Конспект урока по русскому языку на тему: Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Цели урока: 1) уяснить, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов, что подчинительные союзы и союзные слова могут быть омонимами; 2) познакомить учащихся с приёмами различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов, научить определять, каким членом придаточного предложения является союзное слово, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений, составлять схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами.

Ход урока

  1. I. Лингвистическая разминка

1.Словарный диктант (Один ученик работает у доски, остальные -в тетрадях ,проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописание каждого слова)

Участник, прочувствованный, расчет , карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.

2.Грамматическое задание.

1-й вариант: выделить слова с приставками;

2-й вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.

II. Объяснение нового материала.

  1. Подчинительные союзы и союзные слова.

Один из трудных вопросов ,касающихся СПП, как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.

В качестве союзных слов ,связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия( где, когда, куда, откуда, отчего, как и т.д.). Сомнения возникают ,когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста понять различие невозможно.

Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения , к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.

Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):

1)Все понимают, что сейчас решается судьба страны.

В данном случае «что» - подчинительный союз : он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом.

2) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне(А. Ахматова, «Мужество»). «Что» в обоих случаях - союзное слово, так как является членом предложения (подлежащим) , отвечает на вопрос что? Первое «что» можно заменить, к примеру, словом «судьба» , второе - словом «трагедия»

Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется , а служебное слово - союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазанно.

Обратим внимание ,что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит. Почему?

  1. Причина отсутствия запятой - общее главное предложение «Мы знаем», а два придаточных предложения рассматриваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относящемуся к сложносочиненным предложениям с общим второстепенным членом.

  2. Схемы сложноподчиненных предложений.

Условимся обозначать главные предложения квадратными скобками, а придаточные - круглыми. Отметим аналогию с ролью квадратных и круглых скобок в математике. Вспомним, что для обозначения сложносочиненных предложений применяются только квадратные скобки , т.к. предложения равноправны.

Предлагаю в схемах союзные слова вносить в скобки : они являются членами предложения, а союзы оставлять за скобками : их роль вспомогательная , служебная; они не члены предложения.

Изобразим схематически наши предложения :

  1. [ ] , что ( ).

  2. [ ] , (что…) и (что…).

- Как отличить союзное слово что от союза что?

Заполняем таблицу «Как отличить союз от союзного слова»



Союз

Союзное слово

1. Не может быть выделен логическим ударением.

2. Можно заменить другим союзом.

3. Иногда союз можно опустить.

4. Не является членом придаточного предложения

1. Произносится с ударением, обычно выделяется и логическим ударением.

2. Можно заменить другим союзным словом или тем словом главной части предложения, к которому относится придаточная часть.

3. Союзное слово нельзя опустить.

4. Является членом придаточного предложения

Девятиклассники делают вывод, что подчинительные союзы не являются членами предложения, их функция - быть средством связи между частями сложноподчинённого предложения. Союзные слова - это самостоятельные части речи (относительные местоимения, наречия).

Учащиеся читают теоретический материал на с. 58, 60,61, 62.

III. Закрепление материала.

1. Из упр. 93 ученики выписывают сложноподчинённые предложения, расставляют знаки препинания, союзные слова подчёркивают как члены предложения, союзы заключают в овал.

2. Выборочный диктант по упр. 94.

Учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, союзные слова подчёркивают как члены предложения, союзы заключают в овал.

3. В упр. 97 учащиеся составляют схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами по образцу.

  1. Анализ предложений :

  1. Эту семейную историю я столько раз слышал , что знал ее почти наизусть.

,Если б мишки были пчелами, то они бы нипочем, никогда бы не подумала так высоко строить дом.

  1. Чем дальше в лес, тем больше дров.

  2. Никогда не говори о том, чего не знаешь.

В каких предложениях встречаются двойные союзы , а в каких - указательные слова?

(Двойные союзы - в предложениях 2 (если- то)и в 3 (чем - тем);

Указательные слова - в предложениях 1 (столько), 2(так) и4( о том).)

IV.Словарная работа

Записать в словарик слова в рамках на с. 58,59,62, составить словосочетания, предложения, обратить внимание на произношение

V. Занимательная лингвистика

Найдите предложения ,в которых что является союзом ; определите роль остальных «что» :

  1. О нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

(А.Блок)

(что - относительное местоимение, дополнение)

2) а) Знаю я ,что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

(что - подчинительный союз)

б)Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

(что =которые - относительное местоимение, подлежащее)

(С.Есенин)

VI. Домашнее задание: § 20, упр. 95 или упр. 96 (по выбору учащихся).



© 2010-2022