Открытый урок русского языка по теме: «Безударные гласные в корнях слов»

Данный тип урока подходит для всех учащихся, работа в группе обуславливает активность не только лидеров, но и детей, отстающих в материале. Наглядные презентации - красочны и понятны для всех, и поэтому тема урока легко усваивается учащимися. В подаче материала использовалась групповая работа, работа в парах. Были задействованы карточки, учебные пособия, наглядный материал. Презентация была составлена самими учащимися с учётом их возрастной категории. Далее планируется урок-закрепление на заданн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект медиаурока по русскому языку.

Учитель: Деревяга Татьяна Георгиевна

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Тема урока: "Безударные гласные в корнях слов" (урок-повторения (расcчитан на 2 учебных часа) из учебника для 7 класса под ред. М. М. Разумовской)

Цель урока:

формирование орфографических умений обучающихся; закрепить ЗУН, связанные с определением вида орфограммы в корне слова; повторить и закрепить умение применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор гласной, проверяемой ударением и непроверяемой ударением.

Задачи:

1. Образовательные. Повторение и углубление знаний о данной орфограмме, полученных в 5-6 классах. Отработка навыка выбора правильной гласной в условиях минимального контекста, узнавание орфограммы и применение соответствующего правила. Умение использовать компьютерные программы для самостоятельной тренировки. Умение определять виды (группы) безударных гласных в корне слова, повторить правописание этих гласных;

2. Развивающие: с помощью строгой структуры построения компьютерной программы по русскому языку у учащихся развивается логическое мышление, память, внимание, аналитические способности; развитие речи при анализе текста;

3. Воспитательные: воспитать эстетику работы с компьютером, как со вспомогательным средством обучения русскому языку; воспитывать внимательное отношение и интерес к слову, к русскому языку в целом.

Методы, используемые на уроке: словесный, наглядный, практический, игровой.

Форма урока: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Оборудование: Компьютер с компьютерной программой "1С": "Русский язык: орфография"; мультимедийная установка, интерактивная доска, медиапродукт - презентация (среда Power Point), компьютер, индивидуальные карточки с набором текста для самостоятельной работы, доска с необходимыми записями, сигнальные карточки, тестирующий комплекс 2001test.exe

Общее содержание уроков по теме (2 часа)

Урок-повторение предполагает:

-подготовку системы тренировочных упражнений;

-углубление осмысления материала;

-закрепление изученного материала в нестандартных условиях;

-контроль знаний.

Первый урок проводится в классе, при помощи учебника, презентации и других вспомогательных средств, традиционно используемых учителем. Основная цель первого урока: повторение теоретического материала по теме, закрепления навыка связанного с безошибочным выбором гласной буквы в корне.

Второй урок является тренировочным (отработка навыка) и проводится в компьютерном классе с применением интерактивной доски.

Этапы проведения урока:

1. Организационный этап.

На данном уроке этот этап связан с распределением посадочных мест и включением компьютеров.

2. Этап проверки домашнего задания

Данный этап связан с проверкой устного домашнего задания (т.е. знания правил, на которые дается тест), которое необходимо для выполнения работы по теме. Здесь учитель знакомит учащихся со "Справочником":

Воспользоваться правилами "Справочника" возможно в любое время и на любом этапе тестирования, это поможет учащимся без помощи учителя вспомнить забытый материал и написать правильный ответ. На контрольных уроках время можно ограничить - это даст возможность обращаться к системе "Справочника" не более 1-2 раз.

Например, откроем окно, связанное с темой урока "Безударные гласные в корнях слов" и остановимся на первом правиле. Оно дает не только теоретический материал, доступный детям с 5-11 классов, но и выявляет наиболее частотные примеры (См. таблица №1). В данном правиле существуют ссылки и на другой теоретический материал, необходимый школьнику, а также на орфографический словарь.

Таблица №1

Правописание безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова следует подобратьоднокоренное слово/ форму слова, в котором данная гласная являетсяударной (полоскать - полощет, умалять - маленький).

Слова с непроверяемыми безударными гласными следует запоминать или проверять по словарю (багажное отделение, кусты багульника).

3. Этап закрепления ЗУН, связанных с применением правил, обеспечивающих безошибочный выбор гласной, проверяемой ударением и непроверяемой ударением.

Тестирование занимает 25 минут чистого времени, если ребенок понял принцип работы и подготовлен теоретически. Практика показывает, что материал бывает готов за 35 минут, при условии нахождения одного ребенка за компьютером.

Тренировочные упражнение вначале выполняются на интерактивной доске.

Варианты заданий:

Задания делятся по типу на 6 групп (для устранения непонимания слова с пропущенной буквой учащимися, во всех тестах работает звуковая поддержка):

1. Вставить буквы вместо звездочек. Это классическое тестовое задание на знание материала. Оно также готовит учащихся к сдаче ЕГЭ, который предполагает тестовые задания подобного рода.

2. Заполнить пропуски в правилах. Призвано повторить и закрепить теоретические знания по теме.

3. Распределить слова по группам в зависимости от типа орфограммы. В этом задании учащемуся нужно не только вставить пропущенную букву, но и выявить тип орфограммы. Такой вид работы помогает учащимся, увидев орфограмму, применять то правило, которое в данном случае является верным.

4. Найти орфограмму. Удачная подборка примеров заставляет ученика выделить корни данных слов, найти соединительную гласную, подумать являются ли слова сложными.

5. Найти и выбрать из набора слов ближнее родственное. Такой тип задания выявляет языковое чутье учащихся и умение подбирать однокоренные слова.

