Урок по теме наречие как часть речи

Данный урок разработан в системно-деятельностной парадигме, обеспечивающей организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся и направлен на формирование понятия о наречии как части речи и умения отличать наречие от омонимичных частей речи. Урок позволяет закрепить знание этапов  учебной деятельности, их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности  под руководством учителя. Учащиеся на данном уроке получают возможность самостоятельно формулиро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок русского языка в 7 классе в системно-деятельностном подходе к обучению по теме

« Наречие как часть речи».


Подготовила

Вайтилавичюс Людмила Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 2» г. Великий

Новгород

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ).

Основные цели:

  1. сформировать понятие о наречии как части речи (общем значении, морфологических признаках, синтаксической роли), научить узнавать наречие, доказывать своё мнение, отличать от омонимичных частей речи;

  2. закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;



Материал к уроку

1.Таблицы для заполнения

Алгоритм «Как определить часть речи?»

Применение его к наречию

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Карточки с раздаточным материалом.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, садитесь. Я рада приветствовать вас на очередной встрече с увлекательным и сложным миром русского языка. Над какой темой вы работали в течение последних уроков? ( Над повторением морфологии и синтаксиса, частей речи и их роли в предложении, частей речи, изученных в 5-6 классах.)

- Насколько успешно, с вашей точки зрения, было это повторение? (Успешно : мы вспомнили основные морфологические и синтаксические признаки частей речи ( особенно важным было повторение материала о причастии и деепричастии), восстановили в памяти алгоритм отличия их друг от друга, а также правила их правописания.)

-Значит, сегодня вы можете перейти к знакомству с новым знанием. Как вы будете это делать? ( Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, выясним, что мы не знаем, и сами построим новый способ действия.)

- С чего начинаем? ( С повторения необходимого материала.)


2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

2.1. -Итак, мы изучаем сейчас морфологию.)

А что изучает морфология?( Части речи.)

-Давайте посмотрим, как вы знаете этот раздел лингвистики. Постройте логическую цепочку.

Первый вопрос: «Что такое части речи?- вопрос задаёт учитель, а следующие вопросы формулируют и задают ученики. ( Какие части речи вы знаете? Почему так важно различать части речи? Приведите примеры важности этого умения? Например, ОЖОГ и ОЖЁГ)

По каким признакам отличаете их друг от друга? Каков способ действия для этого нужно применить?

Задание: восстановите последовательность действий или восстановите алгоритм ( исправьте ошибки) - работа в рабочих карточках ( перепутанный алгоритм на экране).

-Какой следующий шаг вы должны сделать?(Попробовать алгоритм в действии.)

- 2.2.Следующее задание я вам и предлагаю на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель.)

На доске:

…( ?) радостно …( ?) организова(н\нн)о

... ( ?) радостно …( ?) организова(н\нн)о

- Какой или какими частями речи могут быть данные слова? Докажите , дополнив запись.

У учащихся возникают затруднения и в подборе слов вместо … и в правописании.

- Кто не выполнил задание? В чём ваше затруднение?

3.Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Определить части речи и правильно написать слова с орфограммой -н-нн-)

- Почему не смогли выполнить это задание или выполнили частично? (Недостаточно знаний о частях речи, в частности о наречии.)


4.Постановка учебной задачи.

- Какова же цель нашей работы на уроке? ( Пополнить свои знания о наречии, выявить отличительные грамматические признаки наречия, научиться применять алгоритм « Как определять часть речи» к наречию и с помощью этого алгоритма научиться отличать наречия от сходных (омонимичных) частей речи).

-Сформулируйте тему урока. ( Наречие как часть речи.)

Название темы записываем на доске и в тетрадях.

- Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? ( Умение определять, к какой части речи относится то или иное слово.)

-Каковы ваши дальнейшие действия? (Существующий алгоритм применить к наречию.)

Работа в группах по составлению плана действий: заполнение левой части таблицы.

Алгоритм «Как определить часть речи?»

Применение его к наречию

1.Определить, от какого слова зависит.

1.

2.Задать от главного слова вопрос.

2.

3.Определить грамматическое значение слова.

3.

4. Морфологические признаки.

4.

5.Синтаксическая роль.

5.


5.Реализация построенного проекта.

Заполнение правой части таблицы.

«Как определить часть речи?»

