Теоретический материал Художественная речь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теоретический материал

Художественная речь

Признаки

художественной речи

Их наполнение

Цель художественной речи

- художественная речь служит для передачи мыслей и чувств посредством образов

- художественная речь имеет цель создать в воображении людей наглядные представления о предметах или явлениях, с тем чтобы посредством этого возбудить в людях те или иные мысли и чувства

- чтобы создать образ, писатель отбирает из ряда сходственных явлений характерные для них черты и объединяет эти черты в своём воображении в одно явление, которое будет типическим

- чтобы образ получился живым, ему следует придать также индивидуальные черты

Изобразительные

средства языка

- изобразительным свойством обладает такое употребление слова в переносном значении, которое настолько ново и настолько ярко предаёт характерную черту предмета или явления, что возбуждает воображение и вызывает наглядное представление об этом предмете

Метафора

- это перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого явления, хорошо известного на основании сходства.

- метафора создаётся на основе сходства формы (лес штыков), цвета (золото осени), звуков (ветер стонет), внутреннего сходства (железная воля).

- метафора придаёт речи силу (вьюга злится), облекает отвлечённые понятия в наглядные формы (плоды учения).

- метафора может развёртываться в целую картину

Метонимия

- это замена одного слова или понятия другим, имеющим тесную связь с замещаемым

- метонимия может обозначать признаки лица или предмета вместо его названия (чёрные фраки мелькали…)

- метонимия может обозначать один из признаков предмета :

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…

Синекдоха

Замена частью целого :

Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Сравнение

- сопоставление двух явлений на основании общего признака с целью пояснения одного из них

- сравнение связываются словами:

словно, как, точно, в виде

- сравнения выражаются и творительным падежом существительных

- сравнения выражаются и сравнительной степенью прилагательного

- иногда персонажей сравнивают с окружающими предметами

- сравнение может играть роль характеристики

- сравнения должны давать не только внешнее представление о предмете, но и раскрывать его внутреннюю сущность

Эпитет

- эпитет прилагается к изображаемому предмету с целью выделить его характерную черту и этим запечатлеть предмет в воображении

- эпитеты могут выражаться прилагательными, наречиями, деепричастиями, существительными

- эпитеты могут быть в виде приложений

- эпитеты помогают раскрыть глубже сущность явлений

- сила эпитета заключается в его меткости

Перифраза

- перифраза - это замена обычного названия предмета выражением, заключающим указание на какой - либо характерный признак предмета

- от этого мысль получает образность, новый оттенок

Выразительные

средства языка

- эти средства языка основаны на приёмах расположения слов, т. е. представляют особую синтаксическую организацию речи

- эти приёмы влияют на звучание речи и позволяют разнообразными интонациями усилить выражение различных мыслей и чувств

Повторение

- повторения используются для подчёркивания мысли или чувства слова

- повторения употребляются для

- силы стремления

- длительности явления

Бессоюзие

- отсутствие союзов придаёт речи быстроту, энергичность

Многосоюзие

- обилие союзов придаёт оттенок перечисления и замедляет речь

Обращение

- непосредственное обращение автора к своему к лицу употребляется для усиления впечатления

Вопрос

- выражение вопросительной формой мысли, которая сама по себе ясна и не требует ответа, обостряет внимание

Умолчание

- умолчание - незаконченное предложение

- умолчание создаёт впечатление разговорной речи или передаёт волнение действующего лица, его прерывистую речь

Эллипсис

- это приём пропуска слов

- эллипсис придаёт оттенок напряжённости

Антитеза

- это сопоставление противоположных явлений, которые тем самым взаимно выделяют друг друга

Ирония

- это тонкая насмешка

- ирония создаётся смешением слов различных речевых стилей

- ирония создаётся выражением содержания не свойственной для него формой (например, когда автор о вещах грубых говорит любовно и нежно)

- ирония создаётся путём придания слову образного смысла

Звуковая

организация речи

- организованная в звуковом отношении речь

- она производит большее впечатление, но и лучше закрепляется в памяти

Звукопись

- начальная ступень звукописи - звукоподражание

-звукоподражание - это передача звуками, из которых состоит слово, характерного звука самого явления

- сюда относятся и междометия

Ритм

- это равномерное чередование, размерность

- ритмичность речи выражается в равномерном повышении и понижении тона, которым мы её произносим

- построение ритмической речи заключается в делении речи на равномерные отрезки, отмеченные паузами

- ритм должен соответствовать содержанию

Пословица

- пословица - это краткое изречение народной мудрости

- это образный вывод из наблюдений над действительностью, который может быть применим к различным случаям жизни

Поговорка

- поговорка - это образное выражение, составляющее лишь часть предложения

- это ходовая метафора

Афоризм

- афоризм - это краткое изречение

- афоризм строится путём сильного сокращения какого - либо рассуждения

- афоризмы делают речь выразительно сильной и яркой

Речь

действующих лиц

- речь действующих лиц - важное художественное средство для характеристики персонажа

- речь позволяет лучше оттенить душевный мир героя, культурный уровень, социальную принадлежность, профессию, внутренне содержание человека

- прямая речь героя носит более эмоциональный характер героя

- прямая речь передаёт индивидуальные особенности речи говорящего

- косвенная речь будет более эмоциональной, если в неё внести характерные слова и выражения прямой речи

- иногда сам автор стилизует свою речь под речь действующих лиц

6


© 2010-2022