Урок русского языка по теме Второстепенные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме «Второстепенные члены предложения»

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок комплексного применения знаний.

Элементы содержания: Второстепенные члены предложения. Стилистическая роль второстепенных членов предложения и их использование как средство связи предложений в тексте.

Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь находить второстепенные члены предложения, определять способы их выражения, распространять нераспространенные предложения, определять стилистическую роль второстепенных членов предложения в тексте.

Технология: Дифференцированное обучение

Оборудование: компьютерная презентация урока, карточки

Цель урока: усвоение умений в комплексе применять знания, умения, навыки по работе с текстом, формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся.

Задачи урока:

Образовательные задачи урока:

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Второстепенные члены предложения». 2.Устранить пробелы в знаниях учащихся по орфографии:

«Правописание безударных гласных в корне слова»:

«Проверяемая безударная гласная в корне слова»,

«Непроверяемая безударная гласная в корне слова»;

Правописание гласных в приставках;

Правописание непроизносимых согласных;

«Безударные гласные в окончаниях прилагательных»;

Орфограмма - пробел «Раздельное написание предлогов с существительными и

местоимениями».

Развивающие задачи урока:

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, определения способов их выражения; формировать орфографические и пунктуационные навыки.

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно-познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

5. Развивать творческие способности учащихся

Воспитательные задачи урока:

1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма;

2. формировать коммуникативные компетенции: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

3. формировать социально - трудовую компетентность: развивать умение оценивать результаты своих действий, регулировать и контролировать этапы своей работы.

Структурные компоненты урока:

1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала:

сообщение темы,

формулировка целей и задач урока вместе с учащимися,

показ практической значимости изучаемого материала,

игра «Оратор»

мотивация учащихся к его усвоению).

3. Этап систематизации изученного:

работа с текстом;

беседа с классом о тексте, основной теме и средствах связи;

синтаксический разбор предложения;

физкультпауза

групповая работа;

игра «Грамматическое лото»

4.Подведение итогов урока.

Рефлексия урока: диагностика по усвоению темы.

5.Этап информации о дифференцированном домашнем задании.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.1.- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем наших гостей.

1.2.-Постановка цели урока

II. Проверка домашней работы. Мотивация учащихся к усвоению темы.

2.1. Самопроверка.

2.2. «Оратор». За 1 мин. Убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

III.Актуализация опорных знаний.

Игра «Грамматическое лото». Знание теории.

На доске располагается таблица Кто быстрее заполнит таблицу.

Второстепенный член предложения

На какие вопросы отвечает?

Виды второстепенных членов

Какими частями речи могут быть выражены?

Дополнение

Определение

Обстоятельство

По итогам определяются группы: А-базовый уровень

В-продвинутый

С-углубленный

План работы группы А В С

IY.Вот перед нами вариант стихотворения (Слайд 2):

Ночевала тучка.
Она умчалась;
Но остался след.
Он стоит, задумался
И плачет он.

Что напоминает вам этот текст? Кто автор стихотворения? (Стихотворение «Ночевала тучка золотая…» М.Ю.Лермонтова)

- Какое впечатление производит этот текст? Почему? А чего не хватает в нем?

Прочитаем текст, который создал М.Ю.Лермонтов (Слайд 3)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

- Что изменилось? А какое впечатление производит этот текст? Правильно, возникает целостная картина. Мы воспринимаем её всеми органами чувств. Продолжите предложения:

Благодаря чему возникает целостная картина, полный образ?





Работа группы В

I.Давайте найдем в этом тексте второстепенные члены предложения. (Листочки с текстами у каждого учащегося находятся на парте).

  • 1 вариант - найти и обозначить графически обстоятельства;

  • 2 вариант - найти и обозначить графически определения.

(Самостоятельная работа учащихся. Самопроверка по слайду.)

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

II. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чем ошибка.

  1. Измученный и продрогший, я едва добрался домой.

  2. Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна,т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)

  3. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

  4. За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)

  5. На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета. (Не разделены однородные определения «недоумевающий» и «в красной рубашке», стоящей после определяемого слова)

III .Укажите правильное объяснение пунктуации. Тест.

С гор всё дул теплый ветер (1) пропитанный запахом фиалок (2) и вздыхало вдоль берега (3) вечно тоскующее (4) не знающее спокойствия (5) море.
1) 1, 2, 3, 5 - обособленные причастные обороты;


2) запятые не нужны: причастный оборот стоит перед определяемым словом;


3) 1, 2 - обособленный причастный оборот, 4- запятая между однородными определениями.