Применение его к наречию

1.Определить, от какого слова зависит.

1. Чаще всего от глагола, реже от прилагательного, существительного, причастия, деепричастия, другого наречия.

2.Задать от главного слова вопрос.

2.Отвечает на вопросы: как? каким образом? в какой степени, мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?

3.Определить грамматическое значение слова.

3.Признак действия, признак признака, признак предмета.

4. Морфологические признаки.

4. Неизменяемость ( нет окончания).

5.Синтаксическая роль.

5. Обстоятельство, реже определение.

- Все ли группы справились с заданием? (Да.)

- Возникали затруднения? ( Мы разрешали их внутри группы.)

- Что вы предлагаете делать дальше?( Проверим, правильный ли алгоритм у нас получился.)

- Откройте учебник, прочитайте внимательно материал по теме и проанализируйте алгоритм.

- Вернёмся к заданию для пробного действия. Можете вы теперь его выполнить и объяснить, почему именно так надо его выполнить? (Да, только вызывает затруднение правописание наречия ОРГАНИЗОВАННО: одна или две - н-, но важно понимание того, что правописание зависит от правильного определения, какой частью речи является слово в данном предложении. )

На доске появляется запись ( правильный ответ):

пел(как?) радостно-наречие шли (как?) организованно-наречие

настроение(каково?) радостно- собрание(каково?) организовано-кр.

краткое прилагат. причаст.


6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Каким будет следующий этап вашей работы? ( Теперь мы потренируемся в применении алгоритма к наречию.)

Учитель предлагает выполнить упражнение из учебника ( упр.199 из учебника М.М. Разумовской), в задании которого предлагается следующее:

-найти наречия в тексте и выписать их вместе со словами, к которым они относятся;

-поставить к наречиям вопросы;

-подчеркнуть наречия как члены предложения;

-доказать, что наречия нашли верно, указав признаки этой части речи.

Ученики выполняют упражнение в тетрадях, обсуждая в парах, проверяя по образцу, представленному в учебнике.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? ( Нужно поработать самостоятельно.)

Учитель предлагает работу по карточкам раздаточного материала

( отрывки из стихотворений русских поэтов о природе).

Задание:

-найти наречия в данных отрывках из стихов и выписать их вместе со словами, к которым они относятся;

-поставить к наречиям вопросы;

-подчеркнуть наречия как члены предложения;

-доказать, что наречия нашли верно, указав признаки этой части речи.

Ученики выполняют задание, затем проверяют его по эталону проверки, который проецируется на экране, оценивают, используя критерии оценки.


8. Включение в систему знаний и повторение.

- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? ( Этот материал войдёт в нашу грамматическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь различать части речи, правильно их употреблять в речи и грамотно писать.)

- А теперь тем, кто справился с работой отлично и уверен в своих знаниях, я предлагаю выполнить более сложное задание:

даны слова:

1в. коротко; 2в. длинно;

составьте с ними словосочетания или предложения так, чтобы эти слова были в них разными частями речи, разберите их по составу.

Проверка выполнения задания.


9. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок завершается. Значит, что нужно сделать? (Подвести итоги урока.)

- Какую цель мы ставили на уроке? ( Научиться отличать наречия от других частей речи.)

-Достигли вы этой цели? ( Да.)

-Докажите. ( Мы сами поставили учебную цель; используя существующий алгоритм, выработали алгоритм, применимый к наречию, потренировались в выделении наречий среди других частей речи.)

- В чём вы испытали затруднения? ( В выделении наречий среди омонимичных частей речи.)

- Что вам помогло их преодолеть? ( Групповая, парная работа, существующий алгоритм, учебник, учитель.)

- Оцените свою деятельность на уроке, используя наречия. ( Мы работали сегодня эффективно, дружно, слаженно и т.д.)

-Учитывая изученный материал и затруднения, которые вы испытали, давайте подумаем, какой может быть домашняя работа. ( Выучить материал о наречии как части речи, потренироваться в применении алгоритма, используя материал учебника.)

Учитель предлагает также творческое задание: составить текст (8-10 предложений) с использованием наречий и омонимичных частей речи.

Рабочая карточка ученика(цы) 7г класса -----------------------------------------------

1.

Алгоритм «Как определить часть речи?»

Применение его к наречию

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

2.

7

© 2010-2022