Конспект урока по теме Слова общеупотребительные и ограниченного употребления

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:Слова общеупотребительные и ограниченного употребления (§ 13)

Цель урока: - формирование понятий: «общеупотребительные» и «необщеупотребительные» слова, «профессионализмы- развитие умения находить общеупотребительные, необщеупотребительные слова в тексте, продолжить формирование общеучебного умения работы со словарём;

- содействовать развитию у учащихся потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.

Ход урока

.I.Организационное начало урока

Эпиграф:

Слов столько в русском языке, сколько звезд на небе.
Л. Успенский

- Ребята, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу добрые слова. (счастье, радость, удача, дружба и т.д.)

II. Актуализация знаний.

1.1. Упражнение «Закончи фразу» (ответ записать в тетрадь).

Все слова языка образуют его словарный состав, или ... (лексику).

Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка, называется ... (лексикологией).

То, что обозначает слово, - это его ... (лексическое значение).

Диктант (орфографический).

Слово может быть и орудием зла, когда оно не соединяет, а разъединяет людей. Может быть и оскорблением того, кто их произносит, когда оно употребляется для сквернословия или коверканья языка. И потому со словом нужно обращаться с уважением и говорить только то, что нужно, и во всех случаях стараясь сказать это как можно проще и яснее.

(Л. Толстой)

- Какие слова текста вас удивили?

--Как вы понимаете эти слова?

II. Обращение к теоретическому материалу I-III § 13.

2.1. Беседа по вопросам:

- На какие пласты делится лексика языка с точки зрения её употребления?

- Что такое диалектизмы? профессионализмы? жаргонизмы? В какую группу входят перечисленные слова?

III.Работа по теме урока

--Наблюдение за языковым материалом

Балка музга зубарь балабол площадь метафора шкала лексика шпора клево классно баской

Земля солнце вода желтый добрый стол дом голова

-Выпишите слова которые мы употребляем в своей речи

-Какая возникла проблема?

Как назовем такие слова?

2.Работа по учебнику

Выполнение упражнения 85

-К какой лексике отнесем слова в упр 85

-Какую оценку они заключают в себе?

3.Составление кластера по теме урока учащимися

.III. Закрепление. Упр. 86 (задания 1-3).

-Выпишите 10 общеупотребительных слов

IV.Рефлексия

Чему учились?

Что нового узнали ?

Что понравилось особенно?

V. Домашнее задание. § 13, подготовить ответ на тему «Группы слов по сфере употребления» с опорой на схему, подобрать и записать примеры на каждую группу слов.


© 2010-2022