Урок внеклассного чтения в 8 классе Образ учителя в современной литературе

Урок разработан в рамках работы творческой лаборатории учителей русского языка и литературы под руководством профессора Е.О.Галицких в ИРО г.Кирова. Такая форма работы была предложена  на курсах «Формирование читательской компетенции как средство духовно-нравственного воспитания школьников».   Опыт организации уроков внеклассного чтения по литературе опубликован в книге «Книга в руках учителя и ученика» (Киров, 2014г). Цели: Знакомство учащихся с лучшими произведениями современной литературы, ф...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения в 8 классе

по повести Г.Горышина «Любовь к литературе»


Тема урока: Образ учителя в произведениях современной литературы

Учитель: Пластинина Тамара Алексеевна


Цели:

Знакомство учащихся с лучшими произведениями современной литературы, формирование мировоззрения учащихся.

Гуманистический компонент: преподаватели, руководствуясь принципом гуманности и беспристрастности, должны воспитать в учениках лучшие нравственные качества.

Литературоведческий компонент: исторический фон художественного произведения, внутренний монолог как прием психологизма, текстовая характеристика литературного героя, композиционно-организующие компоненты текста.

Развитие речи: сочинение-рассуждение, формулирование вывода по проблематике произведения.

Тип урока: урок жизни

Методы: частично-поисковый

Средства обучения:

  1. Г.Горышин. Повесть «Любовь к литературе». Ленинград, Детская литература, 1987

  2. Список произведений о школе

  3. Мультимедийное сопровождение урока

План-конспект урока

  1. Оргмомент.

  2. Целеполагание и мотивация.

1) Осмысление названия темы урока.

2) Формулировка проблемного вопроса по теме: Почему «любовь к литературе оказалась сильнее любви к физкультуре»?

3. Актуализация знаний.

Беседа по вопросам домашнего задания:

а) что узнали об авторе повести?

б) о чем эта книга?

в) в чём жанровое своеобразие произведения?

4. Первичное усвоение знаний.

Анализ содержания повести.

- Где и когда происходят события? («…После снятия блокады мы приехали жить в Ленинград…»)

- Сколько времён отражено в повести? (Используется приём параллелизма, чтобы вызвать живой интерес к изучаемому произведению)

40-50-е 80-е 2000-е

(послевоенное время (время написания) (актуальность проблемы)

в произведении)

- С чего начались воспоминания автора о детстве? («…Первое моё путешествие по лесным российским просёлкам, быть может, заронило в мою душу искру неутолимой страсти странничества»)

- Каким было послевоенное детство героев? («Очень нервные и драчливые были ленинградские мальчишки после блокады…»)

- Какова роль школы в жизни главного героя? («Учителей к тебе судьба приставляла разных: одних ты любил, других не очень. Так же и науки: одни пригодились, другие забыты(а всё равно пригодились). На первом месте учитель литературы и русского языка. Его наука стала основой твоего духовного существа»)

- Как изображён учитель Борис Борисович Стах в восприятии подростка? («Учитель прочёл нам отрывок из романа», «…объяснил, что значит чувство Победы», «создал кружок любителей литературы…», «вводил в магический мир слов»

- Что изменилось с появлением нового учителя? («Какие - то проблески замечены во мне учителем. Мне хочется написать мои мысли. Я начал писать мой дневник».)

- Как объясняет сам герой изменения, произошедшие с ним?

(«В отрочестве…больше всего человека томит ненатруженность, неусталость. От неё и происходят моральные вывихи, звериные прыжки - от праздности мышц, от простоя мыслительного аппарата»)

  1. Первичное закрепление учебного материала.

- Роль учителя в повести, в воспоминаниях родителей учащихся и в наши дни.

- Проект «Учитель в моей жизни» (индивидуальные задания).

- Формулируем вывод по повести («Учитель литературы в средней школе в первые послевоенные годы заронил в душу будущего писателя любовь к своему предмету, эта любовь определила жизненный путь, повела в увлекательные путешествия по русским лесам…»)

Роль учителя велика в жизни любого школьника, если есть сотрудничество, взаимопонимание, творчество. Всё это особенно важно в жизни подростка, когда формируются взгляды, определяется жизненный путь.

  1. Домашнее задание.

Продолжите фразу «Учитель для меня - это…»

  1. Рефлексия. Итоги урока.


© 2010-2022