- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературно-музыкальная композиция «У войны недетское лицо…»
Литературно-музыкальная композиция «У войны недетское лицо…»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мирасова И.В. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Федеральное агентство по образованию
Федеральное Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Литературно-музыкальная композиция
«У войны недетское лицо…»
70 - летию со Дня Победы
советского народа в Великой Отечественной войне посвящается
Разработали преподаватели УКСИВТ
_____________Мирасова И.В,
«___» ___________ 2014.
Пояснительная записка
Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект внеклассного мероприятия на тему: «У войны недетское лицо», посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
К юбилейной дате преподавателями было подготовлено и проведено множество мероприятий, посвященных Великой Победе. Цель всех этих мероприятий едина: воспитание патриотизма, дань памяти погибшим за Родину, за светлое будущее любимой страны. Девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто» непростая формальность а, живое, действенное начало.
Составляя сценарий мероприятия, мы исходили от восприятия войны глазами ребенка. «Что чувствовал десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде варивший ботинок?». Как это передать сегодняшним детям? Ужасы войны глазами детей - вот основная тема сценария. Дети войны пережили голод, холод, потерю близких, но они выстояли, сумели сохранить любовь к жизни, Родине. Они - герои, те, кому 70 лет назад не было 16.
В данной методической разработке использованы фрагменты художественного фильма «Помни имя свое», эпизоды документального фильма о блокадном Ленинграде, чтобы студенты смогли пережить вместе с героями боль, страдания тех лет. Методические приемы, использованные на данном мероприятия, успешно сочетаются с художественной формой сценария: выразительное чтение стихов о войне, вокальное исполнение военных песен погружает в атмосферу ответственности за судьбу страны, создают мотивы сопереживания, сострадания, сплоченности народа.
Данная методическая разработка поможет преподавателям при подготовке к классному часу и внеклассным мероприятиям.
Литература
-
Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». - Т. 1-5. - М., 2002.
-
Ожегов С.И., Шведкова К.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2006.
-
Поэзия Великой Отечественной войны. - М., «Книга», 2005.
-
Смирнов В. По следам времени. - Волгоград, 2004.
-
Чупрасова В.И. «Современные технологии образования»/ДГУ. Владивосток, 2004г.
Ход мероприятия.
На сцене девочка и мама
Дочь: Мама!
Мать: Снова дралась во дворе!
Дочь: Ага! Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!
Мать: Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нет!
Дочь: Мама, а вырасту я когда?
Мать: Вырастешь. Ешь котлету.
Дочь: Мама, купим живого коня?
Мать: Коня? Да что ж это делается?
Дочь: Мама, а в лётчики примут меня?
Мать: Примут, куда ж они денутся?
Ты ж из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти.
Дочь: Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?
Война. Грохот бомб, свист пуль.
Мать прижимает ребенка к себе, оберегая от смерти.
Свет гаснет
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Детство, опаленное войной» (Звучит музыка)
Ведущий 1: Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Дети трудились в тылу и воевали, теряли своих родителей, оставались одни, умирали с голода, гибли в фашисткой неволе.
Ведущий 2: Конечно, историки могут скрупулёзно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…
Ведущий 1:: Но не могут они подсчитать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.
Ведущий 2: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.
Ведущий 1: Об этом могут рассказать они сами.
Ведущий 2: Те, кто видел эту войну.
Ведущий 1: Те, кто выжил в ту войну.
Ведущий 2: Те, кто ещё живы.
Ведущий 1: Тем, кому 70 лет назад не было 16…
Ведущий 2: Тем, чьё детство опалено огнём ВОВ, посвящается…
Стихотворение В.Тушновой « Кукла»
( читает студентка группы 2С-1Шаматова Карина)
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя...
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,-
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она...
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.
Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,-
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.
Звучит песня «Если б не было войны…»
(в исполнении студентки группа 1З-2 Абзаловой Регины)
Чтец 1: Блокада. Далеко как это слово.
От наших с вами светлых мирных дней,
Произношу его - и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Чтец 2: Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведёрком пустым
Чуть движется, а над Невою
Клубится пожарища дым
А там, меж сугробов горбатых
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мёртвую мать.
Чтец 3: На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных - истома
А щёки белые, как мел.
Чтец 2: Где твоя мама, мальчик?
Чтец 3: Дома.
Чтец 2: А где твой дом, сынок?
Чтец 3: Сгорел.
Чтец 2: Он сел, его снежком заносит,
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает - хлеба нет!
