Рабочая программа по русскому языку в 9 классе, учебник Коровиной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Колюбакинская СОШ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Колюбакинская» СОШ»

Т.А.Щербакова________________

28 августа 2015 года








Рабочая программа по русскому языку в 9 классе

(базовый уровень)


2 часа в неделю, 68 часов в год









Учитель: Бекешева О.В., учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория.


2015-2016 уч. г.


Рабочая программа по литературе в 9 классе

На 2015-2016 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта и соответствует учебному плану школы. Реализуется в таком учебнике авторов Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. (науч. ред. Н. М. Шанский) «Русский язык. 9 класс», М., «Просвещение», 2015.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Ц е л и обучения русскому языку


Преподавание русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Задачи организации учебной деятельности

  • Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

  • Дальнейшее формирование знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения

  • Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Содержательные линии программы

В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что должно обеспечивать необходимый уровень прочных знаний и умений. В программе специально выделены часы на развитие связной (устной и письменной) речи учащихся.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели), что соответствует учебному плану школы на 2015 - 2016 учебный год.

Из них на развитие речи отводится - 15 часов ( 14+1)

Из них на контрольные работы ( диктанты, тестирование, сочинение и изложение) - 8 часов

Межпредметные (метапредметные) связи учебного предмета

При реализации данной рабочей программы осуществляются межпредметные связи:

- с литературой ( примерно 85% занятий непосредственно используют материал художественной литературы);

- с МХК ( при написании сочинений - описаний картин, при работе с текстами соответствующего характера);

- с учебным курсом «Иностранный язык» ( при изучении лексики русского языка: происхождении слов, истории формирования словаря русского современного языка; для сравнительной иллюстрации сходных или различных синтаксических конструкций).


Учет особенностей обучающегося класса.


Психологические возрастные особенности подростков ( 9 класс) таковы, что обучающимся на этом периоде взросления требуется самоутверждение, одобрение одноклассников, важно внутриклассное общение, но также крайне важна профессиональная ориентация в связи с предстоящим выпуском и участием в ГИА. В классе имеются как отстающие по предмету обучающиеся и учащиеся, имеющие повышенную мотивацию в обучении. В связи с этим предполагается использование широкого круга дидактического материала как репродуктивного так и творческого характера, разного уровня сложности. Это реализация дифференцированного подхода ( технологии) в обучении русскому языку.


Особенности организации учебного процесса по предмету.


В процессе обучения ученик получает возможность освоить полный перечень знаний за курс 9 класса, активизировать знания, полученные за период обучения в5-8 классах, и совершенствовать следующие учебные умения и навыки: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Таким образом, предлагаемая рабочая программа направлена на формирование общекультурного уровня ученика, способного в будущем продолжить своё обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе или в средних специальных учебных заведениях.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-зачёт, урок-деловая игра.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей.

Виды контроля.


Рабочая программа предполагает использование разных видов контроля:

- вводный (диктант, тестирование);

- текущий ( диктант, мини-тестирование, сочинение разных жанров, изложение);

- тематический ( диктант, мини- тестирование);

- итоговый (диктант);

- комплексный ( мини-тестирования в течение учебного года; в рамках «Повторения в конце учебного года);

Виды и формы контроля:

-диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); - комплексный анализ текста;

-сочинение (в том числе по картине);

-изложение с элементами сочинения;

-тест;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку в 9 классе.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя на уровне 9 класса;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, уровня 9 класса владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических

Используемый учебно-методический комплект

  • Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012

  • Основной учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л. Т. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др. (науч. ред. Н. М. Шанский). - М.: Просвещение, 2015.

  • Дидактический материал учителя: иллюстративный, практикозначимый, для наблюдения, проектнозначимый.


  • Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);

  • мультимедийные продукты (презентации, тесты, плакаты, таблицы и прочее);

  • наборы дидактических материалов, как в печатном, так и в электронном виде;

  • плакаты со справочными материалами;


Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Из них работ по развитию речи

Из них контрольных работ

1

Введение. Общие сведения о языке

1



2

Повторение изученного в 5-8 классах

5

2


3

Сложное предложение. Культура речи.

