Сценарий урока по русскому языку на тему Односоставные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока ( занятия) : урок знакомства с новым материалом.

Место урока в теме: первый урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит знакомство с группами односоставных предложений, их отличительными особенностями.

Класс: 8 класс

Предмет: Русский язык

Цель урока:

1.Повторение понятия грамматической основы предложения (подлежащее и сказуемое), способ выделения ГО.

2.Знакомство с другим составом грамматической основы.

Что осваивают: способ определения вида односоставного предложения.

Что знают к началу занятия: подлежащее и способы его выражения, сказуемое и способы его выражения.

Задачи:

  • образовательная: создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смыслу и по способу выражения сказуемого.

  • развивающая: создать условия для развития умения определять вид односоставного предложения, доказывать свое предположение.

  • воспитательная: создать условия для развития интереса к исследуемому предмету, повышения культурного уровня учащихся.

Используемые учебники и учебные пособия: любой УМК

Используемое оборудование: презентация «Односоставные предложения», рабочий лист у каждого ученика

Единица содержания: Способ определения односоставного предложения (ОП) и его виды. Через мышление и коммуникацию, осуществляя ряд действий на различение двусоставных и односоставных предложений, на определение способа выражения главного члена односоставного предложения, у детей формируется понимание того, что перед ними новый тип простого предложения. По выявленным признакам этого типа предложения сами проводят рефлексию.

Тип содержания - мыследеятельностный. По традиционной методике даются готовые способы определения ОП и его видов ( таблицы, схемы, теоретический материал параграфа). При этом большинство детей не могут запомнить особенности видов ОП: либо зубрят, либо успешно забывают их. При использовании МДП ученики сначала осваивают подход и, используя его, сами выводят правило (способ) определения вида ОП.

Технология, обеспечивающая освоение единицы содержания:

задачная форма организации учебного процесса (ЗФО). Используя данную технологию, педагог формирует у детей новые способы мышления. Попадая в ситуацию невозможности получить результат сразу, имея уже определённые знания, ученики самостоятельно осуществляют практическую деятельность, направленную на решение поставленной задачи. В результате они открывают для себя новое в исследуемом предмете.

План урока ( занятия) :

1. Актуализация внимания учащихся

2. Постановка проблемы

3. Исследовательская работа в группах

4. Первичное закрепление

5. Рефлексия

6. Задание на дом

Учащиеся работают в группах ( 4 группы)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный

момент

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами, надеюсь на полное взаимопонимание. Начнем урок, подпишите рабочие листы.

Дети подписывают рабочие листы


2. Актуализация знаний о простом предложении

Слайд №1. Начался урок.

-Скажите, как изменится предложение, если глагол «начался» заменить глаголом «начнем»?

-Найдите грамматическую основу, сколько представлено главных членов?




-О каких предложениях будем говорить?

Предложение получится с одним главным членом. Но могут этого и не сказать. Тогда выходим на известный детям способ работы с предложением- нахождение грамматической основы.

Два. При замене другим глаголом « начнём» предложение станет с одним главным членом.

Дети могут сказать «односоставные», а могут и не сказать. Если не скажут, то учитель выводит детей на слово «состав» - в предложении только один состав - состав сказуемого. А состав сказуемого и подлежащего они изучали на предыдущих уроках. Раз один состав какого-либо главного члена - значит односоставные, два состава главных членов - двусоставное.)

Будем говорить об односоставных предложениях.

Познавательные:

учащиеся анализируют состав предложения, самостоятельно формируют вывод.

Регулятивные:

понимают недостаточность использования старого способа действия, работают с информацией, ставят цели, удерживают и сохраняют учебную задачу на данном этапе урока.

Личностные:

Учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведет их к успеху.

Коммуникативные:

учащиеся внимательно слушают варианты ответов одноклассников; выдают собственные версии, стараются учитывать корректировку.

Как будем различать двусоставные и односоставные предложения?

По составу грамматической основы: если грамматическая основа представлена одним главным членом - предложение односоставное, если двумя -двусоставное.)


-Сравните предложения:

(1) Начну урок.

(2) Начнем урок.

(3)Начните урок.

(4) Начали урок.

(5) Начнут урок.

(6) Урок.

-Что наблюдаем?

-Почему разные?




-От чего зависит это многообразие (разнообразие)? Случайно ли оно?

-Что хотели бы узнать по теме «Односоставные предложения»? Чему научиться?

Предложения односоставные, но разные.



