Методические рекомендации по теме Концепт-Дом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОТА НАД КОНЦЕПТАМИ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Проблема низкого уровня речевого развития сельских школьников, проявляющаяся в примитивности, бедности лексики, неполноценности слов, является общепризнанной среди учителей и методистов.

Стремление научить детей грамотно и красиво писать, знать правила орфографии, умение их применять отодвигает на второй план совершенствование умения выражать свои мысли в разных коммуникативных ситуациях.

Лингвокультурологический подход к обучению помогает формировать у школьников позитивное личностное отношение к слову, способствует развитию образной речи, облегчает работу над орфографией и грамматикой.

Изучение слова не только с точки зрения лингвистики, но и с точки зрения мышления и логики, т.е. как концепта, «сгустка культуры в сознании человека», позволяет реализовать метапредметный подход на уроках русского языка.

По мере развития ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. При работе над обогащением активного словаря учащихся, изучении фонетики, грамматики, словообразования, лексики, морфологии учителем проводится работа с концептами. Системный подход в обучении языку позволяет учитывать не только значение слова, но и его философию.

Многие слова вызывают различные ассоциации.

Рассмотрим приёмы работы со словами-образами в лингвокультурологическом аспекте на примере художественного концепта ДОМ. (Данные приёмы могут быть использованы как этапы проекта: творческого, исследовательского и т. д.)

-Какая картина возникает в вашем сознании? С каким цветом, запахами, звуками ассоциируется это слово? Назовите чувства, связанные со словом ДОМ.

-Из каких звуков состоит (твёрдых, мягких, глухих, звонких)? Количество слогов? Какие ассоциации в связи с этим у вас возникают?

-Подберите однокоренные слова.

-Подберите синонимы, антонимы. Определите, однозначное или многозначное.

Работа над лексическим значением проводится по толковому словарю. В словарных статьях «Русского ассоциативного словаря» зафиксировано 68 разных ассоциаций к этому слову. Лексическое значение обогащается его этимологией: с древних времён понятие ДОМ связано с дихотомией ПОДВИЖНОСТЬ-ОСЕДЛОСТЬ. Славянское название дома, башни и т.п., этимологически производное от «везти», обозначает повозку, дом на колёсах. С 11 века слово ДОМ толкуется как «жилище», «хозяйство», «семья», «род», «храм». В «Словаре древнерусского языка»(11-17вв) представлены разные виды домов: домъ людьскыи, домъ мирьскыи, домъ светский, домъ коупильныи (торговый), объщии (гостиница), темьничьный (тюрьма, темница), домъ цесарьскыи (царский дворец), т.е в древнерусском языке слово ДОМ обозначало не только жилище, но и всё перечисленное выше. Также оно обозначало имущество, достаток, род, племя, народ. Дом- это и храм. Основное значение было кров, жилище. На данном этапе будет уместным реализовать этнокультурный компонент. С понятием ДОМ в хакасском языке связаны такие понятия как ИБ (круг): агас иб, тос иб, хахпас иб, киис иб. В 1 половине 18 в появляется понятие ТУРА(город) в значении дом, здание, комната, острог, деревня. Слово ЧУРТ обозначало дом, приют, место жительства, урочище, поместье, жизненный уклад, страна, родина. Есть в языке понятие алачых- шалаш, навес, одаг- шалаш. Этимология концепта - интересная и увлекательная тема исследовательского проекта для учащихся 5-7 классов

Данные словарей, научных статей свидетельствуют о том, что слово ДОМ на протяжении длительного времени использовалось в разных значениях, фиксировало представления, связанные в сознании и русского, и хакасского народа с такими понятиями как место проживания, хозяйственная деятельность, государство, родина.

Всё это нашло отражение и в литературе. При составлении проекта можно рассмотреть концепт ДОМ в пословицах, поговорках, загадках, народных песнях; стихотворениях С.Есенина («В хате», «Я покинул родимый дом»), в ранних рассказах Л.Н.Толстого, произведениях писателей, поэтов, художников Хакасии.

Для развития речи учащихся предлагается включить слово в словосочетания, предложения, составить связный текст.

Лингвокультурологический подход к изучению русского языка позволяет дать материал для обогащения языковых и культурологических знаний учащихся.

Работа с концептами во многом строится на анализе авторских текстов, произведений устного народного творчества, где встречается слово-концепт. Важно нацелить детей на запоминание авторских выразительных средств с последующим использованием в собственных высказываниях.

Необходимо создавать условия, при которых абстрактные понятия попадают в «окно сознания» ученика, объективируясь посредством слова. Одним из таких условий может стать установка на работу чувств, творческого воображения, образно-ассоциативного мышления.

Анализ текстов позволит сопоставить различные культурные традиции, связанные с концептом.

Практическое применение знаний и умений в работе с концептами позволяет сформировать умение использовать слова правильно и уместно (составление словосочетаний, предложений с заданными словами, близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала, рассказ по наблюдениям, по картинам и иные сочинения). Задания творческого характера развивают мышление, активизируют воображение и фантазию ребят.

Русский язык - сильнейшее средство воспитания. Усваивая язык, человек познаёт мир, учится жить в нём, приобретает нравственные ценности, приобщается к духовным богатствам, хранимым языком.

Концептная методика предполагает целенаправленное «восхождение» ученика от фрагментарного знания к знанию целостному и ценностному.

Литература:

1.Кузьмина Е. Золотой Иван Иваныч. Учительская газета. №47 от 23 ноября 2010. - с.7.

2.Дом в раннем творчестве Л.Н.Толстого и А.И.Солженицына. Русская словесность.№1.-2009.-с.76.

3.Земля, дом, семья в русской прозе второй половины 20 века. Литература в школе.№6.-2009.

4. Потапов Л.П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов (17-19вв).-Абакан.,1952.-с.205.

5. Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999.-с.157., 224.

© 2010-2022