6. Задания, связанные со словами с чередованием. Слова с чередованиями в корнях даны вперемежку со словами, не имеющими чередований. Здесь не обойтись без знания правил.

Этап контроля.

Тест заканчивается подробной схемой анализа работы учащегося. Выводы по работе представлены в схематичном виде, дается анализ ошибок каждого задания и есть возможность вернуться к нему самому ученику, проверив тем самым свои знания.

Учитель имеет возможность распечатать оценки на каждого ребенка, где даны рекомендации по дальнейшему изучению языка.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания. (Сообщение на тему «Роль языка в жизни общества»)

Проводится анализ прослушанных сообщений учащимися класса, задаются дополнительные вопросы.

Психологический настрой на урок. (Презентация. Слайд 1)

Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма»

Итак, прочитайте рассказ.
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?

(Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.)

- Какие типы орфограмм безударных гласных в корне слова мы изучали?

- Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; слова, написание которых надо запомнить (словарные слова); корни с чередующимися гласными.

- Как надо рассуждать, чтобы грамотно написать слова с безударными гласными?

3.Переход к теме урока. Запись в тетрадь исправленных слов в составе словосочетаний.

4. Выполнение тренировочных упражнений по теме.

Задание. Назвать виды (группы) безударных гласных в корне слова.

(Ответ: безударные проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные в корне.)

(Презентация. Слайд 2)

Задание. Списать слова, отметить номера слов, где пишется буква

1. о

выр…щенный;
пок… рить;
обог…щаться;
неук…снительный;
т…ржество;

2. е

выб…рут депутата;
преп…раться;
опт…мист;
обр…ченный;
душеразд…рающий.

(Ответы: 1. б), г), д). 2. а), г).)

(Презентация. Слайд 3)

Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Сп...шу в кино, сп...шу упражнение, св...ла гнездо, св...ла в

школу, резиновые м...чи, стальные м...чи.

При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня.

(Презентация. Слайд 4)

«Четвертое лишнее»: Менять, сменить, заменить, мина. Волны, волнистый, вол, волноваться. Изба, избаловать, избушка, избенка. Давка, давить, давно, придавить. Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.

5. Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой - по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

(Презентация. Слайд 4)

Составить и записать словосочетания с каждым из записанных на доске слов. В зависимости от значения слов учащиеся выбирают гласную в корне.

пом е рить друзей, платье

пол о скать ребенка, белье

отв о рить ворота, картофель

посв е титъ фонарем, стихотворение

об е жать здание, малыша

пос е деть молча, рано

ув и дать картины, осенью

(Презентация. Слайд 5)

Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

(Презентация. Слайд 6)

Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.

6. Включаем компьютеры, идем в Кабинет русского языка и литературы, в разделе "Некоторые правила русской грамматики" вызываем таблицы "Правописание безударных гласных в корнях с чередованием", обсуждаем их.

7. Переходим к практическим занятиям упражнений С1

Идем на "Вернуться на главную страницу"; в разделе "Интерактивные тесты", выбираем тест "Правописание гласной в корне слова" и делаем его, опираясь на наши рассуждения. Проверяем правильность своих ответов. Попутно в тетради записываем из теста по два примера в каждую колонку (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные).

8. Самостоятельная работа (тест).

Вариант 1

1. Буква «и» пишется в слове с проверяемой безударной гласной:

1) разр…дить посевы;
2) прибл…женный;
3) удл…нить;
4) разр..дить атмосферу;
5) св…сток.

2. Буква «о» пишется в слове с непроверяемыми безударными гласными:

6) агр…ном;
7) апл…дировать;
8) вел…сипед;
9) гр…моздить;
10) акв…рель.

3. Буква «а» пишется в слове с чередующейся гласной:

11) обск…кать;
12) г…рючий;
13) нал...жить;
14) разр…внять грядку;
15) р…внозначный.

Вариант 2

1. Буква «е» пишется в слове:

а) т…нденция;
б) св…ла по лестнице;
в) зар…дили дожди;
г) л…беральный;
д) оп…реться.

2. Буква «а» пишется в слове:

а) г…рмония;
б) возг…раться;
в) перл…мутр;
г) вызд…роветь;
д) к…сательная.

3. Буква «о» пишется в слове:

а) переск…чить;
б) ор...шать посевы;
в) расч…санный;
г) об…яние;
д) м...заика.

9. Итог урока. Таблица. Безударные гласные в корне слова

Если безударные гласные в корне:

а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;

б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;

в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.

Домашнее задание. М. Горький " Детство", глава 12, отрывок со слов "Бабушка не спит долго..." до слов "...самостоятельное дело", выписать 15 слов на повторенные орфограммы (заполнить таблицу с учетом типа гласной).

Библиография:

  1. Капинос В. И., Пучкова Л. И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык. - М.: Интеллект-Центр, 2003. - 96 с.

  2. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 192 с.

  3. Разумовская М. М. и др. Русский язык: учебник для 7 кл. для общеобр. учрежд. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 368 с.

  4. Г.А.Богданова. Русский язык, 7 класс (рабочая тетрадь, ч.2). Москва, изд."Генжер", 1999 (в контексте виртуального кабинета :ruslit.ioso.ru).

  5. Основные правила грамматики русского языка [Орфографический словарь для школьников с грамматическим приложением. Москва, изд."Лист", 1998 (impce.su/~lib/osn_prav.html)].

  6. Л.А.Брусенская, Г.Ф.Гаврилова. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Ростов-на-Дону, изд. "Феникс", 1996.



© 2010-2022