- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Меркина
Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Меркина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гнилицкая Е.П. |
Дата | 25.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено: На заседании ШМО ГЦ ___________Шибаева О.А. Протокол № ___ от «___»___________2014г.
| Согласовано: Заместитель директора по _________________УВР Гайдукова М.А. | Утверждено: Директор школы ____________ Гузеев С.А. Приказ № ____ от « ___»__________2014г.
|
Рабочая программа учебного предмета
«ЛИТЕРАТУРА»
8 класс, II уровень
на 2014-2015 учебный год
Разработана: Гнилицкой Е. П.,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
село Успенка, 2014 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом авторского УМК:
-
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010г.
-
Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 3 частях. Автор-составитель Г. С. Меркин. - 5-е изд. - М.: «Русское слово », 2009г.
Место предмета «Литература» в Базисном учебном плане МБОУ «Успенская СОШ»
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 8 классе МБОУ «Успенская СОШ» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Программа рассчитана: на 105 часов, в учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» на изучение литературы в 8 классе отводится 3 часа в неделю. Сроки реализации данной программы 1 год.
Курс «Литература» в первую очередь связан с предметом «Русский язык». Изучение языка художественных произведений развивает навыки осмысления учащимися эстетической функции слова, помогает им овладеть стилистически окрашенной речью. Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществознания, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК) помогает понять специфику различных видов искусств.
Согласно стандарту основного общего образования по литературе, изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями:
воспитательные:
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности;
образовательные: формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
В курсе литературы для 8 класса впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. Вариант построения курса концентрический на хронологической основе.
Наряду с отечественной классикой в программе представлены произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования. Чтение произведений зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.
Домашнее чтение направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и учебнике.
Авторская программа Г. С. Меркина не даёт точной раскладки по темам и по часам, но учебный материал УМК для 8 класса разделён на девять разделов, на изучение которых учитель самостоятельно определяет, исходя от объёма и сложности материала, количество учебных часов.
Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно- значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Изучение литературы призвано сформировать гуманистическое мировоззрение учащихся;
развить способности эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; воспитать высокие нравственные качества личности, патриотические чувства, гражданскую позицию.
Данный курс предусматривает различные формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, видео-урок, уроки- путешествия, кино-уроки, уроки-проекты и т. д.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной деятельности:
-
объяснительно- иллюстративный (беседа, сообщение);
-
репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т. д.);
-
проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);
-
эвристический ( продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);
-
исследовательский.
По функциям:
-
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);
-
методы закрепления изучаемого материала ( беседа, работа с учебником );
-
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений);
-
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);
-
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).
Средства обучения: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, средства наглядности, видеоматериалы, технические средства обучения.
Применяемые технологии:
-
В.В.Фирсов «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»;
-
С.И.Заир-Бек «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»;
-
И.Б.Первин, В.К.Дьяченко «Технология групповых и коллективных способов обучения»;
-
Е.Н.Ильин «Технология личностной ориентации».
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное чтение.
-
Различные виды пересказа.
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
-
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
-
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
-
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
-
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
-
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.
-
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Виды и формы контроля
-
текущий: пересказ, выразительное чтение, анализ текста, составление простого или сложного плана по произведению, викторина, игра.
-
промежуточный: сочинение на основе литературного произведения, тестирование.
Структура изучаемого предмета
№ п/п
Название разделов учебного предмета
Количество часов
1
Введение
1
2
Из устного народного творчества
3
3
Из древнерусской литературы
3
4
Из литературы XVIII века
5
5
Из литературы XIX века
54
7
Из литературы XX века
30
8
Из зарубежной литературы
8
9
Итоговое тестирование. Что читать летом
1
Итого:
105
Календарно-тематическое планирование
№
п.п
Наименование разделов программы, тем уроков
Всего часов
Дата проведения урока
По плану
По факту
1
Введение
Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс
1
01.09
2
3
Из устного народного творчества
Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне
2
05.09;
06.09
4
« Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молится по сыне». Песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче
1
08.09
5
Из древнерусской литературы
«Сказание о Борисе и Глебе»
«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы
1
12.09
6
«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке
1
13.09
7
«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. Тематическое многообразие древнерусской литературы
1
15.09
8
Из литературы 18 века
Г. Р. Державин. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений
1
19.09
9
Державин. «Вельможа» (служба, служение, власть и народ - основные мотивы стихотворения)
20.09
10
Тема поэта и поэзии в стихотворении Державина «Памятник». Поэт и власть
1
22.09
11
Н. М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.