2



4

Сложносочиненное предложение

7

2

1

5

Сложноподчиненное предложение

23

5+1

3

6

Бессоюзное сложное предложение

8

2

1

7

Сложные предложения с разными видами связи

3


1

8

Общие сведения о языке

5

3


9

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

14


2


Всего

68

14+1

8



Содержание программы


Введение. Основные формы существования языка. Международное значение русского языка.

Повторение изученного в Y - YIII классах

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции.

Сложное предложение. Культура речи

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Сложносочинённые предложения

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Сложноподчинённые предложения

Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и знаки препинания в них. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

Бессоюзные сложные предложения

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Сложные предложения с различными видами связи

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Публичная речь.

Повторение и систематизация изученного в Y-IX классах

Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.


Требования к уровню подготовки учащихся


I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных понятий и языковых явлений, пунктуационных правил.

II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и изученные непроверяемые слова, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

По связной речи: определять тип и стиль текста, создавать тексты разных типов и стилей; делать доклад, составлять тезисы и конспект, писать сочинения публицистического стиля; составлять деловые бумаги (заявление, автобиографию); совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы, соблюдая при общении соответствующий речевой этикет.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

· основные единицы языка, их признаки;

· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Календарно- тематическое планирование по дисциплине»Русский язык» в 9б классе на 2015-2016 учебный год

Тема урока

Кол-во часов

Теория

Итогового и промежуточного контроля

Развития речи

Календарные сроки

Дата проведения

(по плану и фактически)

1 четверть, 9 недель, 18 часов







Общие сведения о языке ( 3 часа)







1.

Основные формы существования национального русского языка

1




1 нед сент


Повторение изученного в 5-8 классах ( 5 часов)

1






2

Р/Р Устная и письменная речь. Монолог и диалог

1



1

1 нед сент


3

Р/Р Стили речи

1



1

2 нед сент


4

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами

1




2 нед сен


5.

Предложения с обособленными членами

1




3 нед сент


6.

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

1




3 нед сент


Сложное предложение. Культура речи 2 часа







7

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса.

Союзные и бессоюзные предложения

1




4 нед сент


8.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

1




4 нед сент


Сложносочинённые предложения (7 часов)







9.

Сложносочиненные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

1




1 нед отк


10.

Средства связи частей сложносочиненного предложения, основные группы ССПпо значению и союзам

1




1 нед отк


11.

Смысловые отношения между частями ССП и способы

их выражения

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

1




2 нед отк


12

Р/РСочинение на лингвистическую тему ( подготовка)

1



1

2 нед отк


13

Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему

1



1

3 нед отк


14.

Синтаксический и пунктуа- ционный разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в ССП

1




3 нед окт


15

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»// или Контрольный диктант по этой теме

1


1

4 нед окт


Сложноподчинённые предложения (23 часа)







16.

Сложноподчиненные предложения. Понятие о сложноподчиненном предложении. СПП, его грамматические признаки

1




4 нед окт


17.

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1




1 нед нояб


18

Р/Р Сжатое изложение

1



1

1 нед нояб


Всего работ по развитию речи:5

Всего контрольных работ:1








2 четверть, 7 недель , 14 часов

19

Р/Р Сочинение на лингвистическую

тему

1



1

2 нед нояб


20.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

1




2 нед нояб


21.

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

1




3 нед нояб


22.

Р.р. Рецензия на прочитанное произведение

1



1

3 нед нояб


23.

Основные группы сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

1




4нед нояб


24.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными ( практикум)

1




4 нед нояб


25.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1




1 нед дек


26.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

1




1 нед дек


27.

Промежуточное тестирование по теме «Сложноподчиненное предложение»

1


1


2 нед дек


28.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия

1




2 нед дек


29.

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели

1




3 нед дек


30.

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени

1




3 нед дек


31.

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

1


1


4нед дек


32.

