- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Теоретический материал Художественная речь
Теоретический материал Художественная речь
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пыстина Л.М. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Теоретический материал
Художественная речь
Признаки
художественной речи
Их наполнение
Цель художественной речи
- художественная речь служит для передачи мыслей и чувств посредством образов
- художественная речь имеет цель создать в воображении людей наглядные представления о предметах или явлениях, с тем чтобы посредством этого возбудить в людях те или иные мысли и чувства
- чтобы создать образ, писатель отбирает из ряда сходственных явлений характерные для них черты и объединяет эти черты в своём воображении в одно явление, которое будет типическим
- чтобы образ получился живым, ему следует придать также индивидуальные черты
Изобразительные
средства языка
- изобразительным свойством обладает такое употребление слова в переносном значении, которое настолько ново и настолько ярко предаёт характерную черту предмета или явления, что возбуждает воображение и вызывает наглядное представление об этом предмете
Метафора
- это перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого явления, хорошо известного на основании сходства.
- метафора создаётся на основе сходства формы (лес штыков), цвета (золото осени), звуков (ветер стонет), внутреннего сходства (железная воля).
- метафора придаёт речи силу (вьюга злится), облекает отвлечённые понятия в наглядные формы (плоды учения).
- метафора может развёртываться в целую картину
Метонимия
- это замена одного слова или понятия другим, имеющим тесную связь с замещаемым
- метонимия может обозначать признаки лица или предмета вместо его названия (чёрные фраки мелькали…)
- метонимия может обозначать один из признаков предмета :
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы…
Синекдоха
Замена частью целого :
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Сравнение
- сопоставление двух явлений на основании общего признака с целью пояснения одного из них
- сравнение связываются словами:
словно, как, точно, в виде
- сравнения выражаются и творительным падежом существительных
- сравнения выражаются и сравнительной степенью прилагательного
- иногда персонажей сравнивают с окружающими предметами
- сравнение может играть роль характеристики
- сравнения должны давать не только внешнее представление о предмете, но и раскрывать его внутреннюю сущность
Эпитет
- эпитет прилагается к изображаемому предмету с целью выделить его характерную черту и этим запечатлеть предмет в воображении
- эпитеты могут выражаться прилагательными, наречиями, деепричастиями, существительными
- эпитеты могут быть в виде приложений
- эпитеты помогают раскрыть глубже сущность явлений
- сила эпитета заключается в его меткости
Перифраза
- перифраза - это замена обычного названия предмета выражением, заключающим указание на какой - либо характерный признак предмета
- от этого мысль получает образность, новый оттенок
Выразительные
средства языка
- эти средства языка основаны на приёмах расположения слов, т. е. представляют особую синтаксическую организацию речи
- эти приёмы влияют на звучание речи и позволяют разнообразными интонациями усилить выражение различных мыслей и чувств
Повторение
- повторения используются для подчёркивания мысли или чувства слова
- повторения употребляются для
- силы стремления
- длительности явления
Бессоюзие
- отсутствие союзов придаёт речи быстроту, энергичность
Многосоюзие
- обилие союзов придаёт оттенок перечисления и замедляет речь
Обращение
- непосредственное обращение автора к своему к лицу употребляется для усиления впечатления
Вопрос
- выражение вопросительной формой мысли, которая сама по себе ясна и не требует ответа, обостряет внимание
Умолчание
- умолчание - незаконченное предложение
- умолчание создаёт впечатление разговорной речи или передаёт волнение действующего лица, его прерывистую речь
Эллипсис
- это приём пропуска слов
- эллипсис придаёт оттенок напряжённости
Антитеза
- это сопоставление противоположных явлений, которые тем самым взаимно выделяют друг друга
Ирония
- это тонкая насмешка
- ирония создаётся смешением слов различных речевых стилей
- ирония создаётся выражением содержания не свойственной для него формой (например, когда автор о вещах грубых говорит любовно и нежно)
- ирония создаётся путём придания слову образного смысла
Звуковая
организация речи
- организованная в звуковом отношении речь
- она производит большее впечатление, но и лучше закрепляется в памяти
Звукопись
- начальная ступень звукописи - звукоподражание
-звукоподражание - это передача звуками, из которых состоит слово, характерного звука самого явления
- сюда относятся и междометия
Ритм
- это равномерное чередование, размерность
- ритмичность речи выражается в равномерном повышении и понижении тона, которым мы её произносим
- построение ритмической речи заключается в делении речи на равномерные отрезки, отмеченные паузами
- ритм должен соответствовать содержанию
Пословица
- пословица - это краткое изречение народной мудрости
- это образный вывод из наблюдений над действительностью, который может быть применим к различным случаям жизни
Поговорка
- поговорка - это образное выражение, составляющее лишь часть предложения
- это ходовая метафора
Афоризм
- афоризм - это краткое изречение
- афоризм строится путём сильного сокращения какого - либо рассуждения
- афоризмы делают речь выразительно сильной и яркой
Речь
действующих лиц
- речь действующих лиц - важное художественное средство для характеристики персонажа
- речь позволяет лучше оттенить душевный мир героя, культурный уровень, социальную принадлежность, профессию, внутренне содержание человека
- прямая речь героя носит более эмоциональный характер героя
- прямая речь передаёт индивидуальные особенности речи говорящего
- косвенная речь будет более эмоциональной, если в неё внести характерные слова и выражения прямой речи
- иногда сам автор стилизует свою речь под речь действующих лиц
6