1
26.09
12
Н.М Карамзин. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы
1
27.09
13
14
Из литературы 19 века
Поэты пушкинского круга. В.А.Жуковский. Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое»
2
29.09;
03.10
15
16
Поэты пушкинского круга. К.Ф. Рылеев. Краткие сведения о поэте. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
2
04.10;
06.10
17
18
Поэты пушкинского круга. К. Н. Батюшков. Краткие сведения о поэте. Основные темы и мотивы лирики К. Н. Батюшкова. Стихотворения «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…», «Мой гений»
2
10.10;
11.10
19
20
Поэты пушкинского круга. Е. А. Баратынский. Краткие сведения о поэте. Основные темы и мотивы лирики Е. А. Баратынского. Стихотворения «»Чудный град порой сольётся…», «Разуверение», «Муза»
2
13.10;
17.10
21
22
Поэты пушкинского круга. А. А. Дельвиг. Краткие сведения о поэте. Основные темы и мотивы лирики А. А. Дельвига. «Русская песня», «Романс», «Идиллия»
2
18.10;
20.10
23
24
Поэты пушкинского круга. Н. М. Языков. Краткие сведения о поэте. Основные темы и мотивы лирики Н. М. Языкова. Стихотворения «Родина», «Пловец»
2
24.10;
25.10
25
А. С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине»
1
27.10
26
А. С.Пушкин. Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор)
1
31.10
27
28
А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: проблематика(любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история)
2
10.11;
14.11
29
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система образов романа. Образ рассказчика
1
15.11
30
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ Петра Гринева
1
17.11
31
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Образ Маши Мироновой
1
21.11
32
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ Пугачева
1
22.11
33
34
р/р Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
2
24.11;
28.11
35
М.Ю. Лермонтов . Кавказ в жизни и в творчестве
1
36
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа - основные мотивы поэмы
1
29.11
37
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж
1
01.12
38
«Мцыри - любимый идеал Лермонтова» (В.Белинский)
1
05.12
39
40
р/р Сочинение «Чем близок мне герой поэмы М. Ю. Лермонтова?»
2
06.12;
08.12
41
Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь
1
12.12
42
. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы
1
13.12
43
44
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу
2
15.12;
19.12
45
Н.В. Гоголь . «Ревизор». Основной конфликт пьесы и способы его разрешения
1
20.12
46
47
р/р Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
2
22.12;
26.12
48
Основные вехи биографии И. С. Тургенева.
1
27.12
49
И.С. Тургенев. Произведения писателя о любви. Повесть «Ася»
1
12.01
50
И.С. Тургенев. Повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев
1
16.01
51
И.С. Тургенев. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера - основное в образе героини
1
17.01
52
р/р И.С. Тургенев. Повесть «Ася». Отзыв о прочитанном
1
19.01
53
Н. А. Некрасов. Основные вехи биографии. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…»
1
23.01
54
«Зелёный шум». Человек и природа в стихотворении Н. А. Некрасова
1
24.01
55
А. А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта: «Учись у них: у дуба, у берёзы…», «Целый мир от красоты…».
1
26.01
56
Гармония чувств, единство с миром природы, духовность - основные мотивы лирики А. А. Фета
1
30.01
57
58
в/ч Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза», «Осень»; А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», «Осенью», И.Суриков «После дождя», И.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс»
2
31.01;
02.02
59
А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета
1
06.02
60
А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки
1
07.02
61
А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей
1
09.02
62
Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести)
1
13.02
63
Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола
1
14.02
64
Л.Н. Толстой. «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа
1
16.02
65
Л.Н. Толстой. «После бала». Приёмы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения
1
20.02
66
Тестирование по теме «Литература 19 века»
1
21.02
67
Из литературы 20 века
М. Горький. Основные вехи биографии писателя.
1
27.02
68-69
М. Горький. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.
2
28.02;
02.03
70
Художественное своеобразие ранней прозы Горького
1
06.03
71
72
р/р Сочинение-рассуждение «Истинные и ложные ценности жизни в ранней прозе М. Горького»
2
07.03;
09.03
73
В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта.
