Личтностно-ориентированное обучение на уроках казахского языка

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении.   Мы должны научить детей быть компетентными и прежде всего самим быть компетентными, сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться,  должны научить ученика учиться, самостоятельному усвоению знаний и применению этих знаний на практике. Этому противоречат традиционные методики преподавания, которые основаны на трансляции готовых знаний и механическом  запоминании, что пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный подход

в обучении казахскому языку

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Мы должны научить детей быть компетентными и прежде всего самим быть компетентными, сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться, должны научить ученика учиться, самостоятельному усвоению знаний и применению этих знаний на практике. Этому противоречат традиционные методики преподавания, которые основаны на трансляции готовых знаний и механическом запоминании, что приводит к поверхностному обучению. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать образованный, воспитанный человек. Поэтому всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. И мне как учителю языковеду нужно использовать такие методы и средства обучения и восприятия, которые позволяли бы мне в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении казахскому языку. Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. А для того, чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков:

- Опираясь на теоретические и практические знания уровневых курсов строю свои уроки на основе конструктивистской теории обучения. Данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников.

- В ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями

- Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал

- Для обеспечения более точной оценки учения использую различные формы коррекции, индивидуальной работы на уроке.

Используя личностно-ориентированный подход на уроках, развиваю у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При разработке системы учебных заданий на уроке учитываю не только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю в виде правил, алгоритмов действий или путём организации самостоятельного поиска.

Основным путём развития познавательных способностей учащихся на уроке, считаю, постоянную активизацию различных способов, приёмов освоения учебного материала. Предлагая ученикам свои способы, учитель может стать сам источником их становления, иллюстрировать их ученикам, создавая тем самым благоприятные условия для овладения ими.

Психологами доказано, что один и тот же учебный материал может усваиваться через активное включение различных сенсорных систем.
Различные самостоятельные «коды».

Семантические коды - это те мыслительные операции, которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом. Например, когда на уроке я диктую слова, которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух, другой стремится записать, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д.

Одна из особенностей преподавания в малокомплектной школе, это малая накопляемость в классе, что позволяет нам учителям, лучше знать особенности каждого ученика и организовывать образовательный процесс с их учетом. Строить урок так, чтобы он был не столько информационным, сколько развивающим. Поэтому я стараюсь по-разному преподносить материал. Например, в 5 классе использую приём соотнесения слов с картинкой, изображающей этот предмет что позволяет учащимся запоминать новые слова. А запомнить наречия «алдында, артында, устинде, астында» помогают движения рук вперед, назад и т.д., при этом дети еще и непроизвольно выполняют физические упражнения. При закреплении темы провожу игру на внимание.

При предъявлении учащимся учебного материала, подлежащего усвоению, стараюсь ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы. Так, например, давая задания на дом, чётко указываю, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке, выучить песенку. Работая дома над заданием, ребята должны иметь чёткую целевую установку по организации деятельности усвоения.

Учитывая то, что дети не любят заучивать правила я ввела в свою практику использование опорных схем. Так, например, уже с 5 класса учащиеся ведут записи по грамматике, записывают правила, примеры. Сразу же приучаю их к ведению сокращенной записи, М- мысалы, д/ты д- дауысты дыбыс, д/сыз д- дауыссыз дыбыс. Считаю, что это развивает зрительную память и мышление

Зат есім

Заттың атын білдіреді

Кім? Не? Кімдер? Нелер? д.с.ж.б.

При этом дети смотря на опорную схему проговаривают все правило. Эти опорные слова позже встречаются в тестах. Для себя отметила, что такой вид работы нравится детям. Если сильные учащиеся быстро читают схему, то слабоуспевающие чувствуют поддержку в ней и стараются проговаривать заданный материал. В 9 классе при знакомстве с видами простых предложений также использую схемы

____ бар, кейде айтылмай тұрса да ____ арқылы табуға болатын

ж.с.т жақты сөйлем д.а.

При повторении так же использую схемы, которые детям нравится самим прочитывать. Так, повторяя виды окончаний, предлагаю прочитать схему

ҚЛичтностно-ориентированное обучение на уроках казахского языка.т. -дың 4 түрі бар.

1Личтностно-ориентированное обучение на уроках казахского языка. К.

2Личтностно-ориентированное обучение на уроках казахского языка. Т.

3Личтностно-ориентированное обучение на уроках казахского языка. Ж.

4Личтностно-ориентированное обучение на уроках казахского языка. С.

В 8,9 классе веду целенаправленную подготовку к сдаче итоговой аттестации, систематически провожу тестирование по предмету. Накопляемость данных классов позволяет работать индивиуально с каждым учеником. Большую помощь в моей работе оказывает индивидуальная коррекционная карта учащихся. Согласно этой карте я отмечаю отдельные изучаемые темы и фиксирую результаты знаний, умений и навыков по этим темам. А учащиеся самостоятельно фиксируют у себя в дополнительных тетрадях тему, над которой предстоит поработать. Для повышения качества знаний, а также стимулирования заинтересованности учащихся и повышения качества оценки, использую коррекционную индивидуальную работу как на уроке, так и вне его.

Таким образом, в целях развития личности, его саморазвития и самосовершенствования стараюсь

использовать на уроке различные формы и виды преподавания;

использовать нетрадиционные формы групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

уделять внимание к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к созданию им не только результата, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать, как организовывали свою работу, какими способами пользовались, чем им больше понравилось заниматься;

организовывать занятия в группах на основе диалога, ролевых игр, тренингов учебного общения.



© 2010-2022