Урок по литературе в 5-ом классе. А. С. Пушкин Сказка о мертвой царевнеи семи богатырях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Углубленная работа над содержанием произведения.
Цель урока: учить детей углубляться в текст сказки, понимать содержание прочитанного, сравнивать, выражать свое мнение, находить подтверждения в тексте, комментировать эпизоды и детали, развивать навыки вдумчивого чтения художественного текста; воспитывать внимательного читателя, влиять художественными образами на формирование человеческих качеств учеников.


А.С.Пушкин был первым русским писателем,
который обратил внимание на народное творчество
и ввел его в литературу…. Он украсил народную
песню и сказку блеском своего таланта, но оставил
неизменным их смысл и силу.
М.Горький


Ход урока.
Поэтическая минутка.
Ученица читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
Да еще помянем:
Сказки сказывать мы станем-
Мастерицей ведь была
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать так душе отрадно,
И не пил бы и не ел,
Все бы слушал да сидел.
Слушай, сват, начну первой,
Сказка будет за тобой.

Экспресс-опрос
- Как вы думаете, о ком так задумчиво мог отозваться А.С.Пушкин? ( о няне ).
- Какую роль в жизни поэта сыграла эта женщина?
- Что для Пушкина означало народное творчество?
- Вспомните, кому адресованы слова: « Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» и при каких обстоятельствах Пушкин написал их?
Слово учителя.
Не случайно в начале урока прозвучало стихотворение, посвященное той женщине, которая была музой, вдохновительницей, советчицей поэта. Это она, няня Арина Родионовна, рассказывала сказки, когда поэт был в Михайловском, в ссылке, в имении своих родителей.
Декабрь, 1824 год: « Уединение мое совершенно, праздность торжественна. Соседей вокруг меня мало, вечером слушаю сказки няни, она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно»,- сообщает поэт одному из своих друзей. Как вы знаете, Пушкин с ее слов записал семь сказок. И лишь осенью 1853 года в Болдине поэт создал ряд сказок, в основу которых положил материал, услышанный от няни. Среди них была « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Вопросы по тексту:
- Какую радость подарила вам эта сказка?
- Когда страшно было читать?
- Что вызвало смех, а что заставило грустить?
- В какие моменты вы особенно сочувствовали героям?
- Что вызвало ваше возмущение, негодование?
- Зачитайте те эпизоды, которые вас сильно взволновали.
Словарная работа: выяснение значения слов инда, сочельник, молодица, ломлива, перст, девичник, сенная девушка, подворье, сорочин, спешить, рогатка, черница, изразец, лежанка,

не прекословит.

Работа по осмыслению содержания текста
Учитель читает начало сказки
- Почему начало сказки кажется таким грустным?
- Как зимняя природа помогает понять смысл повествования?
- С какой интонацией надо читать начало сказки?
- Как автор относится к первой царице?
- Но вот интонация сказки меняется. Какое слово заставляет нас насторожиться? Почему? Что говорит автор о другой царице?

Анализ авторской оценки героинь (задания по вариантам)
I вариант - выписать из текста характеристику царицы-мачехи;
II вариант - цитаты-характеристики царевны.

Эвристическая беседа.
- Почему царица решила погубить царевну?
- Почему мачеха не смогла свести со свету царевну?
- Кто в сказке спасает царевну и кто вредит ей?
- Какое участие в судьбе царевны принимает зеркальце? Чернавка? Соколко, лесные братья, Елисей?
- Как вы представляете себе место, где «спит царевна вечным сном»?
- Что хотел подчеркнуть Пушкин, показав конец царицы?
- Какие сказки о злой мачехе вы знаете? В чем сходство всех названных произведений?
Режиссура текста (восстановление правильной последовательности событий)
1. «Нищая черница ходит по двору»;
2. «Свадьбу тотчас учинили»;
3. «На терем набрела»;
4. «Царь женился на другой»;
5. «Царица у окна»;
6. « С царевной Чернавка в лес пошла»;
7. « Дочка царская жива»;
8. « Королевич Елисей….по свету скачет»;
9. « Она под образа головой на лавку пала».
Ответы: 5. 4, 6, 3, 7, 1, 9, 8, 2.

