- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конструкт урока по русскому языку на тему Три склонения имен существительных (5 класс)
Конструкт урока по русскому языку на тему Три склонения имен существительных (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Папельцева О.В. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конструкт урока по русскому языку
в 5 классе по теме «Три склонения имени существительного»
Пояснительная записка
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихсяв соответствии с
требованиями ФГОС при решении учебной задачи: повторение и обобщение понятия «три склонения имен существительных», формирование умения опознавать склонения имен существительных.
Личностные результаты:воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
личностные УУД (мотивация):умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение строить логические рассуждения и делать выводы;
личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
.
Предметные результаты: научиться определять склонения имен существительных; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных.
Место урока в теме: урок изучения нового материала.
Оборудование, раздаточный материал: мультимедийная презентация.
№
Этапы урока
(решение учебной задачи)
Совместная деятельность
Ведущие
УУД
Личностные
результаты
Предметные
результаты
1.
Мотивационный
постановка проблемы
Учитель: Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.
- Какие же названия предметам дает имя существительное?
Ученики: живые существа (девочка..); явления природы: (гроза…), действие как предмет (бег…); признак как предмет (синь…)
Учитель: Назовите морфологические признаки имени существительного:
Ученики: обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто?что? относится к м.р., жен.р., ср.р.; изменяется по падежам и числам.
Учитель: Сегодня мы продолжим изучение имени существительного
личностные
формирование мотивации
Развитие познавательного
интереса
Осознание проблемы:
Что называется склонением имен существительных? Как определить к какому склонению относится имя существительное.
2.
Принятие цели
планирование
деятельности
Учитель: Даны слова, запишите их, вписав орфограммы:
Т…варищ, к…р…ндаш, полноч…, завтр…к, меб…ль, п…л…тенце, п…мидор, ст…кан, месс…ц, обл…ко, н…деля, а…(л,лл)ея, т…традь, маш…на .
- Что можете сказать об этих словах? Определите их род? На какие группы можно разбить слова? Назовите тему урока.
Формулируем тему урока и цель:
Тема нашего урока: «Три склонения имён существительных».
Сообщение цели урока: совершенствовать умение определять склонение имен существительных
Записываем тему урока в тетрадь.
регулятивные
целеполагание,действия по образцу
Ответственность, усвоение этических норм
Осознание цели деятельности и планируемого результата:
Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные
Пытаются сформулировать правило .
3.
Выбор способов и действий
актуализация прошлого опыта,
недостаток опытных знаний
Сколько существует склонений в русском языке?
Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.
Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.
коммуникативные
работа с информацией,
работа в коллективе, в группе
Любознательность,
доброжелательность к другим,
усвоение норм морали
Осознание потребности в новом способе действий:
поиск способа определения склонений имен существительных
4.
Анализ
открытие нового способа действий
Давайте вспомним план «Как определить склонение имён существительных?»
познавательные
анализ
Формирование рефлексии
Освоение нового способа деятельности:
поиск алгоритма при определении склонения
Проблемный вопрос, связанный со словом «тушь».
Придумать 4 предложения, где бы слово «туш?» было в разных значениях.
Орфограмма «Ь знак после шипящих». (учитель делает акцент, что изучение склонений имён существительных играет важную роль!!!)
Учащиеся вспоминают орфограмму, делают выводы, записывают теорию в тетрадь
2 скл.(м.р.) - 3 скл (ж.р.).- ь
Задание №1. Запишите данные существительные в столбики в зависимости от склонения. Там где это нужно, допиши букву ь. Обозначь орфограмму.
Луч_, лож_, пустош_, палач_, врач_, помощ_, мощ_, полночь, горечь, дрож_, сторож_, мираж_, экипаж_, брош_, гараж_, карандаш_, макияж_, вояж_, роскош_, пейзаж_.
Задание №2. Найди «лишнее» слово.
Житель, огонь, радость, вихрь
Земля, карта, стол, улица
Дочь, радость, любовь, путь
Солнце, лес, счастье, поле
Дядя, кошка, братишка, папа
5.
Творческий этап
применение способа к
новым ситуациям
- Прочитайте текст. Понаблюдай, какой связью - цепной или параллельной - связаны предложения.
Лёлька продолжает стоять на месте, а потом опускается на скамейку.
В степи цветет лаванда. Её бархатные лиловые цветы залили степь широким разливом. Она издает тонкий аромат. И утренний свежий ветер пахнет лавандой.
Постепенно к Лёльке возвращается покой. Солнце касается её лица. Оно пригревает чуть припухшую нижнюю губу и коленки и цветы на сарафане. Цветы не вянут, будто их стебельки опущены в воду.
- Выберите имена сущ., выпишите их и обозначьте их склонение.
Проверка:
личностные
творчество
Развитие креативных способностей
Решение творческой задачи:
Почему так важно правильно определять тип склонения имен существительных? ( Относясь к разным склонениям, в одних и тех же падежах существительные имеют различные окончания).
Получается, чтобы правильно писать безударное окончание имен существительных, надо знать не только тип склонения слова, но и его падеж.
6.
Контроль и оценка
решение заданий повышеннной сложности
освоения нового способа действий
В это время желающие проходят интерактивный тест: «Склонение имен существительных»
Я думаю, что наш сегодняшний урок прошёл с пользой. Ведь мы не только научились определять склонение имен существительных, но ещё и получили много полезной информации.
Мне хочется, чтобы вы поделились со мной впечатлениями, полученными от урока. А для этого попрошу вас закончить следующие предложения:
1. На уроке мы повторяли склонение имён существительных и пришли к выводу, что все существительные относятся к ………..склонениям.
2. Чтобы правильно определить склонение существительного, нужно поставить его…
3. Помимо того, что на уроке повторяли склонение существительных, мы…
4. Особенно интересными мне показались следующие задания…., потому что…
5. Обращусь к цели, поставленной в начале урока…, сделаю вывод о том, что она…
Рефлексия
Учитель: На мой взгляд, цель нашего урока была достигнута Пришла пора выбрать самых активных участников урока и оценить их деятельность.
Домашнее задание:
Из книги, которую ты сейчас читаешь, выпиши небольшой отрывок (5-6 предложений), в которых встречались бы имена
существительные всех трех склонений. Подчеркни имена существительные, укажи склонение и падеж. Выполни морфологический разбор одного имени существительного.
регулятивные
контроль, коррекция, оценка
Формирование способности
к самосовершенствованию
Оценка достижения планируемого результата:
решена проблема урока, узнали, как различать склонения имен существительных
Оценка и самооценка результатов деятельности
Домашнее задание
-
Сказка: «Имя существительное»: В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? и что? А звали ее Существительное. И было у нее три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье. Оно могло быть собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным. Существительное изменилось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. Так они жили - поживали да добра наживали.
Выводы о достижении целей урока: цель урока достигнута. Сформулировано правило определения склонения имен существительных, проведена отработка данного правила на письме, проверены полученные знания.