Дети могут предложить разные варианты ответов: разные главные члены в предложениях - либо подлежащее, либо сказуемое. В предложениях 1,2,3,4,5 главный член - сказуемое, а в предложении 6- подлежащее. Может быть, скажут, что сказуемые выражены разными формами глаголов. Значит, это разные виды предложений с одним главным членом-сказуемым. А могут этого и не увидеть.

Тогда учитель обращает внимание на многообразие предложений с одним главным членом - сказуемым.


Учащиеся ставят перед собой цели: познакомиться с односоставными предложениями, научиться определять их вид, узнать, зачем мы употребляем эти предложения и в каких жизненных ситуациях.

3.Такт1. Ситуация учения-обучения






4. Такт 2. Исследовательская работа в группах






















Такт 3. Работа в группах

















Такт 4. Работа в группах. Первичное закрепление.






Задание на дом.

Школьная пора! Всегда вспоминаю с радостью. О ней слагают стихи и песни. Хочется вернуться туда.

-Что можете сказать об этих предложениях?

-Как определили?

-На какие группы можно разделить эти односоставные предложения?





-Предположите, какие названия этим группам дали ученые-лингвисты?

- Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование .

-Соотнесите высказывания лингвистов с примерами односоставных предложений (покажите стрелками). Подготовьтесь к обоснованию своего результата.


Что учитывали, когда находили соответствие?



-Как вы можете прокомментировать ещё одно высказывание русского лингвиста Ф.И.Буслаева: «…нет ни одного предложения, которое состояло бы только

из подлежащего».

-Академик А.А.Шахматов выделял среди односоставных предложений следующие:

Определённо-личные (о/л)

Неопределённо-личные ( н/л)

Безличные (б/л)

Назывные (н)

-Предположите, почему именно такие названия дал учёный?

-Как будем различать односоставные предложения? Какой способ используем?








-Сравните предложения, определите их

вид. Выберите признаки предложений данного вида из общего перечня признаков и заполните таблицу на доске.Признаки: 1-е или 2-е лицо ед. или мн. ч.; повелит.накл.; 3-е л. мн.ч. наст.или буд. вр.; мн. ч. прош.вр.; безлич. гл.; слово «нет»; инфинитив; категория состояния


-Схемы прикрепляются на доску в следующем порядке:

О/Л - 1-е или 2-е л. ед. и мн. ч.; повелит. накл.

Н/Л - 3-е л. Мн. ч. наст. Или буд. вр.; мн. Ч. прош. вр.

Б/Л - безлич. гл.; слово «нет»; инфинитив; категория состояния

Н - существительное




-Как выполняли задание? Какие действия производили?


-Задание-ловушка. К какой группе отнесете следующие предложения:

1. Потерянное доверие не скоро найдешь.

2. Снявши голову, по волосам не плачут.

-Предположите, как можно назвать такие предложения?

-Почему многие пословицы-предложения обобщённо-личные?


-Определите вид односоставных предложений и объясните свою точку зрения

1. Береги время. …, потому что …

2. Забыли о времени. …, потому что …

3. Жарко. …, потому что …

4. Жара. …, потому что …

-Выразите свое отношение к уроку с помощью односоставных предложений:

1. На каких этапах урока было трудно?

2. На каких этапах - легко?

3. Какие задания были интересны?

4. Что осталось непонятным?


Вы-авторы учебника нового поколения. Напишите памятку для учеников по освоению темы «Односоставные предложения, их виды».


Все они односоставные.

Нашли грамматическую основу.

С одним главным членом - подлежащим и одним главным членом - сказуемым.

( Ученики могут определить эти предложения как глагольные и именные - по типу словосочетаний; могут определить как подлежащные и сказуемные - в лингвистической литературе некоторые учёные определяют как подлежащные и бесподлежащные; могут предложить ещё варианты.

Дети работают с таблицей.

Познавательные:

Проблемная ситуация: чтобы определить виды ОП, нужно использовать какой-то новый способ действия. В процессе выполнения задания дети анализируют, осуществляют поиск (исследуют), строят логическую цепь рассуждения, доказывают.

Личностные:

В результате выполнения задания формируется способность к самооценке, мотивация достижения, интерес к учебному материалу.

Коммуникативные:

Слушают ответы одноклассников, выдвигают собственные версии.

1. … действие или состояние,

которое представлено без участия субъекта действия.

А. Шахматов

1. Всегда вспоминаю с радостью

Познавательные:

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации ( что учитывали при составлении) проводят сравнения (личные местоимения, времена глаголов), выходят на новый способ действия - способ выражения главных членов ( подлежащего и сказуемого).