Осмысление деталей
- Почему о царевне сказано « тихомолком»?
- Как царица, обращаясь к зеркальцу, говорит в первый раз и потом? Почему?
- Почему автор называет Чернавку « старушонкой», « старушоночкой», а царевна - « бабушкой»?
Учитель: А.С.Пушкин, создавая « Сказку о мертвой царевне….» обращался к разным источникам. Но сказочник-поэт их не повторял, а творил. В чем мы с вами, убедимся, если сравним сюжеты заимствованных произведений с творениями Пушкина.
1.Сюжет « Мертвая царевна» популярен в фольклоре европейских народов (немцев, итальянцев, французов). В России он больше известен под названием « Волшебное зеркальце». Его основу составил миф об умирающем и воскресающем божестве, связанный с олицетворением растительной природы.
2. Возможно, что в основу пушкинской сказки было положено литературное приложение сюжета из русского сборника конца VIII века « Старая погудка на новый лад».
3. Отмечают большое сходство с немецкой известной версией сказки о Белоснежке из сборника братьев Гримм. Например, мачеха велит охотнику отвести царевну в лес, убить и принести ее сердце. Но сжалившийся слуга оставляет ей жизнь и убивает собаку.


Сравнение сказки Пушкина и немецкой сказки

Немецкая сказка

Сказка Пушкина

1. Смерть матери. Зависть мачехи к красоте падчерицы.
2. Мачеха приказывает охотнику убить королевну. Он отводит ее в лес, потом щадит (убивает собаку).
3.Королевна находит в лесу домик карликов и остается у них.
4. Мачеха пытается умертвить девушку с помощью отравленного пояса, гребня, яблока.
5. Королевский сын находит девушку в хрустальном гробу и пробуждает к жизни.
6. Их свадьба и смерть мачехи.

1.Смерть матери. Зависть мачехи к красоте падчерицы-невесты.
2. Мачеха приказывает служанке погубить царевну. Служанка отводит ее в лес, но там щадит.
3. Царевна находит в лесу на терем семи богатырей и остается там жить.
4. Царица умертвляет царевну с помощью отравленного яблока.
5. Королевич Елисей ищет царевну. Он находите в хрустальном гробу и пробуждает к жизни.
6. Их свадьба и смерть мачехи.

Сравнив сюжеты пушкинской и немецкой сказок, попробуйте назвать самое существенное различие. (У Пушкина появляется мотив поиска исчезнувшей невесты королевичем Елисеем).
4. Поэт использовал еще один источник, который не оставил следов в его бумагах,- это украинская сказка « Золотоволосая Ялена».
Чтение сказки учителем.
- Сравните украинскую сказку с пушкинской. Отметьте сходство.
5. Послушаем еще одну сказку. Ее поэт услышал в Михайловском.
Чтение сказки заранее подготовленной учеником.
6. Взяв сюжет из русской народной сказки, поэт создает предысторию жизни царевны у лесных братьев, мотивирует месть мачехи завистью к нежной красоте царевны и ее возлюбленного. В народной сказке царевич влюбляется в «труп». В пушкинской, Елисей- жених царевны, и любовь ведет его на поиски пропавшей невесты. Любовь, которая побеждает все козни мачехи и пробуждает царевну от вечного сна.
Обобщение материала учителем.
Запись возможных источников сказки А.С.Пушкина.
Как видим, Пушкин использовал ряд источников, но не прямо подчиняется им, а создает иное по характеру произведение.



Истоки, используемые Пушкиным для написания сказки

Народная немецкая сказка «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм.

Литературное переложение сюжета из русского сборника «Старая погудка на новый лад».

Известный Пушкину из устной традиции украинский вариант сказки.

Законспектиро-ванный поэтом в Михайловском русский устный вариант.

Былина из сборника Данилова.



Домашнее задание: Подумать, почему сказка так называется? Выразительно читать сказку. Выучить понравившийся отрывок.

© 2010-2022