Р/Р Различные способы выражения сравнения

1



1

4 нед дек


Всего работ по Р/Р -3

Всего контрольных работ - 2







3 четверть, 10 недель , 20часов



33.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложно-подчиненные предложения»

1




2 нед янв


34

Р/Р Изложение с сочинительной частью ( подготовка)

1


1

2 нед янв



35

Р/Р Изложение с сочинительной частью

1


1

3 нед янв



36.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

1



3 нед янв



37.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения

1



4 нед янв



38

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

1


4 нед янв



Бессоюзные сложные предложения (8 часов)






39

Р/Р Сочинение на лингвистическую тему

1


1

1 нед февр



40.

Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

1



1 нед февр



41.

Бессоюзные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1



2 нед февр



42

Р/Р Сжатое изложение

1


1

2 нед февр



43.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1



3 нед февр



44.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

1



3 нед февр



45.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного предложения

1



4 нед февр



46

Контрольная работа по теме «Бессоюзное предложение»

1

1





Сложные предложения с разными видами связи (3 часа)



1 нед марта



47

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи



1 нед марта



48.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи ( практикум)

1



2 нед марта



49.

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

1

1


2 нед марта



Общие сведения о языке (5 часов)






50

Изложение с элементами сочинения ( подготовка)

1


1

3 нед марта



51

Изложение с элементами сочинения

1


1

3 нед марта



52.

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические

1



4 нед марта



Всего уроков развития речи:6

Всего контрольных работ:3






4 четверть, 8 недель , 16 часов




53

Язык художественной литературы

1


2 нед апр



54

Р/РИзобразительно-выразительные средства художественной речи

1

1

2 нед апр



Систематизация и обобщение изученного за курс 5-9 классов)(14 ч.)




55

Фонетика. Орфоэпия.

1


3 нед апр



56

Графика. Орфография

1


3 нед апр



57

Лексика.

1


4нед апр



58

Морфемика

1


4 нед апр



59

Словообразование

1

1 нед мая



60

Морфология и орфография

1

1 нед мая



61

Морфология и орфография ( практикум)

1

2 нед мая



62

Морфология и орфография, тестирование

1

2 нед мая



63

Орфография и пунктуация

1

3 нед мая



64

Орфография и пунктуация ( практикум)

1

3 нед мая



65

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

4 нед мая



66

Контроль ное изложение ( подготовка)

1

4 нед мая



67

Контрольное изложение

1

5 нед мая



68

Анализ итогового изложения

1

5 нед мая



Всего уроков развития речи:1

Всего контрольных работ:2











Список литературы для учителя и учащихся



  • Основной учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л. Т. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др. (науч. ред. Н. М. Шанский). - М.: Просвещение, 2015.

  • Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. - М.: Дрофа, 2010.

для учителя:

  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. - М.: ВАКО, 2012

  • Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. - М.: Дрофа, 2012.

  • Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова. - М.: Дрофа, 2010

  • Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. - Волгогррад: Учитель, 2012

  • Диктанты по русскому языку для средней и старшей школы (5-11 классы): Учебное пособие. - М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2010

  • Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл..: Кн для учителя / Е.К. Францман. - М.: Просвещение, 2010

  • Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-11 кл.: Кн. Для учителя / В.И. Капинос. Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Л.Л. Новоселова. - М.: Просвещение, 2011

Дополнительная литература

  • Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах. 8-11 класс. - М.: Аквариум, 2010

  • Русский язык. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. - Волгоград: Учитель, 2010

  • Деловое письмо Г. Х. Ахбарова. Т. О. Скиргайло. - М.: Просвещение, 2009. - (Библиотека учителя русского языка).

  • Сочинения различных жанров в старших классах / Т.А. Калганова. - М.: посвещение, 2011

  • Русский язык. Сборник упражнений и диктантов: Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. - М.: Оникс: Мир и образование, 2012

  • Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 20значение русского языка08

  • Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Этимологический словарь русского языка. - М.: Лад-Ком, 2010

  • Фразеологический словарь русского языка. (Авторский коллектив: проф. И.В. Федосов, канд. ф.н. А.Н. Лапицкий). - М.: Лад-Ком, 2011

  • Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Словообразовательный словарь русского языка. - М.: Лад-Ком, 2011

  • Словарь-справочник по культуре речи для школьников и студентов / сост. А.А. Евтюгина, И.В.Родионова, И.К. Миронова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2010

  • Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. М.: Айрис-пресс, 2012



Дополнение к учебно-методическому комплекту

(Тексты контрольных диктантов, материалы тестов ).


