Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий

на уроках русского языка и литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели. «Чтобы полноценно общаться, - пишет А.А. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным».


Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий

  1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

  2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

  3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

  4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.

  5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.

  6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого» .Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

Систематически на уроках русского языка и литературы в 5-6-х классах целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД,

На уроках русского языка наиболее трудоемкой работой является работа над орфограммами, использование полученных теоретических знаний на практике. Остановлюсь на некоторых видах работы над орфограммами.

1. Угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку. (Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза).

2. Развитие орфографической зоркости. (В записанном предложении найти и прокомментировать все орфограммы.)

Словарный диктант можно оживить с помощью игры «Зоркий глаз». Объяв­ляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?

3. Словарный диктант с про­должением.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант прове­ряется, учащиеся обозначают орфо­граммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой.

Например: Станция - революция.

Шепот - щеки.

Крыжовник - шорох.

4. Словарный диктант с протипо­ставлением. Сравнение и сопостав­ление являются активными приемами усвоения знаний. Особенно эффективно использование приема сопоставления в процессе работы над взаимосмешиваемыми орфограммами. В результате анализа и сопоставления учащиеся приобретают навыки разграничения трудных написаний, выявляя сходное и различное в сопоставляемых явлениях.

Учащиеся записывают диктуемые учителем слова и словосочетания, объясняют написания, обозначают орфограммы. После этого проводится самостоятельная работа - преобразо­вание текста словарного диктанта в соответствии с заданием. Преобразо­вание должно быть связано с изменением написания при изменении опреде­ленных условий (слитное написание преобразуется в раздельное, написа­ние нн в н и т. д.).

Например: Неосвещенная улица - не освещенная солнцем улица.

Незаконченная повесть - повесть не за­кончена.

Изжаренная рыба - жареная рыба.

Неширокая дорога - не широкая, а узкая дорога.

5. «Кто больше?» Учащиеся записывают слова, объясняют орфограмму и затем самостоятельно подбирают слова с этой орфограммой. Учитель определяет время выполнения работы.

6. «Четвертое лишнее». Этот вид работы общеизвестен, но в системе развития обучения имеет свои особенности: учащимся предлагается такой подбор слов, при котором лишним может быть любое из четырех слов.

Например: Сосна, клен, ясень, тополь.

Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме



© 2010-2022