Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида

Специальной задачей обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида является коррекция речи и мышления. Дети с умственной отсталостьюхарактеризуются: неустойчивостью внимания и восприятия (И.Л.Баскакова, С. В. Лиепинь); фрагментарностью восприятия при установлении сходства и различия предметов ( И.М. Соловьёв, Ж.И.Шиф); слабостью запоминания, особенно логического ( Л.В. Занков,В. Г. Петрова); трудностями аналитико-обобщающей мыслительной деятельности (И. М. Бгажнокова, С. Д.Забрамная, Ю...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.






Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.



Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.



Каменская Лариса Григорьевна

МБСКОУ «СКОШ №20 VIII вида» г.Перми.

Учитель письма и развития речи

Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

Специальной задачей обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида является коррекция речи и мышления. Дети с умственной отсталостью характеризуются: неустойчивостью внимания и восприятия (И.Л.Баскакова, С. В. Лиепинь); фрагментарностью восприятия при установлении сходства и различия предметов ( И.М. Соловьёв, Ж.И.Шиф); слабостью запоминания, особенно логического ( Л.В. Занков,В. Г. Петрова); трудностями аналитико-обобщающей мыслительной деятельности (И. М. Бгажнокова, С. Д.Забрамная, Ю.Т.Матасов); недостаточным уровнем речевого развития и, что самое главное, слабостью регулирующей функции речи (В. И. Лубовский, С. Л. Мирский); низкой познавательной активностью и неразвитой саморегуляцией ( В.Я. Василевская, Б.И. Пинский ); недоразвитием эмоционально-волевой сферы в целом ( Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн ).

Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений - ученики плохо усваивают правила и общие понятия. Заучивая правила наизусть, учащиеся не понимают их смысла и не умеют их применять.

В связи с этим изучение русского языка - предмета, в наибольшей степени требующего усвоения правил, представляет особенную трудность для детей с умственной отсталостью. В тоже время отечественные учёные (С.Д.Забрамная, В.П.Кащенко) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной отсталости ограниченны, все же в условиях коррекционного обучения, возможно, их поступательное развитие.

Для эффективной коррекционной работы по развитию мыслительной деятельности у детей с умственной отсталостью на уроках письма мною были разработаны учебные модули, которые помогают учащимся успешно овладевать учебный материал.

Что такое модуль? Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого - функциональный узел.

Модуль - это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое. В состав модуля входят целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.

Исследователи утверждают, что модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает: в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации; определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ТСО, конкретных литературных источников, методов добывания информации); приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указаны практические задания; дается система самостоятельного и внешнего контроля.

В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей: познавательные (для изучения основ науки); операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности); смешанные.

Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.

Учебные модули разработаны по ключевым темам программы специальной (коррекционной) школы VIII вида по образовательному компоненту «Письмо и развитие речи» для учащихся 5-9 классов. Они предназначены и для организации устных ответов, и для самостоятельной работы, и для целостности восприятия изучаемой темы.

Каждый модуль включает в себя структурно-логическую схему взаимосвязи изучаемых понятий, алгоритм объяснений, цели, понятийный словарь, и последний раздел- это задания для самостоятельной работы учащихся.

Структурно - логическая схема включает в себя понятия, грамматические категории, таблицы. В схеме прописаны все термины и грамматические категории, которые относятся к теме определённого учебного модуля и помогают ребёнку найти тот или иной термин во время устного опроса или выполнения самостоятельной работы. Важную роль занимают в структурно-логической схеме таблицы, при обучении чтению которых учащиеся усваивают способы обозначения существенных признаков языкового явления в названиях строк и столбиков, способы обозначения связей между ними при помощи пересеченности таблицы, способы обозначения всего явления в заголовке таблицы. Можно сказать, что они овладевают новым способом обозначения явления, новым кодом. Поскольку одновременно со зрительным изучением таблицы происходит и ее объяснение словами, дети одновременно усваивают графический и языковой способы обозначения, определения явления. Нетрудно заметить, что при этом формируются мыслительные операции кодирования и перекодирования, обобщения, сопоставления.

Раздел алгоритм объяснений включает в себя план ответа, схему ответа, а также клише для ответа. Раздел имеет большое значение для того, чтобы учащийся смог дать полный ответ или провести доказательство. «Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, пишет В. Г. Петрова, - помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной активности».