Контрольный словарный диктант, 1 четверть

Авиация, энциклопедия, ажурный, анчоус, парашют, жюри, брошюра, катаклизм, вернисаж, аккомпанемент, абонемент, баклажан, валидол, вернисаж, деликатес, дифирамб, стипендия, привилегия, хрестоматия, бордюр, свидетель, обоняние, обаяние, пескарь, палитра ,эксперимент, макулатура, нигилизм, панорама, дилетант, претендент, каланча, корзина, какофония, цитрус, цитадель, цыган, фантасмагория.

Контрольный диктант по теме «Сложносочинённые предложения», 1 четверть.

1 вариант

Ночь.

Мне нужно было попасть на утиное озеро к рассвету, и я вышел из дому ночью.

Я шёл по мягкой пыльной дороге, спускался в овраги, поднимался на пригорки, проходил реденькие сосновые борки с застоявшимся запахом смолы и земляники, снова выходил в поле… никто не догонял меня, никто не попадался навстречу - я был один в ночи.

Иногда вдоль дороги тянулась рожь. Она созрела уже, стояла неподвижно, нежно светлея в темноте.

Скоро дорога, мягкая и беззвучная, ушла в сторону, и я ступил на твёрдую, мозолистую тропку, суетливо вившуюся вдоль берега реки. Плывущие в темноте брёвна изредка сталкивались, и тогда раздавался глухой слабый стук, будто кто-то стукнул обухом топора по дереву. Далеко впереди на другой стороне реки яркой точкой горел костёр, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него по воде.

Я пошёл быстрее, прошёл осиновым подлеском и наконец внизу, в небольшом распадке, окружённом со всех сторон густым лесом, увидел костёр. Возле него, подперев рукой голову, лежал человек, смотрел в огонь и негромко пел. (160 сл.)

(По Ю.Казакову.)

Дополнительные задания:

  1. Фонетический разбор слова:

ночью (I вар.);

яркой (II вар.).

  1. Морфемный разбор:

спускался, (к) рассвету, мозолистую (I вар.);

поднимался, (на) пригорки, прерывистая (II вар.).

  1. Синтаксический разбор предложения:

Скоро дорога, мягкая и беззвучная,… (I вар.);

Я пошёл быстрее, прошёл… (II вар.).

2 вариант

Отлёт гусей.

Когда с деревьев осыпались листья и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы, над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй - птица за птицей и стая за стаей. Утром и днём в холодноватой чистой синеве неба видны были тёмные точки улетавших на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье - перекличка в пути. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей, они ломали линию строя, тревожно кружились над степью, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше, в подёрнутую белой дымкой синеву.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье степного ерика оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей уже трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта… По длинному ерику плавали юркие нырки, на излучинах, у берега, бродили по болоту тонконогие кулики-поручейники, и одинокая гусыня казалась им великаном. (159 сл.)

(По В.Закруткину.)

Дополнительные задания:

  1. Фонетический разбор слова:

все (I вар.);

юг (II вар.).

  1. Морфемный разбор слов:

замедлив, тонконогие (I вар.);

отдыхая, мелководье (II вар.).

  1. Морфологический разбор слова:

утром (I вар.);

днём (II вар.).

  1. Синтаксический разбор предложения:

Они возвращались на свои места… (I вар.);

Ей уже трудно было поспеть за стаей… (II вар.).