Работа группы А

I.Найдите в предложениях определение.

1.Серый туман плыл над рекой.

2. Мальчик несет тяжелую сумку.

3.Рыболов насадил на крючок толстого червя.

4.В корзине лежали крупные яблоки.

5.Из-за дерева показалась рогатая голова лося.

(Заполняем таблицу)

II. Найдите в предложениях дополнение.

1.Зеленая плесень уже покрывала ветхое дерево.

2.Чичиков оскорбился таким замечанием.

3. Плюшкин надел очки и стал рыться в бумагах.

4.Я его нарочно кормлю сырым мясом.

5.Скоро девчонка показала рукою на черневшее вдали строение.

6.Лакей высадил его из кареты.

(Заполняем таблицу)

III. Найдите в предложениях обстоятельство.

1.Я скоро получил ответ.

2.Через две три недели он обещал приехать.

3.Он пошел в библиотеку .

4.Выбежав на трибуну, он быстро заговорил.

5.С гор будут спускаться лавины.

6.Над домом ярко светит луна.

(Заполняем таблицу).

На доске располагается таблица

Второстепенный член предложения

На какие вопросы отвечает?

Виды второстепенных членов

Какими частями речи могут быть выражены?

Дополнение

На вопросы косвенных падежей

Прямое,косвенное

Теми же частями речи, что и подлежащее

Определение

Какой? чей?

Согласованное, несогласованное

Согл.: прилагательными,местоимениями, причастиями, числительными.

Несогл.: существительными с предлогом и без, сравнительная степень прилагательных,инфинитивом.

Обстоятельство

Где? Когда? Почему? И др.

8 видов: места,времени, причины, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки.

Наречием, существительным,инфинитивом,

IY.Тест

1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:

С) Мастер чинит телефон.

П) Ветер поднимает тучи пыли.

М) Встретить ночь готовится

2. Найдите предложение с прямым дополнением:

Л) Книги лежали на столе.

В) Живу, горжусь сынами.

Я) Хозяйка жарко натопила печь.

Г) Лесник шагнул через порог.

3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:

Т) Мать велела поставить чайник.

М) Мы решили укрыться от дождя.

Р) Желание учиться овладело мальчиком.

Ц) Помнить - значит предвидеть.

4. Найдите правильный ответ:

А) Она была в тени, просила помочь ей в надежде быть не узнанной.

Э) Она была в тени, просила помочь ей, в надежде быть неузнанной.

Ь) Она была в тени, просила помочь ей в надежде быть неузнанной.

ПЯТЬ

Работа группы С

I. Работа с текстом

1. Пушистые птенцы мирно спали в гнезде

пеликана. 2.Но гадюка была совсем близко.

3. Глаза ее сверкнули зловещим блеском, и

началась расправа.

4. Получив по смертельному укусу, птенцы

так и не проснулись. 5. Довольная содеянным,

злодейка уползла в укрытие.

Задание.

Укажите номера предложений с обособлением, их

тип: обстоятельство, определение, приложение

II. Работа с текстом

6. Вскоре вернулся с охоты пеликан.7. «Без них

нет мне теперь жизни!» - разразился он вдруг

громкими рыданиями, глядя на мертвых детей.

8. «Пусть я умру вместе с ними!» 9. Он начал

клювом раздирать себе грудь у самого сердца.

10. Горячая кровь ручьями хлынула из раны,

окропляя тела бездыханных птенцов. 11. Теряя

последние силы, пеликан бросил прощальный

взгляд на гнездо и вздрогнул…

Задание. Укажите предложения с обособлением, тип

III. Творческое задание

Вскоре вернулся с охоты пеликан.

«Без вас нет мне теперь жизни!- разразился он

громкими рыданиями, глядя на мертвых детей.-

Пусть я умру вместе с ними!» Он начал клювом

раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая

кровь ручьями хлынула из раны, окропляя

бездыханных птенцов. Теряя последние силы,

пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо

и вздрогнул…»

  • Почему пеликан вздрогнул?

Попробуйте продолжить текст.

IV.Легенда о пеликанах

12.О чудо! 13. Его

пролитая кровь и

любовь вернули

птенцов к жизни,

вырвав из лап

смерти.14.И тогда,

счастливый, он

испустил дух. Задание

Укажите обособленные члены предложения, назовите их тип.

V.Работа по содержанию притчи

  • Определите тему

  • Придумайте название

  • Назовите проблему

  • Чему учит произведение?

VI.Смысл притчи

  • «В мире много грустного, горького,

  • гадкого. Хочешь изменить этот мир?

