Конспект урока русского языка по теме Сочинение-этюд по картине (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока Сочинение-этюд по картине

Тип урока

Технологии

Виды деятельности

(элементы содержания, контроль)

Дидактико-технологическое оснащение

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Урок развития речи

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. Беседа. Исследовательская работа; словарно-орфографическая и стилистическая работа.

Составление плана сочинения. Создание и редактирование текста; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Презентация, раздаточный материал, демонстрационная репродукция картины; опорный конспект, памятки «Как писать сочинение - этюд».

Формирует умение создавать письменные высказывания художественного стиля, сохраняя все структурные элементы композиции.

Составляет высказывание в устной и письменной формах, используя конкретный функциональный стиль и тип речи.

Осознает коммуникативную цель и в соответствии с ней организует свою работу.

Производит полный и сжатый пересказ (устный и письменный).

Эпиграф к уроку

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф.И.Тютчев

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Знакомство с темой урока. Определение цели урока вместе с детьми.

  • Что вас заинтересовало в теме урока?

  • Что мы знаем?

Понятия: сочинение, природа, картина, природа имеет свой язык, душу

  • Что хотим узнать?

- Что такое этюд?

- Как понимать язык , душу природы через изображенное в картине художника?

-Какими «инструментами» должен владеть художник слова, чтобы создать этюд?

3. Актуализация знаний с опорой на значение понятия «этюд» в других видах искусства

Что такое этюд?

Жанр этюда в искусстве

ЭТЮД - с фр. «изучение», «упражнение»

музыкальный

живописный

театральный

танцевальный

шахматный

В музыке

- это инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приёма игры и предназначенная для развития исполнительской техники

В театре

- это упражнение для развития актерской техники, основанное на импровизации

Танцевальный или пластический этюд

- это отработка какого-либо танцевального движения для ног или рук, упражнения на гибкость и т.п.

Этюд шахматный

оригинальная позиция фигур

Этюд

В музыке - развитие исполнительской техники

В театре - импровизация

В хореографии - отработка каких-то навыков

В шахматах - оригинальная позиция фигур

В живописи - картина, выполненная с натуры

  1. Что же такое этюд как жанр сочинения? Давайте составим ассоциативный куст слова «этюд»

Э

Т

Ю

Д

Каков результат?

Э -эмоции, экспромт

Т -творчество, темперамент

Ю- «ювелирность», юный порыв

Д -дивное действо



  1. В чем же особенности жанра «сочинение - этюд»?

Это художественное описание картины (чаще всего картины природы), основанный на ассоциативном, чувственном восприятии

  1. Что нужно для художественного описания?

1 совет нам дает художник слова Николай Рыленков

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно...

  1. А теперь познакомимся с этюдами истинных художников слова (А.С. Пушкин, Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин)

- Что помогает этим художникам создать такие шедевры? Какие художественные средства использует каждый из них?

- Для описания какой поры года мы можем использовать примеры образности этих поэтов?

  1. Перед нами начинает открываться тайна сегодняшнего урока- описание картины зимней природы. А чтобы создать «зимнее настроение», мы пустимся в маленькое путешествие под удивительную музыку А.Вивальди…(просмотр видеоряда картин зимней природы)

  2. А теперь представьте, что наши сани попадают в атмосферу дикой северной природы, и кажется, что она мрачна, сурова, но в ней тоже есть исключения… Закройте глаза и откройте их только когда услышите музыку…

  3. Визуальное (первое) восприятие картины И.И.Шишкина «На севере диком…»

  4. Наблюдаем!

  • Каковы первые эмоции?

  • Каков мотив картины?

  • Что помогает нам понять главный мотив картины?

  • Как, по-вашему, этот этюд связан с настроением самого художника?

  • Кто знает историю создания этой картины?

  1. Элементы картины, помогающие выразить основной мотив картины ( дети подбирают эпитеты, метафоры, сравнения к каждому элементу)

небо
облака

темное безмолвие

утес
(скала)

Главная героиня - сосна

  1. Какова цветовая палитра картины?


  2. Что я вижу?
    Что я чувствую?
    Что я слышу?

Я вижу

дерево

тень

расщелина

пропасть

низменность

бездна

снег

облака

горизонт

я слышу

скрип ствола

тишину

хруст снега

вой ветра

эхо падающего в пропасть камня

шёпот веток

Я чувствую (испытываю)

скрип ствола

тишину

хруст снега

вой ветра

эхо падающего в пропасть камня

шёпот веток

  1. Сочинение-этюд
    1. Эмоции в определении мотива картины
    2. Ваши впечатления

Я вижу

Я слышу

Я чувствую

3. Над чем заставила задуматься эта картина?

Итак, включаем воображение и создаем этюд…

  1. Чтение работ по группам. Понравились вам ваши работы? Рецензирование

  2. Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «На севере диком», работа над образной системой, мотивом стихотворения.

  3. А теперь слово юным художницам… (Свои работы показывают ученицы 7 класса Мироненко Анна, Рябцева Ирина, они же и комментирую свои работы, написанные по отрывкам произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

- Подведение итогов урока. Определение важности домашнего задания.

Домашнее задание
1. Закончить работу над сочинением
2. Подготовиться к уроку- виртуальной экскурсии в зал русской пейзажной живописи, создав этюд по картине

- Эмоциональный финал (релаксация ) . Наблюдение за природой под музыку М.Таривердиева.

Сегодня мы с вами еще раз доказали то, что нет предела человеческому совершенству…
А юные художники еще раз доказали, что все подвластно человеческому таланту.
Главное, не пройти мимо этой красоты, остановиться и удивиться, какие образцы гармонии природа дарит нам … безвозмездно!



© 2010-2022