Конструкт урока по русскому языку на тему Три склонения имен существительных (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт урока по русскому языку

в 5 классе по теме «Три склонения имени существительного»

Пояснительная записка

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихсяв соответствии с

требованиями ФГОС при решении учебной задачи: повторение и обобщение понятия «три склонения имен существительных», формирование умения опознавать склонения имен существительных.

Личностные результаты:воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация):умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение строить логические рассуждения и делать выводы;

личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

.

Предметные результаты: научиться определять склонения имен существительных; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных.

Место урока в теме: урок изучения нового материала.

Оборудование, раздаточный материал: мультимедийная презентация.

Этапы урока

(решение учебной задачи)



Совместная деятельность

Ведущие

УУД


Личностные

результаты




Предметные

результаты



1.

Мотивационный

постановка проблемы

Учитель: Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

- Какие же названия предметам дает имя существительное?

Ученики: живые существа (девочка..); явления природы: (гроза…), действие как предмет (бег…); признак как предмет (синь…)

Конструкт урока по русскому языку на тему Три склонения имен существительных (5 класс)

Учитель: Назовите морфологические признаки имени существительного:

Ученики: обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто?что? относится к м.р., жен.р., ср.р.; изменяется по падежам и числам.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение имени существительного

личностные

формирование мотивации

Развитие познавательного

интереса

Осознание проблемы:



Что называется склонением имен существительных? Как определить к какому склонению относится имя существительное.


2.

Принятие цели

планирование

деятельности

Учитель: Даны слова, запишите их, вписав орфограммы:

Т…варищ, к…р…ндаш, полноч…, завтр…к, меб…ль, п…л…тенце, п…мидор, ст…кан, месс…ц, обл…ко, н…деля, а…(л,лл)ея, т…традь, маш…на .

- Что можете сказать об этих словах? Определите их род? На какие группы можно разбить слова? Назовите тему урока.

Формулируем тему урока и цель:

Тема нашего урока: «Три склонения имён существительных».

Сообщение цели урока: совершенствовать умение определять склонение имен существительных

Записываем тему урока в тетрадь.

регулятивные

целеполагание,действия по образцу

Ответственность, усвоение этических норм


Осознание цели деятельности и планируемого результата:

Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные


Пытаются сформулировать правило .

3.

Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта,

недостаток опытных знаний

Сколько существует склонений в русском языке?

Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.

Конструкт урока по русскому языку на тему Три склонения имен существительных (5 класс)

Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.

Конструкт урока по русскому языку на тему Три склонения имен существительных (5 класс)

коммуникативные

работа с информацией,

работа в коллективе, в группе


Любознательность,

доброжелательность к другим,

усвоение норм морали


Осознание потребности в новом способе действий:


поиск способа определения склонений имен существительных










4.

Анализ

открытие нового способа действий

Давайте вспомним план «Как определить склонение имён существительных?»

Конструкт урока по русскому языку на тему Три склонения имен существительных (5 класс)

Конструкт урока по русскому языку на тему Три склонения имен существительных (5 класс)

познавательные

анализ

Формирование рефлексии

Освоение нового способа деятельности:


поиск алгоритма при определении склонения






Проблемный вопрос, связанный со словом «тушь».

Придумать 4 предложения, где бы слово «туш?» было в разных значениях.

Орфограмма «Ь знак после шипящих». (учитель делает акцент, что изучение склонений имён существительных играет важную роль!!!)

Учащиеся вспоминают орфограмму, делают выводы, записывают теорию в тетрадь

2 скл.(м.р.) - 3 скл (ж.р.).- ь

Задание №1. Запишите данные существительные в столбики в зависимости от склонения. Там где это нужно, допиши букву ь. Обозначь орфограмму.

Луч_, лож_, пустош_, палач_, врач_, помощ_, мощ_, полночь, горечь, дрож_, сторож_, мираж_, экипаж_, брош_, гараж_, карандаш_, макияж_, вояж_, роскош_, пейзаж_.

Задание №2. Найди «лишнее» слово.

Житель, огонь, радость, вихрь

Земля, карта, стол, улица

Дочь, радость, любовь, путь

Солнце, лес, счастье, поле

Дядя, кошка, братишка, папа




5.

Творческий этап

применение способа к

новым ситуациям

- Прочитайте текст. Понаблюдай, какой связью - цепной или параллельной - связаны предложения.

Лёлька продолжает стоять на месте, а потом опускается на скамейку.

В степи цветет лаванда. Её бархатные лиловые цветы залили степь широким разливом. Она издает тонкий аромат. И утренний свежий ветер пахнет лавандой.

Постепенно к Лёльке возвращается покой. Солнце касается её лица. Оно пригревает чуть припухшую нижнюю губу и коленки и цветы на сарафане. Цветы не вянут, будто их стебельки опущены в воду.

- Выберите имена сущ., выпишите их и обозначьте их склонение.

Проверка:

личностные

творчество








Развитие креативных способностей


Решение творческой задачи:


Почему так важно правильно определять тип склонения имен существительных? ( Относясь к разным склонениям, в одних и тех же падежах существительные имеют различные окончания).

Получается, чтобы правильно писать безударное окончание имен существительных, надо знать не только тип склонения слова, но и его падеж.





6.

Контроль и оценка

решение заданий повышеннной сложности








освоения нового способа действий

В это время желающие проходят интерактивный тест: «Склонение имен существительных»

Я думаю, что наш сегодняшний урок прошёл с пользой. Ведь мы не только научились определять склонение имен существительных, но ещё и получили много полезной информации.

Мне хочется, чтобы вы поделились со мной впечатлениями, полученными от урока. А для этого попрошу вас закончить следующие предложения:

1. На уроке мы повторяли склонение имён существительных и пришли к выводу, что все существительные относятся к ………..склонениям.

2. Чтобы правильно определить склонение существительного, нужно поставить его…

3. Помимо того, что на уроке повторяли склонение существительных, мы…

4. Особенно интересными мне показались следующие задания…., потому что…

5. Обращусь к цели, поставленной в начале урока…, сделаю вывод о том, что она…

Рефлексия

Учитель: На мой взгляд, цель нашего урока была достигнута Пришла пора выбрать самых активных участников урока и оценить их деятельность.

Домашнее задание:

Из книги, которую ты сейчас читаешь, выпиши небольшой отрывок (5-6 предложений), в которых встречались бы имена

существительные всех трех склонений. Подчеркни имена существительные, укажи склонение и падеж. Выполни морфологический разбор одного имени существительного.

регулятивные

контроль, коррекция, оценка


Формирование способности

к самосовершенствованию


Оценка достижения планируемого результата:


решена проблема урока, узнали, как различать склонения имен существительных




Оценка и самооценка результатов деятельности


Домашнее задание

  • Сказка: «Имя существительное»: В Морфологическом государстве, в городе Орфография, на горе Культура речи, жила-была самостоятельная часть речи. Она обозначала предмет и отвечала на вопросы кто? и что? А звали ее Существительное. И было у нее три рода: мужской, женский и средний. И три склонения: первое, второе и третье. Оно могло быть собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным. Существительное изменилось по падежам и числам. А в предложении чаще всего являлось подлежащим, дополнением и обстоятельством. Так они жили - поживали да добра наживали.

Выводы о достижении целей урока: цель урока достигнута. Сформулировано правило определения склонения имен существительных, проведена отработка данного правила на письме, проверены полученные знания.




© 2010-2022