Доклад Развитие рефлексивных качеств на уроках русского языка

Цель: познакомить учителей русского языка и литературы  с различными приемами рефлексии.            «Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки».  Т.Бильрот.   Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятель...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

« Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках русского языка»

Комбу ДолаанаДеспижековна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь

Цель: познакомить учителей русского языка и литературы с различными приемами рефлексии.

«Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки».

Т.Бильрот.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Если хочется увидеть себя и свои уроки глазами учеников, приходится «рисковать». От этого я получаю толчок к развитию собственных рефлексивных качеств, потому что дети никогда не обманывают, обязательно подметят наше несовершенство. Одним словом, уча детей, учусь у них.

Какие же бывают рефлексии?

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.


  1. Эмоциональная рефлексия учителей.

Время размышления 30 секунд.

Задание 1-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «вопросительный знак»?

Задание 2-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «запятая»? Время размышления - 30 секунд.

Задания группам. Представьте, что вам, запятым и вопросительным знакам, предстоит встретиться. У вас всего два вопроса, чтобы узнать побольше друг о друге. Что вы спросите? Время для размышления - 1 минута.

А сейчас, уважаемые коллеги, я познакомлю вас с одним приёмом рефлексивного компонента урока.

Рефлексивный компонент урока.

Рефлексивный компонент на уроке может выглядеть по-разному. Сегодня я хочу познакомить Вас с некоторыми приемами. По ходу нашего занятия вы будете заполнять «Мыслительный лист» - чрезвычайно эффективное средство активизации мыслительной деятельности. По ходу на этих листах вы будете кратко отвечать на вопросы, требующие размышления. Вы должны высказывать любую версию, даже самую невероятную. Все ответы обязательно проверяются и оцениваются. Оценки записываются с помощью значков следующим образом:

+ (плюс) - хорошая мысль;

- + идея есть, но недостаточно четко сформулирована и т.д.

+! (плюс с восклицательным знаком) означает «отлично!»

  • (точка) - неверный ответ (символ, который предполагает возможность дальнейшего развития мысли)

Количество заданий для работы на «мыслительном листе» может быть разным.

Например, задание 1 - пояснить эпиграф доклада.

Мыслительный лист.

Этапы занятия

пояснение

оценки

1.Пояснить эпиграф

2.Составить синквейн о русском языке

3. Человек - это

4. Пожелание учителю

Приемы рефлексии

Прием «Баллы и образы» (слайд)

Учащиеся оценивают свое отношение к перечисленным предметам и действиям:

1 балл - совсем не нравится,

2 балла - не нравится,

3 балла - так себе,

4 балла - нравится,

5 баллов - очень нравится.

Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т.е. ассоциацию).

Объект оценивания

Оценка

балл

Оценка

символ

(цвет)

1. школа

2. уроки русского языка

3. учитель русского языка

4. кабинет русского языка

5. учебник русского языка

6. отметка по русскому языку

7. работа с учебником

8. ответ у доски

9. мыслительный лист

10. самостоятельная работа

11. контрольная работа

12. информационно-поисковые и творческие задания

21. добавить свое

Прием «Лесенка»

Представьте себе, что есть такая лесенка, на которой стоят все школьные предметы. На первой ступеньке будут самые скучные, трудные, нелюбимые, а на десятой - интересные, полезные, любимые. Укажите, на какой ступеньке (от 1 до 10) лично у вас оказался бы русский язык.

Прием «Незаконченные предложения»

Учащимся предлагается закончить ряд предложений.

  1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

  2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

  3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

  4. Мне не очень нравится……

  5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Прием «Плюс-минус-интересно»

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

П (плюс)

М (минус)

И (интересно)


Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Рефлексивная деятельность, как и любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой формах. Вы должны проанализировать процесс вашей работы по следующему алгоритму: (задание 3)

Алгоритм для анализа коммуникации в группе

  • Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

- делало её более эффективной;

- тормозило выполнение задания;

- не позволило точно выполнить задачу;

  • На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

- обмен информацией;

- взаимодействие;

- взаимопонимание;

- были равномерно задействованы все уровни.

  • Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

- недостаток информации;

- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.);

- трудности в общении;

  • Какой стиль общения преобладал в работе?

- ориентированный на человека;

- ориентированный на выполнение задания.

  • Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

- в группе сохранилось единство и партнерские отношения;

- единство группы в ходе работы было нарушено.

  • Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

- лидер, выдвинувшийся в ходе работы;

- нежелание наладить контакт большинства участников группы;

- непонимание задачи, поставленной для совместной работы;

- сама задача оказалась неинтересной, трудной.

Таким образом, в рефлексии открывается не только способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы», но и как способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает». Рефлексия - умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.

ПОПС-формула - интерактивный приём, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права. Мы боимся, что сорвём хронометраж других учебных эпизодов. Ответ по ПОПС-формуле - это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики.

В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС - формулы:

П - позиция

О - объяснение (или обоснование)

П - пример

С - следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.

Группы анализируют уровень коммуникации в группе.

Заключение.

Профессиональные успехи любого учителя, так или иначе, связаны с психологическим, методическим и предметно-практическим осмыслением. И если процесс усвоения детьми специально-профильных знаний по русскому языку, умений и навыков - это уже устоявшаяся «профессиональная» система, то уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс, например, рефлексивных моментов, должна стать постоянно обновляющейся системой воспитательно-образовательного пространства класса. Рефлексия направлена на формирование способности школьников к фиксированию соб­ственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, по­строению и реализации выхода из затруднений. Все учителя-предметники знают, что рефлексирующий ученик осознает смысл своих действий, он знает ответы на вопросы:

  1. Что я делаю?

  2. С какой целью?

  3. Почему я делаю это так?

  4. Каковы результаты моей деятельности?

  5. Как я этого достиг?

  6. Можно ли это сделать по-другому?

  7. Какой вариант лучше?

  8. Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал?

  9. Что я буду делать дальше?

Но чтобы ученик на уроке смог на них ответить, ему для этого нужны условия, которые и должен обеспечить любой учитель-предметник.

Подводя итог работы , предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику«синквейн»

Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  2. Во второй строке - два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Это классический вариант синквейна.

При внешней простоте формы синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Участники предлагают собственные синквейны.

Использованная литература:

1.Технология целеполагания урока Г.О.Авствацатуров. Волгоград, Издательство «Учитель», 2010

2.Первое сентября, 2011, № 19

3.Подходы к целеполаганию на уроке.htt://eidos.ru


© 2010-2022