Статья Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Научить читать, чувствовать характер художественного слова, сделать увлекательным глубокое чтение–понимание, а не “пробег” по захватывающему сюжету, научить любить труд чтения – задача, постоянно встающая перед словесником и решаемая каждым учителем по-разному. Настоящий урок литературы – это единение мысли и чувства, труда души и эстетических переживаний, эмоционального наслаждения и “ добывания” знаний.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.С. Кузнецова

г.Нижний Тагил

Развитие творческих способностей учащихся

на уроках литературы.

Научить читать, чувствовать характер художественного слова, сделать увлекательным глубокое чтение-понимание, а не "пробег" по захватывающему сюжету, научить любить труд чтения - задача, постоянно встающая перед словесником и решаемая каждым учителем по-разному.

Настоящий урок литературы - это единение мысли и чувства, труда души и эстетических переживаний, эмоционального наслаждения и " добывания" знаний. Одной из основных проблем преподавания литературы является проблема "медленного" вдумчивого чтения художественного текста, так необходимого и для анализа произведения, и для эмоционального его восприятия. Так на уроках литературы в среднем звене предпочтение отдаю игре. Важно только, исходя из целевых установок урока, жанра изучаемого произведения, конкретного содержания его, найти форму игры, органично вплести её в ткань урока, чтобы она помогала развитию творческих способностей учащихся.

С самого начала работы с ребятами стараюсь учить быть внимательными к слову. Изучение произведения, в котором встречаются новые для учащихся слова, начинаю игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов или даю задание составить толковый словарь данного произведения или автора. Интересно словарная работа и по пословицам, загадкам.

Одна из задач уроков литературы - помочь учащимся уяснить функцию различных изобразительных средств, овладеть ими на практике. Следовательно, нужна ситуация, которая включилась бы ребята в поиск новых слов. Этому может помочь игра, а развита читательская память, а также доказывающая, что выбор художественных средств зависит от авторской установки. Игра в эпитеты проводит в 2 этапа: 1 этап - работы с текстом из произведения, которое изучается на уроке: вспомнить авторский эпитет. 2 этап: работа с произведением того же автора, но не включённым в программу, необходимо подобрать самостоятельно эпитет, защитить его правомочность, обосновать, сравнить с авторским. Например, при изучении "Кладовой солнца" М.Пришивина предлагаю миниатюрить из его " Лесной капели".

Что же даёт такая работа?

Во - первых, появляется возможность сравнивать синонимические ряды эпитетов, лучше видеть картины, нарисованные писателем. Во-вторых, и это, пожалуй, самое важное, ребята исследуют возможности слов, овладевают ими. Итоги такой работы потом прослеживаются в сочинениях учащихся, речь их становится раскованнее, точнее, эмоциональнее.

Творческое отношение к литературному произведению невозможно без умения понимать, ценить роль детали в художественном тексте. Однако дети часто не умеют видеть её в читаемом, увлекаются только ходом событий. Задержать внимание учащихся на деталях помогают элементы игры. Например "Из какого произведения эта вещь?" или "Герои по воспоминаниям", когда ребята по репликам действующих героев должны представить того или иного отсутствующего ( родители Насти и Митраши в "Кладовой солнца" или Максим Петрович в " Горе от ума"). Развивается воображение учеников, их мышление, внимание к слову и деталям художественного произведения.

Широко распространённый приём-рассказ с изменением лица. Используется этот приём уже после того, как учащиеся достаточно разобрались в характере героя, его поступках, привычках. Так при изучении " Кладовой солнца" предлагаю ребятам рассказать о ссоре детей от имен Насти, Митраши, лося, деревьев. Или в "Васюткином озере" Астафьева предложить варианты "сообщения" Васютки, когда он "сам с собой наедине", рассказ отцу об этом же. Такие задания имеют игровой характер, требуют творческой деятельности, перевоплощения и приучают к внимательному чтению.

Особые трудности связаны с работой над малыми формами. Важно в работе над стихотворением идти от его целостного восприятия. Читаю обычно сама, так как для детей важен не только образец выразительного чтения, но и эмоциональное состояние учителя, момент сопереживания.

Нельзя " скальпировать " поэтический текст, разбирая его с точки зрения теории литературы. Вводить теоретические понятия нужно органично и в малых дозах. Большую пользу в работе над стихотворением приносит сопоставление стихов, близких по тематике. Всё это в дальнейшем приводит к тому, что ребята чутко относятся к поэтическому слову и легко различают разные поэтические манеры. Работу над стихотворным текстом следует серьёзно проводит в среднем звене, тогда и к восприятию поэзии в старших классах дети будут уже подготовлены.

Чтению худественного произведения - это творческий труд, и наша цель - сделать процесс усвоения художественных произведений для учеников творческих.

© 2010-2022