Конспект урока по русскому языку на тему Не с причастиями

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Правописание Не с причастиями».

Класс: 7
Учебник: «Русский язык. 7 класс», Москва, «Просвещение», 2012г., авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Тип урока: урок освоения нового материала
Цели урока: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания Не с причастиями, научить применять правило слитного и раздельного написания Не с причастиями

Оборудование: карточки с заданиями (в приложении).

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

На карточке:

(не)большая усадьба; сильный (не)дуг; глядя на (не)приятеля; (не)ряшливый человек; звучала (не)скромность, а дерзкая гордость; (не)скошенные луга; ночь (не)светлая, а тёмная; (не)законченное строительство; вовсе (не)уютный день.

1 гр. - не с сущ. и прил. - слитно

2 гр. - не с сущ. и прил. - раздельно.

3 гр. - не с ? - ?

- Начнем урок с работы на карточке. Работать будем в парах. Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте к ней задание.

Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на 3 гр.

В 1 гр. включить материал, в котором НЕ пишется с именами сущ. и прил. слитно.

Во 2 гр. - материал, в котором НЕ пишется с сущ. и прил. раздельно.

При работе с 3 гр. надо определить, со словами какой части речи употр-ся Не и как они пишутся.

Учащиеся работают в парах 2-3 мин.

- Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с сущ. и прил. Подтвердите свой ответ примерами.

- ….Не пишется раздельно с сущ. и прил.



  1. Формулирование темы и цели урока.

- Назовите оставшиеся на карточках словосочетания. Определите, со словами какой части речи употребляется в них НЕ, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

В словосочетаниях нескошенные луга, незаконченная постройка НЕ употр-ся с причастиями. Значит, тема урока: Правописание НЕ с причастиями.

Сформулируйте цель урока: познакомиться с правилом написания НЕ с причастиями; учиться правильно писать НЕ с причастиями.



  1. Изучение нового материала.

Учитель чертит таблицу на доске. Учащиеся в тетради.

Не с причастиями

слитно

раздельно

Негодующий возглас

Незаконченное строительство

Не законченное, а приостановленное строительство

Не законченное вовремя строительство

Строительство не закончено

-Рассмотрите таблицу внимательно. Подумайте, когда Не с причастиями пишется слитно, а когда - раздельно.

Учащиеся анализируют таблицу, формулируют правило.

- Сравним изученный материал с материалом учебника - п. 24, стр. 67.

- Составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

- Скажите, как надо написать оставшееся из первого упражнения словосочетание. Измените его так, чтобы причастие писалось раздельно (нескошенные луга и не скошенные вовремя луга).

4. Закрепление изученного материала.

На слайде.

Упражнение 1

Лёд (не)окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.
Вчерашнее событие произвело на всех (не)изгладимое впечатление.
Радость труда (не)сравнима ни с какими другими радостями.
Это было (не)ласкающее нежное дуновение, а сухой горячий ветер.
Заря, ещё (не)закрытая черной тучей, освещала окна. (синтакс.разбор)

Учитель. Работу по второй части сформулированной вами цели урока мы уже начали. Продолжим её при выполнении упражнения

1. Прочитайте написанные на доске предложения. Сопоставьте их с таблицей, при анализе которой вы вывели правило о написании не с причастиями. Предложите свои варианты заданий к этому упражнению.

Ответы учащихся.

Написать предложения в соответствии с примерами таблицы.

Задание выполняют сначала коллективно, затем индивидуально, проверяют его и повторяют правило о написании не с причастиями.

Учитель. Приведите по два примера на разные случаи написания безударной гласной в корне.

Ласкающее, освещала - с проверяемой безударной гласной в корне; вчерашнее, впечатление - с непроверяемой безударной гласной в корне; горячий, заря - с чередующейся гласной в корне.

Учащиеся объясняют их написание.

  1. Рефлексия.

- О чем говорили на уроке?

- Реализовали ли цели урока?

- Что вызвало затруднения?



  1. Итог урока. Домашнее задание - п.24, упр. 133, 135

Приложение.

(Не)большая усадьба; сильный (не)дуг; глядя на (не)приятеля; (не)ряшливый человек; звучала (не)скромность, а дерзкая гордость; (не)скошенные луга; ночь (не)светлая, а тёмная; (не)законченное строительство; вовсе (не)уютный день.

1 гр. - не с сущ. и прил. - слитно

2 гр. - не с сущ. и прил. - раздельно.

3 гр. - не с ? - ?

Упражнение 1

Лёд (не)окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.
Вчерашнее событие произвело на всех (не)изгладимое впечатление.
Радость труда (не)сравнима ни с какими другими радостями.
Это было (не)ласкающее нежное дуновение, а сухой горячий ветер.
Заря, ещё (не)закрытая черной тучей, освещала окна.

© 2010-2022