Конспект урока русского языка на тему Чередования согласных звуков в корнях слов

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 16-м в изучении раздела «Морфемика».Тема:Чередование согласных звуков в корнях слов.Цель: создать условия для формирования понятия «чередованиесогласных в корне» для учащихся с ОВЗ.При разработке данного урока учитывались возрастные и индивидуальные психо-физические возможности учеников 5«а» класса: качество знаний по предмету 42%, средняя инизкаяпознавательная активность, трудности с концентрацией и переключением внимания...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Ерохина Н.В.

Класс: 5 «А»

Дата проведения: 25.02.2015 г.

Урок: русский язык

Тема: Чередование согласных звуков в корнях слов.

Цель: создать условия для формирования понятия «чередование согласных в корне» для учащихся с ОВЗ.

Задачи:

- Продолжать формирование умений подбирать однокоренные слова и выполнять различные виды разборов, способствовать тренировке навыков образования однокоренных слов с чередованием согласных;

-Воспитывать аккуратность, самокритичность, взаимовыручку, умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения;

-Развивать у детей потребность в соблюдении норм и правил охраны своего зрения, посредством использования зрительной разминки, рельефно-графических пособий, особого цветового режима.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы; ИД.

Этапы урока

Цели этапа

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Мотивация к учебной деятельности.


1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством анализа пословицы;

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;


На доске - деформированная пословица:

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

-Ребята, на доске вы видите пословицу. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её.

-Как вы понимаете её смысл?

-Какое отношение данная пословица имеет к нашему уроку?

(Учеба -это большой труд. И если не приложить усилий ничего не получится.

Кроме этого тема года в нашей школе: «Без труда нет добра».)

-Откройте тетради. Запишите число и классная работа.

Запись пословицы в тетрадь.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


2. Проверка домашнего задания.

Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.

  1. Проверка Д/З

  2. Повторе-ние изученно-го о морфемах

1)актуализировать представления об однокоренных словах, их существенных признаках;

2) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, классификацию; практические умения-разбирать слово по составу.

3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение.

Проверка Д/З

1. Полина работает с ИД.

2.Фронтальный опрос.

- Вспомните, чему мы учились на прошлых уроках.

-Что такое морфемика?

-Какие морфемы вы знаете?

- Что такое корень? Суффикс? Приставка? Окончание?

-Для чего они служат?

3. Прочитайте, какие родственные слова вы записали? составьте схему родственного слова, используя предметы-заместители,

1.Рука - ручной

2.Сухой - осушение

3.Друг - дружить

4.Водить - вождение

5.Свет - освещение

6.Пёстрый - пестренький

7.Горох - горошек

4.Найти и показать схему названного слова. (рельефно-графические изображения) ручной, осушение

САМООЦЕНКА

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

контроль, коррекция: прогнозирование (при анализе :слушать и понимать

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

3. Постановка проблемы.

  1. Наблюдение за чередованием согласных в корнях слов



4. Построение проекта выхода из затруднения.

Вывод о расхождении в написании корней родственных слов

1) организовать работу в парах;

2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

3) определить содержательные рамки урока: чередование согласных звуков в корне слова.

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное затруднение.


-С какими морфемами мы встретились в схемах слов ?

-Какие морфемы служат для образования однокоренных слов?(приставка, суффикс)

-Какая морфема помогает образовать новую форму слова? (окончание).

- Сейчас вы будете работать в парах: каждая пара получает задание - подобрать и записать родственные слова к данному слову в столбик, выделить в них корень.

- Но сначала давайте вспомним основные правила работы в паре: «Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен высказаться».

Слова для групп:

свет, снег, друг, река.

- Постарайтесь подобрать родственные слова разных частей речи, выделите в них корень.

Свет - свеча, освещение, светит, засветился, светлячок, свечение.

Снег - снеговик, снежок, снежный, Снегурочка, заснеженный.

Друг - дружок, дружба, дружить, подруга, подружился.

Река - речной, речушка, речка, заречье, реченька.

Обучающиеся пишут слова фломастерами на листах А4, затем при защите своей работы вывешивают на доску.

Для защиты своих работ прошу всех выйти к доске.

