Статья Преемственность в изучении русского языка и литературы начальной и средней школами

                                                                  Русский язык. Основы изучения русского языка закладываются в начальной школе. И задачей учителя-словесника в среднем звене становится углубление и расширение первоначальных знаний учащихся с опорой на изученное. Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся. Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской дл... Литература. По сравнению с начальной школой в 5 классе сокращаются часы по литературе ( 2 часа в неделю) и увеличивается объем  произведений. В связи с сокращением уроков по литературе учащиеся должны самостоятельно знакомиться с содержанием произведения и передавать его на уроке. Программа и учебники по литературе  5 класса знакомят младших школьников с определённым кругом теоретико - литературных понятий (сказка ,притча ,былина). Это даёт позитивный эффект – позволяет уже в младшем школьном в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преемственность в изучении русского языка и литературы

между начальной и средней школами.

Русский язык.

Основы изучения русского языка закладываются в начальной школе. И задачей учителя-словесника в среднем звене становится углубление и расширение первоначальных знаний учащихся с опорой на изученное.

Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся. Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний. Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание», «Части речи») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы и изучаются новые орфограммы.

В сентябре месяце в 5-х классах проводится входная контрольная работа, результаты которой сравниваем с оценками, полученными на промежуточной аттестации в 4-х классах

Сравнительный анализ контрольной работы по русскому языку в 4 и 5 классах.

4-а

5-а

4-б

5-б

4-в

5-в

Средний балл

3,75

4,09

3,9

3,55

3,5

3,7

% качества знаний

60

80

80

55

47

66

% успеваемости

95

90

90

85

95

90

Повысили оценку.

5-а класс- 6 учащихся

5-б класс- 2 учащихся

5-в класс- 5 учащихся

Понизили оценку.

5-а класс- 1 учащийся

5-б класс- 6 учащихся

5-в класс- 3 учащихся

Подтвердили оценку.

5-а класс- 12 учащихся

5-б класс- 10 учащихся

5-в класс- 12 учащихся

Хорошо усвоили темы.

1.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

2.Правописание непроизносимых согласных.

3.Правописание окончаний существительных

4. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Типичные ошибки.

1.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

2. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

3.Правописание окончаний глаголов, прилагательных.

4.Правописаниесуффиксов существительных, прилагательных.

5.Запятая при однородных членах.

Большинство учащихся показали глубину и осознанность знаний .Особенно хочется отметить то, что большинство учащихся обладает высокой мотивацией к овладению новым материалом, всегда работают. Отмечается большое количество детей, у которых хорошо развита познавательная активность. Сформированы общеучебные умения и навыки .Учащиеся умеют выделять главное, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы.

В тетрадях прослеживается соблюдение единого орфографического режима. Выполняется работа над ошибками.

Учащиеся 5-х классов умеют.

1.Находить и комментировать орфограммы.

2.Находить однородные члены предложения.

3.Называть второстепенные члены предложения.

4.Расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.

5.Выполнять различные виды разбора (фонетический, морфологический, разбор слова по составу).

6.Писать изложения (сжатые и подробные).

7.Писать сочинения (рассуждения,по картине).

Возникают трудности в обучении.

1.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

2. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

3.Правописание окончаний существительных, глаголов.

4.Правописание непроизносимых согласных.

5.Знаки препинания в сложном предложении.

6. Запятая при однородных членах.

Для улучшения знаний по трудным темам на каждом уроке проводится словарная работа, графические диктанты, разбор предложений.

Литература.

По сравнению с начальной школой в 5 классе сокращаются часы по литературе ( 2 часа в неделю) и увеличивается объем произведений.

В связи с сокращением уроков по литературе учащиеся должны самостоятельно знакомиться с содержанием произведения и передавать его на уроке.

Программа и учебники по литературе 5 класса знакомят младших школьников с определённым кругом теоретико - литературных понятий (сказка ,притча ,былина). Это даёт позитивный эффект - позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой литературы. В начальной школе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работать с текстом, больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы, что позволяет педагогу научить детей выбирать правильный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в средней школе) литературное развитие и образование учащихся. Таким образом, соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного литературного образования. Свидетельствует о преемственности учебного материала для учащихся начального и среднего звена и то, что курс литературы начинается с изучения произведений устного народного творчества. Следует отметить, что сохраняется принцип преемственности в изучении творчества таких традиционных для школьного курса писателей, как А.С.Пушкин,М.Ю.Лермонтов, С.Я.Маршак, Х.К.Андерсен. Но тут мы сталкиваемся с небольшими трудностями. По литературе требуется, во-первых, достаточная для понимания прочитанного скорость чтения, а во-вторых, большой запас лексики. Сказки, рассказы, стихи в учебниках начальной школы содержат простую лексику. Едва ли не самыми сложными произведениями являются сказки А.С.Пушкина и древнерусская литература с их устаревшей лексикой. В учебнике для пятого класса большое разнообразие лексики, ребёнок порой не в силах понять прочитанное.

При проведении уроков литературы в 5-х классах были выявлены следующие умения учащихся.

1.Умение воспринимать текст литературного произведения.

2. Выразительно читать наизусть отрывки из стихотворения.

3. Давать характеристику главному герою.

4. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературного произведения .

5.Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

6. Формулировать вопросы по тексту произведения.

7. Давать устный ответ на вопрос по тексту произведения.

8. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику.

9.Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

10.Подбирать материал о биографии и творчестве писателей, делать презентации и представлять их.

Выводы.

1.Адаптация к условиям обучения в среднем звене школы в процессе обучения русскому языку и литературе проходит в пределах нормы.

2. Общий настрой классов позитивный.

© 2010-2022