
-
Сочинение-этюд
1. Эмоции в определении мотива картины
2. Ваши впечатления
Я вижу
Я слышу
Я чувствую
3. Над чем заставила задуматься эта картина?
Итак, включаем воображение и создаем этюд…
-
Чтение работ по группам. Понравились вам ваши работы? Рецензирование
-
Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «На севере диком», работа над образной системой, мотивом стихотворения.
-
А теперь слово юным художницам… (Свои работы показывают ученицы 7 класса Мироненко Анна, Рябцева Ирина, они же и комментирую свои работы, написанные по отрывкам произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова
- Подведение итогов урока. Определение важности домашнего задания.
Домашнее задание
1. Закончить работу над сочинением
2. Подготовиться к уроку- виртуальной экскурсии в зал русской пейзажной живописи, создав этюд по картине
- Эмоциональный финал (релаксация ) . Наблюдение за природой под музыку М.Таривердиева.
Сегодня мы с вами еще раз доказали то, что нет предела человеческому совершенству…
А юные художники еще раз доказали, что все подвластно человеческому таланту.
Главное, не пройти мимо этой красоты, остановиться и удивиться, какие образцы гармонии природа дарит нам … безвозмездно!