Материалы для промежуточных тестирований по теме «Сложносочиненное предложение»

I. 1) Внезапно солнце зашло за облако, и панорама залива, открывшаяся с высоты, стала производить почти фантастическое впечатление. 2) Место выглядело невероятно красивым, и мы решили остановиться здесь. (Т. Полякова) 3) Засветились огни, и слышнее стал говор. (Л. Толстой) 4) Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты. (Л. Толстой) 5) Где-то в глубине квартиры послышались торопливые шаги, и дверь распахнулась. (А. Адамов) 6) Дорога кончилась, и за поворотом возникли широкие ворота из жердей и домик сторожа за ним. (А. Адамов) 7) Вертолет тарахтел уже где-то вдали, и от него продолжали отделяться крошечные человеческие фигурки. (А. Константинов) 8) Заяц - трус, и тот охотиться любит. (Пословица) 9) День прошел тихо, но в сумерках они заметили человека, бесшумно кравшегося к огромному дереву. (М. Семенова) 10) Его проницательно-грустный взгляд был устремлен в окно, а свободной рукой он гладил сидящую рядом собаку. (В. Пелевин) 11) Недавно дождь прошел, но асфальт уже успел высохнуть. (В. Пелевин) 12) Облака вокруг были высокие и редкие, с ярко-голубой от лунного света кромкой, и небо из-за этого казалось в несколько раз выше, чем обычно. (В. Пелевин) 13) Либо это злая и неумная шутка, либо кто-то вводит тебя в заблуждение. 14) «Я ли взят в плен, или он взят в плен мною?» - думал каждый из них. (Л. Толстой) 15) От ослепительного света мрак вокруг сгустился, зато ярко вспыхнули кольца на шесте шлагбаума. (Стругацкие) 16) Ноги сразу промокли, зато грязь быстро обтерлась о сырую траву. 17) Один мой приятель пытался писать ее портрет, у него тоже ничего не получилось. 18) Свирель запела на мосту, и яблони в цвету. И кто-то поднял в высоту звезду зеленую одну, и стало дивно на мосту смотреть в такую глубину, в такую высоту. (А. Блок) 19) Вокзал по-прежнему жил своей шумной жизнью, и народу к вечеру стало, кажется, еще больше. (А. Адамов) 20) Было жутко, и все, не сговариваясь, держались вместе. 21) Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, или вдали заскрипела рябина, или запела щегла окарина, или малиновка, маленький друг, мне на закате ответила вдруг? (Н. Заболоцкий) 22) В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, и она открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна. (Н. Заболоцкий) 23) Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. (А. Пушкин) 24) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (А. Пушкин)

II. 1) Несколько тревожных минут - и плот снова вышел на мерно вздымавшуюся просторную воду. (И. Ефремов) 2) Мгновение тишины - и возле переправы раздался грохот взрывов. 3) Солнце неожиданно пробилось сквозь завесу облаков - и тут же наступила кромешная тьма. 4) Прыжок - и во все стороны полетели брызги. 5) Все вместе тронулось - и вот толпа валит в пустых равнинах. (А. Пушкин) 6) Несколько минут спуска - и Гриша, довольно улыбаясь, остановил машину на свежей траве. (И. Ефремов)

III. 1) Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром. (В. Шукшин) 2) В Москве вдруг похолодало и который день уже моросил мелкий, нудный дождь. (А. Адамов) 3) На рассвете случилось небольшое землетрясение и произошел снежный обвал. (В. Малов) 4) В небе снуют быстрые облака и клокочут буйные ветры, в нем то гаснет заря, то разгорается утро. (М. Семенова) 5) Время от времени деревья расступались и вверху мелькал треугольник задумавшегося бледного неба. (В. Пелевин) 6) На улице совсем близко полыхнула молния и раскатился гром, и гроза набрала полную силу. (Н. Подольский) 7) К вечеру погода наладилась и стало тепло. 8) Опять вокруг моего дома цвел и благоухал косогор и буйным белым половодьем цвела картошка. (Ф. Абрамов) 9) В дальнем конце села еще пиликала гармошка и звонкий голос старательно выводил частушки. (П. Проскурин) 10) Ночью был ветер и метель была. (П. Проскурин) 11) Вскоре пули начали свистать около наших ушей и несколько стрел воткнулись около нас в землю. (А. Пушкин) 12) Кто они такие и что им надобно? 13) По словам охотников, зверь в этих местах давно вывелся и птица исчезла.