- Посмотрите внимательно на получившиеся слова. Одинаковы ли корни родственных слов? Почему?Чем отличаются?

-В корнях родственных слов иногда происходит ЧЕРЕДОВАНИЕ согласных звуков.

САМООЦЕНКА

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: умения структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

5. Реализация построенного проекта.

  1. Наблюдение за чередованием согласных в корнях слов

2) Вывод правила

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) учащиеся ставят цель проекта: определить понятие чередующиеся согласные в корне слова;

2) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

3) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

5)формировать умения составлять план для достижения учебной цели.


-Попробуйте объяснить, что такое чередование?

-Прочитайте объяснение понятие в толковом словаре.- Итак, сформулируем тему нашего урока:

«Чередование согласных звуков в корнях слов».

- На сегодняшнем уроке мы продолжим образовывать новые слова, но ещё будем наблюдать процесс чередования согласных.

-При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием. Согласные звуки сменяют согласные.

- В какой части слова происходит чередование?

- Всегда ли это происходит? Со всеми словами?

В корнях родственных слов иногда происходит ЧЕРЕДОВАНИЕ согласных звуков.

- Сделайте вывод самостоятельно.


Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умения структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения

Коммуникативные:

управление поведением партнера: умение выражать свои мысли


6. Первичное закрепление

Орфографическая работа

  1. создать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи;

  2. закрепить умение писать словарные слова и подбирать к ним однокоренные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного оттенка

3) повторить правило чередования согласных в корне слова;

4) тренировать орфографическую зоркость.


Динамическая и офтальмологическая пауза

-У каждого на столе картинка.

Обратите внимание: по классу развешаны слова, которые соответствуют вашим картинкам. Вам необходимо найти свое слово, прокомментировать его написание и образовать родственное слово.

- Что можете о них сказать?

(Это словарные слова.)

К..блук, ..рех. сах..р, б..зар, к..р..ндаш, ф..нарь, в..гон.

Каблук - каблучок,

орех - орешек,

сахар - сахарок,

базар - базарчик,

карандаш - карандашик,

фонарь - фонарик,

вагон - вагончик.

-С помощью каких суффиксов вы образовали родственные слова?

-У кого из вас произошло чередование согласных в корне?

-Всегда ли происходит чередование согласных?

-Составьте предложение со словом ОРЕХ или ОРЕШЕК.

(Белка на дереве грызет орешки).

-Выполните синтаксический разбор предложения.

САМООЦЕНКА

Регулятивные: оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


7. Включение в систему знаний и повторение.

Дифференцированная творческая работа

  1. организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять чередующиеся согласные;

  2. организовать самостоятельную разноуровневую творческую работу обучающихся

3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);


Задания двухуровневые.

I уровень:

Игра «Найди пары».

- Поиграем в игру «Найди пары». Вам нужно будет найти пару словам. Выделить корень. Подчеркнуть чередующиеся согласные.

Таскать прокачусь

Кормить готовлюсь

Ездить тащит

Готовиться мрачный

Осмотреть кормлю

Извещать осматривать

Блестеть езжу

Мрак весть

Прокатился блистать

II уровень: Подберите родственные слова к данным.

Выделите корень.

Подчеркните чередующиеся согласные.

Таскать

Кормить

Ездить

Готовиться

Осмотреть

Извещать

Блестеть

Мрак

Прокатился

САМООЦЕНКА

ОЦЕНКА УД УЧИТЕЛЕМ

Коммуникативные:

управление поведением партнера: умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль в форме сравнения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

8. Рефлексия УД на уроке.

Оценки УД.

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.


-Доброе дело мы с вами сегодня совершили на уроке? Как мы потрудились?

- Прикрепите к нашему дереву цветок, если на уроке у вас всё получилось или вы справились с возникшими трудностями, листочек - если затруднения остались, используя выражения

Я узнал

Я вспомнил

Я научился

- У хорошей сказки хорошая развязка.

Учитесь с улыбкой,

Шутите учась!

Любая ошибка

Исчезнет боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки -

Как я!

В добрый час!

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

9. Домашняя работа

С. 23 правило

1. упр.424

2. Составить рассказ о чередующихся согласных с примерами.



© 2010-2022