  • Начни с себя! Ведь улица, ведущая

  • к храму, проходит через нашу

  • собственную душу». (И.Клямкин)

  • Задание.

  • Укажите обособленный член предложения.

  • Какой троп использовал автор в последнем

  • предложении, объясните его смысл?





VII. Тест №1

1.Выпишите пример с обособленным определением

1. Профессия, оставляя в человеке свой

отпечаток, придает ему своеобразие.

2. Семья имела свое священное дерево,

растущее здесь же около дома.

3. Повара приехали вовремя, прихватив с

собой свои лучшие достижения.

4. Адмирал быстро нагнулся, стараясь поднять

художника, но тот только простонал.

Тест №2

Выпишите пример с обособленным приложением

1.Счастливый век великих достижений…

а вспомнишь ли ты нас, грядущий исполин?

2. Мой товарищ, ученик 8 класса, выдвинут

в сборную по футболу.

3. Люблю я грусть твоих просторов, мой

милый край, святая Русь!

4. Разнообразные обряды, совершаемые в

этой стране, привлекают многих туристов.



Тест №3

Укажите, на месте каких цифр должны быть

запятые ?

  1. Дорога шла вдоль леса (1) наполненного

птичьими песнями(2)и грибными запахами.

Приятно пахнущие по вечерам(3) фиалки (4)

наполняли веранду сладким ароматом.

А) 1. Б) 1,2, 3, 4. в) 1,2. г) 1, 3

Тест №4

В каком варианте все знаки препинания

указаны верно?

Психологи (1) изучающие межличностные

отношения (2) придают большое значение

знакам внимания (3)способным успокаивать

и оказывать (4) моральную поддержку.

А) 1,2,3,4. б) 1,2. в) 3,4. г) 1,2,3.



Тест №5

Укажите пример с пунктуационной ошибкой.

1.Сколько у нас таких деревенек, забытых и

полузаброшенных!?

2. Растущая рядом фиалка, в надетом

гномиковом колпачке допивает капельку.

3. Жаворонок, ясновидец весны, вдохновляет

сельчан на легкий труд.

4. Маленькая дождинка, упавшая в лужу,

разводит большие круги.







4. Физкультпауза.

Чтобы нам не уставать,

Важно место поменять. (Собираем вещи с парты)

Смена положения -

С усталостью сражение. (Меняемся местами)

На уроке каждом

Это очень важно! (Раскладываем вещи на столе)

Y.Тестовые задания на усвоение темы.

ДА-НЕТ

Задание: ответьте на вопрос: Согласны ли вы, что…

А) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным? (Да)

Б) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире? (Да)

В) обособляются определения, приложения, стоящие после определяемого существительного? (Да)

Г) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется? (Нет)

Д) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению? (Да)

YI. Выставление оценок.

YII. Рефлексия

Зеленый- интересно, легко.

Красный- интересно, трудно.

Желтый-думал, потому что надо.


YIII. Дифференцированное домашнее задание.

А группа работает с текстом, читает задание: Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, расставьте знаки препинания. Из первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова. Разберите словосочетание со способом связи «примыкание».

В ра..крытое окно бе..звучно вл..тел и опустился на мои бумаги кленовый лист? Он был похож.., на л..донъ с широко ра..ставле..ыми пальцами. Словно чья(то) рука пот..нуласъ к столу и закрыла написа..ые строчки. ...Я закрыл свою тетрадь заложив на недописа..ой странице первый осенний лист и вышел в сад. В саду было (по)осенн...му тихо и пусто как в заколоче..ом доме.

В группа работает с текстом, читает задание:
Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все второстепенные члены, укажите их вид (прямое или косвенное дополнение, согласованное или несогласованное определение, значение обстоятельства).

Желание полюбоваться красками осени привело меня в парк. Красив осенний парк. Метет багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берез на их ветках осталось совсем немного листьев. А кусты боярышника как коробейники на ярмарке развесили напоказ весь свой товар - крупные красные ягоды. Молодые клены и дубы отливая золотом и бронзой украшают своими листьями близкие если словно примеряя им новогодний наряд.

С группа пишет сочинение-миниатюру по репродукциям картин художников и иллюстрации с осенними пейзажами (например, И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский « Летний сад осенью» и др.) на тему: «Обожаю это время года! // Праздник золота и багреца» (А. Барто) - о том, что вы увидели на картине. Или представьте, что картина ожила и вы очутились в лесу, на поляне; свои наблюдения над природой отразите в миниатюре.



© 2010-2022