Художественная речь как категория языковой личности автора

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сизикова Н.А., ПДО (ИЗО)

Художественная речь как категория языковой личности автора

Непреходящий читательский интерес к произведениям Б. Акунина, неизменное ожидание продолжения историй о знаменитом сыщике Фандорине - очевидное свидетельство того, что Б. Акунину удалось создать очень удачный персонаж. Б. Акунин - филолог, литературовед, тонкий наблюдатель, перевоплощается в своих персонажей, они - итог его знаний и размышлений. Он незримо стоит за каждым своим героем. Поэтому необходимо, чтобы критики, литературоведы, исследователи языка в своём подходе к анализу литературного произведения как бы ставили себя на место автора, в частности, изучали, как автор перевоплощается в своих персонажей.

По мнению Ю.Н. Караулова, решающей категорией такого анализа становится образ автора, вне контекста структуры данного литературного произведения, даже вне его содержания, его индивидуального «художественно-языкового сознания» и, наоборот, включаемый в контекст совокупного его творчества, затем стиля, школы, направления, метода. В иной позиции стоит читатель, который в процессе движения по тексту ставит себя в один ряд с персонажами, воображает себя на месте разных героев.

«Следовательно, образ автора - категория чисто исследовательская, тогда как художественный образ - категория читательская, хотя для последнего функционирует эта категория лишь на уровне знания, а осознание её, как категории, опять-таки, остаётся привилегией исследователя» [Караулов, 2002: 265].

В исследования языковой личности автора важны формально-речевые и эмоционально-содержательные характеристики текста, а также возможности разноуровневого, разнопланового исследования текста. «В центре любого высказывания, любого текста находится авторское сознание субъекта, которое определяет и смысл, и словесную форму речевого акта в их социальной направленности» [Караулов, 2002: 264]. Именно поэтому полный анализ художественного текста невозможен без анализа личности автора, его индивидуальных особенностей.

В современном литературоведении типы повествования определяют как изображение, так и выражение.

Изображение связано с объективностью авторской позиции, проявляющейся в подчёркнутом внимании к существенным свойствам предмета или явления, при которой трудно заметить на любом уровне (семантическом, лексическом, грамматическом) пристрастность. Повествование в данном случае ведётся от третьего лица.

Выражение отражает субъективный принцип авторского видения мира, связанный с внутренним эмоционально-психологическим состоянием рассказчика, а если он не обозначен в тексте, то с повествователем, который может считаться одним из проявлений автора, или с персонажем. В последнем случае авторская позиция отражается в интериоризированной (внутренней) речи персонажа, то есть в его мыслях, суждениях, внутренних монологах. Для конструирования художественного образа важны, помимо речи, действия героя, экстралингвистические поступки. О них мы узнаём либо из авторской речи, либо из интериоризированной речи других персонажей. Выразить свою позицию через повествователя автору помогают различные стилистические приёмы - тропы (метафора, метонимия, гипербола, ирония, перифраз и т.д.), а также переключенная несобственно-прямая речь и опосредованная передача мыслей героя, которая обычно перемежается с описательным повествованием.

Любая художественная и нехудожественная речь пользуется тропами и другими потенциально заложенными в языке средствами выразительности. В языковой личности автора органичным образом аккумулируются языковые личности его персонажей, зачастую принадлежащие к различным слоям общества и располагающие, поэтому, различными выразительными средствам. «В обществе, в котором существуют разные классы, различные социальные слои, профессии, многообразные, нередко сравнительно слабо связанные между собой сферы жизни, люди, говорящие на одном и том же языке, имеют неодинаковые языковые навыки. И самая их речь внутренне многогранна: в ней скрещиваются, борются, сосуществуют различные исторические тенденции развития и разные пласты книжной и разговорной речи, столкновение которых эстетически «освещает» и особенности каждого из этих пластов, и психологический образ говорящего. Все эти широкие экспрессивные возможности национального языка в обществе нового времени реалистическое искусство слова превращает в важнейшее средство художественного изображения общественной жизни» [Караулов,1989: 3-11].

Для того чтобы проанализировать языковую личность, Ю.Н. Караулов вводит понятие дискурса языковой личности, которое определяет как «лексикон, включающий фонд лексических и грамматических средств, использованных личностью при порождении ею достаточно представительного массива текстов, … моделью, которой может стать, например, совокупность текстов» [Караулов,1989: 3-11].

Опираясь на анализ дискурса языковой личности, «перспективным было бы продолжить линию «изолированного» изучения языковой личности и соотнесения её с целостным художественным образом», зерном содержания которого является «духовный облик личности, мир её ценностей, идеалов, устремлений, воплощающихся в чертах характера и стереотипах поведения, методе мышления, социально-жизненных целях и конкретно избираемых путях их достижения» [Караулов,1989: 3-11].

Таким образом, анализ особенностей художественной речи как категории языковой личности автора в полной мере удается при характеристике персонажей в контекстах с четкой определимой эмоциональной окраской (лирической, торжественной, приподнятой, книжной, разговорной), поскольку стилистические функции языковых средств в этих случаях более очевидны.

Литература

1. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность /Ю.Н.Караулов.- М.: Наука, 2002.- 264 с.

2. Караулов, Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения /Ю.Н.Караулов //Язык и личность: сб. статей.- М.: Наука, 1989.- С.3-11.

© 2010-2022