В структуру модуля входит понятийный словарь, который позволяет при затруднении формулировки определения понятия обратиться к словарю.

В следующем разделе модуля прописаны цели по теме учебного модуля, которые для учащихся называются «Мы научимся. Учащиеся четко должны представлять, что нужно изучить, для чего это нужно, чтобы процесс обучения носил осознанный характер.

Последним разделом модуля являются упражнения для самостоятельной работы. Организация самостоятельной работы позволяет развивать у учащихся интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания, навыки, развивать творческую и познавательную активность.

Учебный модуль является универсальным материалом, поскольку использовать его можно на разных этапах урока. На этапе актуализации знаний учащийся учится в учебном модуле найти необходимые данные для ответа на вопросы. На этапе сообщение новых знаний учащимся предлагается самим найти новый термин в схеме, новое понятие в словаре, а так же учится ориентироваться в таблице, а при помощи клише сформулировать ответ. На этапе самостоятельной работы при закреплении материала, учащиеся из раздела «Мы сделаем» выполняют самостоятельно упражнения по теме, опираясь на предыдущие разделы.

Применение учебного модуля на уроках формирует познавательную активность, способствует не только более осмысленному пониманию учебного материала обучающимися, позволяет индивидуализировать учебный процесс в отношении уровня сложности изучаемого и положительно влияет на коррекцию недостатков мыслительной деятельности учащихся.

Литература

  1. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении.//Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987.

  2. Методы обследования нарушений речи у детей. / Под редакцией Т.А. Власовой. М., 1982.

  3. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.М., 1995г.



Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.


Модуль по теме: Имя существительное.

Имя существительное - часть речи.

Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

Одушевленное (кто?)

Неодушевлённое (что?)

Собственное

нарицательное

РОД



ЧИСЛО



Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

Мужской род

(он) (м.р.)

Женский род

(она) (ж.р.)

Средний род

(оно) (ср.р.)

Падеж

Вопросы

предлоги

Именительный п.

Кто? Что?

_

Родительный п.

Кого? Чего?

От, до, из, у, с около, для.

Дательный п.

Кому? Чему?

К, по

Винительный п.

Кого? Что?

В, во, на, за, про,через

Творительный п.

Кем? Чем?

С, со за, под, над, между, перед.

Предложный п.

О ком? О чём?

О, об, в, на,при.

Единственное

( ед.ч.)

Множественное

(мн.ч.)

ПАДЕЖ



Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

Ед.ч.

Ед.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1скл.

2скл

3скл

Именительный (И.п.)

- а, - я

-Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.о, - е

ьИспользование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

-ы,-и,-а,-я

Родительный

(Р.п.)

-ы , - и

-а, -я

-Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.ов, -ев,ей

Дательный

(Д.п)

- е

-у, -ю

-ам, -ям

Винительный

(В.п.)

-у, - ю

-о,-е, -а, -я

ьИспользование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

-ы,-и,-а,-я

Творительный

(Т.п.)

ой, (ою)

ей (ею)

-ом, -ем

-ами, -ями

Предложный

(П.п.)

-ах, -ях

1скл.

2скл.

3скл.

М.р. ж.р.

М.р. ср.р.

Ж.р.

Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

а

оооо

я

о

Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

О

ооооИспользование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

ь

Е

ьИспользование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

СКЛОНЕНИЕ



Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.


Словарь:

1.Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? или что?

2.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? (люди, животные)

3.Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

4.Собственное имя существительное даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов и пишутся с большой буквы. (Кама, Пермь, Лена, Нефтяников)

5.Нарицательные имена существительные - все имена существительные, кроме собственных. Пишутся имена нарицательные с большой буквы.

6.Род имён существительных. В русском языке имена существительные бывают мужского, женского и мужского рода.

Мужской род (он мой)

Женский род (она моя)

Средний род ( оно моё)

7.Число имён существительных. В русском языке два числа.

Единственное число обозначает один предмет: стол, книга, окно.

Множественное число обозначает два или несколько предметов: столы, книги.

8.Падеж - это изменение имён существительных по вопросам.

9.Склонение - это изменение имён существительных по падежам и числам.

Мы научимся.


  1. Находить и определять имена существительные в тексте.

  2. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

  3. Определять род имён существительных.

  4. Изменять имена существительные по числам и падежам.

  5. Употреблять ь в конце существительных после шипящих.

  6. Определять окончание у существительных по склонению и падежу.


Алгоритм объяснения.