IV. 1) Вода сбыла, и мостовая открылась, и Евгений мой спешит, душою замирая, в надежде, страхе и тоске к едва смирившейся реке. (А. Пушкин) 2) Тучи, затянувшие небо, уже подсвечивало желто-розовым, и, похоже, собирался дождь. (В. Мясников) 3) Жара стояла невыносимая, и, казалось, весь город переселился на пляж. (А. Адамов) 4) В лесу еще лежал снег, сильно осевший, плотный, и только вокруг стволов протаяли круглые лунки, застекленные сверху тонким ледком, да чернели высокие зимней резки пеньки. (А. Жуков) 5) Все молчали, и, словно испугавшись общего молчания, лошадь снова оглянулась на хозяина. (Ф. Искандер) 6) Много лет не ходила она по такой теплой летней дороге босыми ногами и теперь шла медленно, совсем одна на большом лугу, и никуда не хотелось ей торопиться. (Ю. Трифонов)

V. 1) При сих словах он поскакал назад, держась одной рукой за пазуху, и через минуту скрылся из виду. 2) Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую. 3) Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойничью пристань. 4) Он пошел в свою комнату, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и заячьем тулупе. 5) Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая.

(А. Пушкин)

Материалы для промежуточного тестирования по теме «Сложноподчиненные предложения», 2 четверть.

( поставить пропущенные знаки препинания, указать семантический тип придаточной части, составить схему предложения, осуществить морфологический поиск)


  1. Ум нередко умолкает когда говорит сердце.

  2. Чтобы поверить в добро надо сначала делать его.

  3. Мысль прежде чем стать мыслью была чувством.

  4. Чтобы любить друг друга нужно бороться с собой.

  5. Если хочешь чтобы у тебя было мало времени ничего не делай.

  6. Жизнь прекрасна всем что мне нравится в ней.

  7. Если бы Шекспир ожил он был бы поражен обилием вполне глубокомысленных толкований его драм.

  8. Всякому человеку для того чтобы действовать необходимо считать свою деятельность важною и хорошею.

  9. Многим в своем воспитании я обязан школам в которых приходилось учиться.

  10. Ветер колеблет жесткие листья словно тысячи металлических струн протянуты в густой листве олив.

  11. Неужели есть люди которые никогда не видели моря?

  12. Жизнь учит лишь тех кто ее изучает.

  13. Тот самый пустой человек что наполнен собою.

  14. Я обернулся на разъезд чтобы узнать что делать.

  15. Пальба уже стихла когда я присоединился к разъезду.

  16. Это была приятнейшая из улиц какие встречаются в уездных городах.

  17. Когда всходит луна ночь становится бледной и томной.

  18. Известно что в первый период своего творческого пути Пушкин был любим своими современниками.

  19. Парубки так громко пели что их голоса далеко разносились вокруг.

  20. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери так как сам был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом.

  21. Я пригласил вас господа с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

  22. Шакро был растрепан и чертовски зол хотя уже не голодал теперь.



Материалы контрольной работы по теме «Сложноподчиненное предложение», 3 четверть.

( предполагается пунктуационный анализ, составление графической схемы, задание на морфологический поиск и орфографический анализ)

1. Просим только сказать,(1) известно ли вам место,(2) где должен быть спрятан пакет.

2. Машина,(1) вокруг которой играли дети и возле которой сидела заведующая находилась в метрах тридцати.

3. Я люблю подмосковные леса, (1)когда они весело шелестят при легком ветерке и когда они, (2)заснеженные, (3)спокойно спят под холодным светом луны.

4. Был тот предночный час, (1) когда стираются очертания, (2) когда ещё дневной час путается, (3) сцепившись с ночным.

5. Впоследствии я имел много случаев благодарить удэгейцев за то, (1) что те давали советы, (2) которых было много.

6. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца, (1) я понял, (2) что день кончился.

7. Она сказала,(1) что нужно немедленно лечиться, (2)если болен.

8. Хотя все были расстроены словами Павла, (1)поступить по его совету было невозможно, (2) потому что почта ожидалась не ранее четверга.

9. Получили известие, (1) что Волга стала и что через неё потянулись обозы.

10. Когда я вбежал в ворота, (1) под которыми было очень темно, (2) уже никого не было.

11. Когда иду я Подмосковьем, (1) где пахнет мятою трава, (2)природа шепчет мне с любовью свои заветные слова.