2-й ведущий и чтец выходят вместе: Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять?
Отрывок из стихотворения Е.Винокурова «Черный хлеб»
читает студентка группы 1А-2
Зарапова Алина
Черный хлеб.
Я помню хлеб. Он черен был и липок
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был не плох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отдирали языком.
Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды…
Вокальная группа «Эдельвейс» «Песня о далекой Родине»
Ведущий 2: 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.
Ведущий 1: Что чувствовали, что переживали дети войны? Вот страшная выдержка из дневника Ленинградской девочки Тани Савичевой, которая писала о своей семье. В ней всего девять страниц. На шести из них - даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц -шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи:
Терлецкая С. за кулисами читает дневник:
«28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта - Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая -дядя Леша, мама-15 мая". А потом без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»
Ведущий 1: Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.
Кадры из документального фильма « Блокада Ленинграда»
Сценка в блокадном Ленинграде
(Студентки группы 2С-1 Шаматова Карина, Маллыбаева Эльвира)
Девочка: (Закутанная в шарфы, платки (выходит на сцену во время хроники и собирает дрова). Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда.
Бабушка: (во время слов девочки выходит на сцену, ёжилась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу). Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодные умрём.
Бабушка гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно разламывает кусочек хлеба и отщипывает от него, делает шаг в перёд к зрителям.
Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди). Иногда я ходила за водой. И на улице Пестеля видела страшную картину. Там прорвало водопроводную трубу, вода била, но на морозе она замерзала, и уже образовалась ледяная гора, по которой люди старались подняться, но многие скользили на животе, не успев наполнить чайник, вёдра, а потом их обливало этой ледяной водой, и они в эту гору ледяную вмерзали.
Звучит фоновая музыка «Аве Мария»
На экране слайды «Хроника блокадного Ленинграда»
Ведущий 2: В Ленинграде, ныне в С.- Петербурге есть Пискаревское кладбище, где похоронено 470 тыс. ленинградцев
Ведущий 1: Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого -все испытывали голод, но трудились и жили с надеждой в торжество победы. Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, ученого на героические дела. Это же чувство поднимало, руководило артистами, когда они пели, играли, развлекая голодных и усталых людей, хотя у них у самих подкашивались ноги и кружилась голова. В контрактах у наиболее ослабевших исполнителей наступало обморочное состояние, но воля побеждала: они вставали и продолжали играть.
Ведущий 2: Как измерить горе матери, потерявшей сына на войне?! Это извечный вопрос, неразрешимый и сегодня. Что чувствовала мама, провожая сына и в Великую Отечественную, и в 80 -е в Афганистане, и в 90 -е в Чечне?
Светлана Алексиевич. «Цинковые мальчики»
Отрывок читает студентка группы 2С-1 Маллыбаева Эльвира
-- Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, вес-- два килограмма, рост тридцать сантиметров. Боялась в руках держать...
Прижму к себе:
-- Мое ты солнышко...
Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы... Мы ему новое пальто купили... Это ему исполнилось четыре года... Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп... Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают. Он их собирает:
-- Мамочка, ты не бойся. Они добрые. -- И назад в карман запихивает.
-- Мое ты солнышко.
Игрушки любил военные. Дарила ему танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому.
-- Я солдат... Я солдат...
-- Мое ты солнышко... Поиграй во что-нибудь мирное.
-- Я -- солдат...
Идти в первый класс, не можем нигде купить костюм, какой не примеряем -- он в нем тонет.
-- Мое ты солнышко...
Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький.
Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы
чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: "Пришлите все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю..."
Куда уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из Афганистана: "Ты, мама, не плачь, наша броня надежная".
-- Мое ты солнышко... Наша броня надежная...
Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила,
шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку... Сама бы его
одела, так не разрешили гроб открыть... Поглядеть на сыночка, дотронуться...
Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит?
Первым пришел капитан из военкомата:
-- Крепитесь, мать...
-- Где мой сын?
-- Здесь, в Минске. Сейчас привезут.
Я осела на пол:
-- Мое ты солнышко!!! -- Поднялась и набросилась с кулаками на
капитана:
-- Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный... А он маленький... Ты -- мужчина, а он -- мальчик. Почему ты живой?!
Привезли гроб, я стучалась в гроб:
-- Мое ты солнышко! Мое ты солнышко!
А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:
-- Мое ты солнышко...
Песню «Ты же выжил солдат» исполняют
Абзалова Регина и Ахмедова Ляйсан
Мать: Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов победы.