Регулятивные:

Дети учитывают ориентиры учебной задачи, осуществляют контроль и самоконтроль.

Коммуникативные:

В ходе выполнения задания ученики действуют в группах для того, чтобы найти верное решение: учитываются разные мнения, стремятся к координации действий, формулируют собственное мнение, договариваются, приходят к общему решению, стремятся быть корректными в высказываниях.

Личностные:

Обсуждение проблемы способствует развитию интереса к новому учебному материалу; эмпатии - пониманию чувств других.














Познавательные:

Дети работают в группах по поиску тех признаков по которым им нужно распределить ОП по группам ( о/л, н/л, об/л, б/л, н).

Строят рассуждения на основе практической работы (анализируют состав предложения, способ выражения главных членов).

Регулятивные:

Формирование умения контролировать свою деятельность по алгоритму ( схеме); понимать полученный результат.

Коммуникативные:

Выслушивают мнение партнеров по группам, высказывают свою точку зрения, строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные:

Ситуация успеха вызывает мотивацию к учебе ( ребята убеждаются в истинности своих выводов, что мотивирует их на успех).









Познавательные:

При организации самостоятельной работы у учащихся появляется возможность проверить себя и проверить правильность выполнения задания одноклассниками. Дети применяют полученную информацию на практике.

Регулятивные:

Выполняют учебные действия в речи (учатся ставить вопросы по теме, работать с алгоритмом).

Коммуникативные:

Работая в группе, строят продуктивные взаимодействия со сверстниками.

Личностные:

Осознают качество и уровень усвоения нового способа определение видов ОП.

2. В постановке личного местоимения нет необходимости, поскольку сама форма сказуемого заключает в себе указание на определенное действующее лицо. В.Борковский

2. О ней слагают стихи и песни.

3. Действующее лицо намеренно представляется как неизвестное, как неопределенное.

А. Пешковский

3. Хочется вернуться туда.

В предложениях нет подлежащего, но в 1-ом оно легко восстанавливается по окончанию глагола-сказуемого 1-го лица, во 2-ом-мыслится неопределённо, а в 3-ем-подлежащее не мыслится и не нужно, то есть предложение без лица. Если не смогут выполнить задание, то ученикам предлагается определить способ выражения сказуемого в этих предложениях.

Возможный вариант ответа детей: не согласны.

Выполняя предыдущие задания, видели такое предложение: Урок. Школьная пора!


Возможные варианты ответов учеников: в определённо-личных лицо определено, в неопределённо-личных- не определено, безличные предложения без лица, а в назывных что-то называется.


Основной способ-способ выражения главных членов- либо подлежащего, либо сказуемого.








1-я группа

1.Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр!

(В.Высоцкий)

2.Ждёшь в глазах мою печаль? (Максим)

3.Улыбнись, прикоснись, своих чувств не стыдись…(Д.Билан)

4.Дайте мне найти свою дорогу, люди…(С.Михайлов)

2-группа

1. Потом его без чувств нашли… (М. Лермонтов)

2. Дни поздней осени бранят обыкновенно… (А. Пушкин)

3. И казнили Степана Калашникова смертью лютою… (М. Лермонтов)

4. И на обломках самовластья напишут наши имена… (А. Пушкин)

3-я группа

1. Лужи во дворе морщило и рябило от дождя.

(А. Куприн)

2. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)

3. И нет у нас иного достоянья! (И. Бунин)

4. Не рассуждать! (А. Чехов)

4-я группа

1. Не подарок, а сказка.

2. Ночь, улица, фонарь, аптека…

3. Кредиты малому и среднему бизнесу.

4. Врачи от бога

Предположительно, дети скажут о том, что сначала нашли грамматическую основу. Затем посмотрели, чем выражен главный член предложения. Определили форму глагола-сказуемого. По этим признакам вышли на вид односоставных предложений своей группы.

Подлежащего нет, а действие приписано каждому, оно выражает определенную тенденцию, положение дел, действие представлено обобщенным значением, хотя формы сказуемых характерны для определенно-личных (глагол 2 л. ед. ч) и неопределенно-личных (глаголы 3 л. мн. ч. наст. вр.)

Обобщенно-личные


Они имеют назидательный смысл, рожденный опытом народа.







Возможный вариант памятки:

-Прочитай внимательно предложение.

-Найди грамматическую основу.

-Определи, чем выражен главный член предложения.

-Определи вид односоставного предложения.



© 2010-2022