12. Когда я приехал домой и подумал о сне, (1) я увидел, (2) что это совершенно невозможно.

13. Обломов не знал, (1) с какими глазами явится он к Ольге, (2) что будет говорить она, (3) что будет говорить он.

14. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, (1) что может, (2) как прекрасна была бы земля наша.

15. Что было впереди, (1) землемер не видел, (2) ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая неуклюжая спина возницы.

16. Покамест я взбежал,(1) пока отдышался на площадке,(2) поискал звонка,(3) прошло несколько минут.

17. Когда Грушницкий открыл рот, (1) чтобы поблагодарить её, (2) она была уже далеко.

18. Каждый знает, как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз.


Материалы контрольной работы по теме «Бессоюзное предложение», 3 четверть.


  1. Ветви яблонь гнулись до земли под тяжестью плодов острый запах плодов уже окутал сады.

  2. Ножи стучат посуда звенит масло шипит.

  3. Светлеет воздух видней дорога яснеет небо белеют тучки.

  4. Вечер был мирный солнечный с инеем на деревьях на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки похожие на монашенок куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне.

  5. Тускнели меркли в степи алые отблески от копен гуще теплее шел сытный и пыльный запах зрелого хлеба и свежей соломы закат угасал.

  6. Деревья были мокрые ветер гулял все в саду глядело неприветливо уныло.

  7. Скоро ли луга позеленеют скоро ль у кудрявой у березы распустятся клейкие листочки зацветет черемуха душиста?

  8. Скованная легким весенним заморозком земля гулко и весело откликались на каждый шаг шушукались у обочин высохшие метелки полыни веяло от березовой рощицы набухшим корнем тонким ароматом молодой зелени.

  9. Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела.

  10. По небу быстро летели обрывки туч по мостовой и стенам домов ползли густые тени.

  11. Лицо Олега стало серьезным неподвижным большие глаза в золотистых ресницах заволоклись влажной пеленой.

  12. 1. И думал он (…) отсель грозить мы будем шведу(…) здесь будет город заложен назло надменному соседу.

  13. В доме мало-помалу нарушалась тишина(…) в одном углу где-то скрипнула дверь(…) послышались во двору чьи-то шаги(…) на сеновале кто-то чихнул.

  14. Он гость(…) я хозяин.

  15. Капризная задунайская весна была в этом году особенно неровна(…) без шинели было еще свежо(…) в шинели жарко.

  16. Теперь им предстояло самое трудное(…) они должны были покинуть товарища.

  17. Однажды проснулся он и видит(…) прямо против его норы стоит рак.

  18. Биться в одиночку(…) жизни не перевернуть.

  19. Про себя Данилов сформулировал задачу(…) так из доктора Белова надо сделать начальника поезда.

  20. Шестнадцать лет служу(,,,) такого со мной не бывало.

  21. Сережка промолчал (…)он не любил словесных заверений и клятв.

  22. Их замысел был понятен(…) они хотели схватить меня живьем и поэтому не открывали огня.

  23. Он не искал слов они(…) сами послушно и свободно приходили ему на уста.

  24. Я вздрогнула от испуга (…)надо мною раздался знакомый голос.

  25. Пофилософствуй(…) ум вскружится.

  26. Стучу в дверь (…)не открывают. Я стучу вторично. Щелкнул замок (…) высовывается голова.

  27. Вдруг вижу (…)бригадир машет мне рукой, подзывает.

  28. В учениках не ходил долго(…) ему сразу же станок доверили.

  29. Встанешь утром часа в четыре выйдешь в сад(…) роса блестит на цветах (…) шумят птицы и насекомые(…) на небе ни облачка.

  30. Махов толкнул дверцу(…) в кабину ворвался ветер и обжег ему лицо.

  31. Надежда Павловна медленно вернулась к себе, взглянула на часы (…)время подходило к двенадцати.

  32. Слова Берсенева сбылись только отчасти(…) опасность миновала(…) но силы Инсарова восстанавливались медленно(…) и доктор поговаривал о глубоком и общем потрясении всего его организма.