1
13.03
74
В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Конфликт в лирическом стихотворении
1
14.03
75
Н. А. Тэффи. «Свои и чужие»; М. М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство
1
16.03
76
. Художественное своеобразие рассказов Н. А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык»: от литературного анекдота - к фельетону, от фельетона - к юмористическому рассказу
1
20.03
77
в/ч Д. Б. Кедрин. Краткие сведения о поэте. Баллада «Зодчие». Художественная идея произведения
1
30.03
78
Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта 50-60-х годов
1
03.04
79
Н.А. Заболоцкий. Поэт труда, красоты, духовности. «Старая актриса», «Некрасивая девочка»
1
04.04
80
81
р/р Сочинение-рассуждение «Что есть красота?»
2
06.04;
10.04
82
М.В.Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша» (творческая история), «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Продолжение в творчестве М. В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики 19 века
1
11.04
83
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева
1
13.04
84
В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе
1
17.04
85
В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика
1
18.04
86
87
в/ч «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)
2
20.04;
24.04
88
А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского. «За далью - даль» (главы из поэмы)
1
25.04
89
А.Т. Твардовский. Поэма «За далью - даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной - один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав
1
27.04
90
в/ч Час поэзии. «Судьба отчизны»
1
02.05
91
В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина
1
04.05
92
В.Г. Распутин. Нравственная проблематика повести «Уроки французского» . Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования
1
08.05
93
В.Г. Распутин. Повесть «Уроки французского». Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества
1
11.05
94
Диспут «Уроки жизни» по повести В. Г. Распутина «Уроки французского».
1
12.05
95
Внеклассное чтение по литературе 20 века
1
15.05
96
Годовая проверочная работа
1
16.05
97
98
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей)
2
18.05;
19..05
99
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Проблема отцов и детей в трагедии
1
20.05
100
Сценическая история пьесы «Ромео и Джульетта» на русской сцене
1
22.05
101
Диспут по трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» «Умеют ли так любить сегодня?»
23.05
102
М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа
1
25.05
103
М. Сервантес. Роман « Дон Кихот». Образ Дон Кихота
1
26.05
104
М. Сервантес . Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство
1
29.05
105
Что читать летом
1
30.05
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученики 8 класса должны знать/понимать:
-
авторов и содержание изученных художественных произведений;
-
основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание; житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума; понятие о классицизме; поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор; прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, эзопов язык, антитеза, композиция и сюжет; конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторской отступление как элемент композиции; герой - повествователь.
Обучающиеся должны уметь:
-
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя;
-
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
-
комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между нею и творчеством;
-
различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
-
определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
-
сопоставлять героев и сюжет разных произведений;
-
осмысливать роль художественной детали;
-
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
-
выявлять конфликты и этапы его развития в драматическом произведении;
-
сравнивать авторскую позицию в пьесе с трактовкой роли актерами;
-
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении;
-
развития способности к самооценке на основе сопереживания литературному персонажу;
-
ориентации в современном поликультурном мире;
-
расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
-
достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения.
Критерии и нормы оценки и контроля знаний обучающихся
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.
4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В связи с этим:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речь
Список литературы
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
-
Литература.8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч./ Авт. - сост. Г.С.Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
Для учителя:
-
Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово» / Авт. и сост. Е.А.Виноградова, Т.А.Кузнецова, Е.А.Князева. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
-
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С. Меркина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
-
И. В. Золотарёва, Т. А. Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс - М.: «Вако», 200
Основная и дополнительная литература для учащихся
-
Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч./ Авт. - сост. Г.С.Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
-
Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1. - М: Аванта, 2000г
-
Журнал «Русский язык и литература для школьников».
-
Г. Граник, Л. Шаповал, Л. Концевая, С. Бондаренко. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.
Основная и дополнительная литература для учителя
-
Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч./ Авт. - сост. Г.С.Меркин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
-
Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Школа, 1998г.
-
Тесты. Литература 5 -9 классы. Учебно-методическое пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2007г.
-
Газета «Первое сентября» (Литература)
-
Журналы « Литература в школе и дома», «Русский язык и литература для школьников».
-
С. Воровщиков. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). - М., 2005.
-
Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко. Когда книга учит. - М., 1991.
-
Г. Граник, Л. Шаповал, Л. Концевая, С. Бондаренко. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.
-
И.В.Егорова. «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах»
-
Н.Н.Коршунова, Е.Ю. Лыпина. «Литература. Тесты в 5-8 классах»
-
В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»