1. План определения склонения.

1.Поставить слово в начальную форму. Н.ф.

2Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида..Определить окончание.

3.Определить род.

Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Склонение

Н.ф.(и.п.) Окончание Род

Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Склонение (…)

Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Потому что

Н.ф.(и.п.) Окончание Род

План ответа. (склонение)

Слово ___________ … склонения,

потому что в И.п. окончание … , род … .


  1. План определения окончания. (Доказательство)

…….окончание

Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.

Падеж(…) Склонение(…)

…….Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.окончание

Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.Использование учебного модуля в коррекционной работе на уроках письма в школах VIII вида.потому что

Падеж(…) Склонение(…)

План ответа. (окончание.)

В слове ___________ окончание …, потому что падеж …, склонение … .




Мы сделаем.

5-6 класс.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Задание №1

1 уровень.

Подчеркни одушевлённые имена существительные единственного числа:
собака листья страна

сстница птицы пакет

бабушка одеяло народ

2 уровень.

Прочитай стихотворение Г. Ладонщикова.

Села пчёлка на цветок, - А тебе не надоело,

Опустила хоботок. Не наскучило искать?

Прилетает к ней комар: - Нет!

  • Что ты ищешь там? Тому, кто занят делом,

  • Нектар! Просто некогда скучать!
    Найди в стихотворении имена существительные. Что каждое из них обозначает?
    Выпиши сначала имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? потом
    - на вопрос что?

3 уровень.

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни одушевлённые имена существительные.

Аисты св...ли гн...здо на крыше дома. В гн...зде пищ...ли пт...нцы.

4 уровень.

Подчеркни слова, отвечающие на вопрос кто? - зеленым цветом, на вопрос что? -синим цветом.

игра гимнаст Тамара

сердце блузка замок

басни улицы месяц

Галина зайцы обед

Кузя котенок врач

Задание №2 Прочитай и объясни значение пословиц.


  • Делу время - потехе час.

  • Ученику - удача, учителю - радост ь.

  • Правда в огне не горит и в воде не тонет.

  • Па чужой земле и весна не красна.

  • Красна птица пером, а человек - умом.

Найди в пословицах имена существительные. Выпиши в первый столбик одушевленные имена существительные, во второй - неодушевленные. Слова записывай в начальной форме.


Собственные и нарицательные.

Задание №1

1 уровень.

Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные.
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.

2 уровень.
Все существительные из предложений запишите в два столбика.
Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.

3 уровень.

Запиши слова в два столбика.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана.

4.уровень
Найди «лишнее» слово и подчеркни, объясняя, почему:

русалка, Земля, радость, мечта, улыбка, ящерица.

Задание №2 Допиши:

  1. Москвичи живут в ., астраханцы - в ,

  2. калужане - в , туляки - в , казанцы - в

  3. , киевляне - в .

Задание №2 Выпиши из текста собственные имена существительные.

Если бы не было перевода, не было бы у нас ни сказки про Золушку, ни трагедий Шекспира, ни приключений Тома Сойера. В Киевской Руси переводили с греческого, латинского. Самые великие русские поэты отдавали переводу время и силы: Пушкин, Лермонтов, Блок, Пастернак, Маршак, Ахматова.

(Из «Словаря юного книголюба»).

Задание №3 Прочитай слова. Выпиши сначала имена собственные, затем - все нарицательные имена существительные.

Гнедко. Конь. Товарищ. Иванов. Москва. Столица. Сын. Григорий. Петровка. Улица. Кот. Пушок. Кузьмич. Сторож. Хохлатка. Курица. Гора. Эльбрус. Бурёнка. Корова. Озеро. Байкал.


Род имен существительных.

Задание №1
1 уровень.

Составьте предложения, используя слова.
Утро, дождь, плащ, луч солнца.
Определите род всех имён существительных.


2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.


3 уровень.

Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.

Задание №2

Выбери имена существительные мужского рода и подчеркни их:


  1. здание 4. зайчишка 7. день

  2. дом 5.белочка 8. ключ

  3. домишко 6. озеро 9.плащ

Задание №3

Определи род имён существительного

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

  1. конь

2.смелость

3.пень

4.окно

5.площадь

6.зелень

7.дерево


Задание №4 Найди «лишнее» слово и подчеркни, объясняя, почему:

юноша, тополь, звено, мотылек, носорог.


Число имён существительных.

Задание №1

1 уровень.

Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.


2 уровень.
Запишите предложения. Укажите род и число существительных.

Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.

3 уровень.
Запишите слова в два столбика.
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.


Склонение имён существительных.

Задание №1
1 уровень.

Спишите. Определите падеж имён существительных.
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.

3 уровень.

Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.

Задание №2

1 уровень.

1.Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».
Выдели окончания, определи падеж имён существительных.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2.Разобрать одно предложение по членам предложения.
3.Разобрать одно имя существительное как часть речи.

_______________________________________________________________
______________________________________________________

2 уровень.
1.Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение.
На гор.. (____,____) о земл.. (____,_____)
За окн.. (____,____) по троп..(____,_____)
Из стекл..(____,____) к доск..(____,_____)

2.Исправь ошибки в склонении, если они есть.
И. п. трава В. п. травы
Р. п. о траве Т. п. травой
Д. п. траве П. п. траву

3 уровень.
1.Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
Склонение - это:
А) изменение имён существительных по числам;
Б) изменение имён существительных по падежам;
В) изменение имён существительных по родам.
2.Выдели окончание, определи род и склонение существительных.
Земля, небо, подруга, дочь, мышь, солнце, дедушка, город, ночь.
3.Просклоняй слово пила.
И. п В. п..
Р. п Т. п..
Д. п П. п. .

Задание №3

Подчеркни имена существительные 3 склонения:
Мишень капель ёлка
пещера капля сеть
молодёжь огонь жизнь

Задание №4

1 уровень
Спишите. Определите падежи имен существительных. Продолжите текст (1 - 2 предложения).
Жил желторотый воробей. Жил он вместе с мамой над окошком бани в теплом гнезде. Воробьишко махал крыльями и хотел летать.

2 уровень
Спишите, связывая слова в словосочетание. Определите падеж имен существительных.
Щука (река), роща (гора), дымок (село), переходили (дорога), осока (озеро), положили (поляна), побежали (река), зверь (клетка).

3 уровень

  1. Просклоняйте слова: «птица», «лось».
    И.п. - В.п. -
    Р.п. - Т.п. -
    Д.п. - П.п. -

    Задание №5

Укажи существительные в данном падеже:

Р.п П .п Т. п

С ковром на стуле с добротой

В страну к другу к дому

От сирени в поезде со сказкой

Без пальто под землей в шляпе

Сквозь туман от берега


Задание №6

Спиши, вставь пропущенные буквы. Определи падеж имен существительных.

На у...кой тр...пинке м...розец пр...хв...тил к...мки грязи. Снег облож...л все дерев...я.



Падежные окончания имён существительных.

Задание №1

1 уровень.
Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).

2 уровень.
Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падежи и склонения. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .
3 уровень.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж. Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .

Задание №2

Вставь пропущенные буквы:

О букашк..., орадост... , из шерст..., по милост..., по травинк..., из земляник..., о вишн... .

Задание №3

Укажи склонение и падеж имен существительных:

Тр...пинка шла вдоль прибрежного обрыва. Она изв...валасъ в тени ст.летних маслин.


Множественное число (склонение).

Задание №1

1 уровень.
Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .
Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.


2 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных.
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).

3 уровень. Просклоняй во множественном числе существительные бури, грибы.


Мягкий знак у существительных с шипящей на конце.


  1. Вставь, где нужно, букву Ь:

а) Экипаж_ стоял, его окружали чёрные фигуры.

б) Силач_ отступил в изумлении и сжал кулаки.

в) Дремлет чуткий камыш_, тиш_ безлюдье вокруг.

  1. Запиши слова в 2 столбика (1 - с Ь, 2 - без Ь):

Обруч_ , дич_ , саквояж_ , плащ_ , тягач_ , гуаш_ , тираж_ ,чиж_, рож_ ,плач_, мелоч_, гуляш_, роскош_, престиж_, смерч_, глуги_ .

  1. Подчеркни слова без Ь на конце:

борщ_ плющ_ лещ_

печ _ брош_ стриж_

матч_ клещ_ пустош_


  1. Укажи «лишнее слово», подчеркнув его. Объясни, почему.

Печ_, дрож_, брош_, гореч_, матч_, реч_, гореч_.

Стол, дождь, утро, гулял, сын, мел, краски. Желтый, дверь, девочка, книга.

Они, окно, ручка, дерево, небо. Облака, солнце, летит, радуга.


© 2010-2022