Я уже на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нет.
Слетела давно вся пыль с черёмух
Мой мальчик, ты, где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.
Сын: Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад.
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после конца войны.
Но фрицы не знали этого,
Нервы у всех оголены,
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мама, прости меня,
Постой за меня у калитки,
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка,
Мать: Мой, мальчик, не уходи постой!
Давай мы выберем путь другой,
Другой умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.
Сын: Ах, мама, другой - ведь мне он брат,
Он тоже ни в чём не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!
Танец «Скорбь»
Просмотр фрагментов из художественного фильма «Помни имя свое»
Стихотворение 1943
Доныне в памяти тот год,
Военной гари стойкий запах,
Когда в неволю, словно скот,
Враги везли детей на запад.
Живя на мизерном пайке,
Едва держались души в теле.
Из них в далеком вдалеке,
Людское вытравить хотели.
А следом в ужас лагерей,
Ночным осенним небосклоном.
Летели души матерей
Над каждым страшным эшелоном
Кругом военная страда,
Светилась заревом багряным.
И лишь такие поезда
И не взрывали партизаны
Ведущий 1: 18 млн. людей из 23 стран мира с грифом "возврату не подлежит" вошли в ворота концлагерей: Майданек, Освенцим, Бухенвальда. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети.
Ведущий 1: Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров.
Выходят дети в белых одеждах, со свечами в руках
1-й ребенок: Мы жались к матерям. Они не всех убивали, не всю деревню. Они разделили: детей - отдельно и родителей - отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы…Я просила и кричала. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя…». Куда- то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как рассказать, что я видела?
2 - й ребёнок: Я видела как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной.
3 - й ребёнок: Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.
4 -й ребёнок: Я видел, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали в огонь.
5 -й ребёнок: Я видела, как плакала кошка. Она сидела на головёшках сожженного дома, и только хвост у неё остался белым, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.
6-й ребенок: Стихотворение Е.Евтушенко
В палате выключили радио,
И кто-то гладил мой вихор…
В зиминском госпитале раненым,
Давал концерт наш детский хор.
Уже начать нам знаки делали,
Двумя рядами у стены,
Стояли мальчики и девочки
Перед героями войны.
Они, родные, некрасивые,
С большими впадинами глаз,
И сами тихие, несмелые,
Смотрели с жалостью на нас.
В тылу, измученные битвами,
Худы, заморены, бледны,
В своих пальтишках, дранных, были мы,
Для них - героями войны.
Звучит фоновая музыка
Свечи ставят на постамент
Вокальная группа «Эдельвейс» Песня «Журавли»
Ведущий 1: Да, дети военного поколения - тоже герои. В деревнях и селах мужчин не было-они воевали на фронте. Остались только старики, женщины и дети. Пожилым женщинам трактор был страшен. Детям-велик.
Но собирались девчата 16-17 лет, которые покрепче, да ехали учиться на трактористок. Зимой пошли учиться. Весной уже пахали. С металлическими колесами на шипах, без кабин, без стартеров и пускачей, эти трактора требовали ухода и силы отнюдь не женской, - не машины, а развалины. Но других тракторов не было.
Ведущий 2:Поедут пахать, вдоволь наплачутся. Масло им в глаза, и в рот, и по лицу. Руки по локоть в мозольных и ожоговых пузырях. Умывались керосином, руки оттирали землей… И засыпали в борозде, когда ночью пахали. Темно, ничего не видно. Одна трактористка с фонарем идет, а другая за ней на этот фонарь едет. И страшно обеим, потому что волки вокруг стаями, как грачи собрались. Да и трудно было понять, то ли трактористка в тракторе заснет от усталости, то ли напарница с фонарем, потеряв силы, упадет под трактор.
Чтец: Выше голову русские девочки!
Выше голову, будьте смелей!
Нам терпеть остается недолго,
Прилетит по весне соловей…
И откроет нам двери на волю,
Снимет платье в полоску с плечей
И залечит глубокие раны,
Вытрет слезы с опухших очей.
Выше голову русские девочки!
Будьте русскими всюду, везде!
Ждать недолго осталось, недолго -
И мы будем на русской земле
Чтец: Задохнулись канонады.
В мире - тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,
Чтец: Эта память - верьте, люди
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем, вновь придет война.
Ахмедова Ляйсан исполняет песню «Мир детям»
Все участники выходят на сцену и подпевают
16