  33. Прошла неделя, другая(…) вдруг въезжает ко мне во двор коляска.

  34. Варвара прислушалась (…)донесся шум вечернего поезда.

  35. Я поднял голову(…) ни насмешки, ни гнева на ее лице (…)а была лишь ее свежая веселая улыбка.



. Материалы контрольной работы по теме « Сложное предложения с разными видами связи»,3 четверть.

А. 1)Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. 2) Редкий дождь хлестал в окна. 3) Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. 4) Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. 5) Ветер хлопал черными шинелями. 6) Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков.

1. Определите тип связи и средства связи предложений в тексте.

2. Какое из предложений является сложным?

3. Какое из предложений осложнено обособленным определением?

4. Какое из предложений осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом?

5. Какое из предложений осложнено обособленным определением, выраженным сравнительным оборотом?

6. Определите изобразительную функцию выделенных слов и словосочетаний.

7. Найдите в 3-ем предложении слово с фонетическим явлением оглушения.

8. Найдите слово с чередующейся корневой гласной.

9. Подберите синонимы к словам: молодость, неясный, полог.

10. Найдите в тексте слова ( 4 слова) с орфограммой «Правописание слов с приставкой на -З,-С».

Б. 1) Белоснежный лебедь упал в камыши и, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо. 2) Его правое крыло безжизненно повисло. 3) Браконьер лишил эту гордую и красивую птицу самого дорогого - полёта.4) Поэтому лебедь неподвижно лежал в камышах. 5) Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. 6)Птица издала тревожный гортанный крик.

1. Определите тип связи и средства связи предложений в тексте.

2.Какое из предложений является сложным?

3. Какое из предложений осложнено уточняющим дополнением?

4. Какое из предложений осложнено приложением?

5. Определите изобразительную функцию выделенных слов и словосочетаний.

6.Найдите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую. ( 3)

7. Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

8. Найдите в тексте притяжательное и указательное местоимения.

9.Найдите слово, образованное способом сложения.

10. Подберите синоним к слову тревожный.

11. Какое из предложений осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом?

12. Какое из слов 2 предложения соответствует схеме: приставка+ корень+суффикс+суффикс?

Текст контрольного диктанта по теме «Повторение», 4 четверть.

( Грамматическое задание вариативно)

После ужина пили чай просматривали газеты только что пр…везен…ые с почты. Потом все постепен…о разошлись спать. Остался один и все читал. Вдруг случайно взглянул на окна: за переплетами старых рам - красота старых сосен и елей романтическая путаница их хвои ветвей сучьев и синее небо апрельской лун…ой ночи. Быстро встал прош…л в лакейскую взял картуз и палку вышел на крыльцо. Ах как прекрасна ночь!

Крыльцо и вся эта сторона дома в лун…ой прозрачной тени. Впереди просторный светлый двор и озарен…ые стены и старые крыши надворных построек. Сбежал с крыльца легко молодо повернул к саду. Ночь свежая но сухая. Полная луна стоит высоко небо совершен…о чисто. Ал…ея еще голая извил…стые короткие тени спокойно лежат на сухой земле по которой так пр…ятно идти. Далеко наскво…ь виден голый сад.

Светлая ночь сияет в уюте сада над его полянами на которых стоят низкорослые старые яблони уже зацветшие.Луна смотрит с высоты прямо в лицо. Во флигеле уже много лет догнивающем в саду без присмотра светится огонек. Иду на него.

Поднявшись на крылечко и отворив дверь из сеней в прихожую не сразу понимаю что это такое: ад какой-то! Прихожая вся полна едкого дыма в дыму багрово коптит на столе лампочка а из дымной печки красными языками вырывается пламя. Старик сидя на полу на коленях топит. Он энергично ломает корявыми руками бурьян пихает его в печку и огонь вместе с клубами дыма то и дело вышибает назад.












СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол методического объединения Заместитель директора по УВР

учителей гуманитарного цикла ______________________ /Маругина И.В./

от «_____»_________________2015 г. «____»_________________2015 года

Руководитель ШМО гуманитарного цикла

___________________/Бекешева О.В./

«____»_________________2015 г.





28


© 2010-2022