Рабочая программа по литературе по учебнику Курдюмовой Т. Ф

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе

для 10 класса (базовый уровень)

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПОО, примерной программы по литературе для старших классов, авторской программы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой «Русский язык и литература. Литература». Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, содержание учебного предмета «Русский язык», учебно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности, учебно-методический комплекс. Содержание курса «Русский язык» направлено на осуществление следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;

  • развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко - литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

  • написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Литература как учебная дисциплина тесно связана изучением русского языка и совершенствованием речевой культуры и коммуникационных навыков. Широко используя ряд гуманитарных наук, литература помогает формировать человекамыслящего и гуманного. Это процесс использует логику развития подростка, его возрастные этапы.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.

Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.



3.Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план предусматривает обязательное изучение предмета «Литература» в 10 классе в объеме 3 часа в неделю. Предложенная программа рассчитана на 105 часов (3часа в неделю). В программу внесены следующие изменения: в связи с подробным изучением творчества А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова в 9 классе сокращены часы на изучение творчества этих авторов и А.К. Толстого, К. Хетагурова. Добавлены следующие произведения:

А.Н. Островский «Бесприданница», И.С. Тургенев «Записки охотника», Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», Б. Васильев «В списках не значился».

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты:

1) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

2) осознание себя представителем своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

3) формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

4) выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;

5) формирование основ коммуникативной компетенции в общении;

6) совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты:

1)использование понятийного аппарата и научных методов познания;

2)использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы;

3)умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4)умение извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, CD учебного назначения, ресурсы Интернета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

5)умение использовать на практике основные логические приемы, методы наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др.;

6)умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций

7)умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности;

8)умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника и признавать право человека на иное мнение.

Предметные результаты :

1) понимание ключевых проблем изученных произведений;

2) понимание связи произведения с эпохой его написания;

3) владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений;

4) освоение техники самостоятельных творческих работ;

5) понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;

6) понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;

7) овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся ;

8) создание рефератов на литературные и общекультурные темы.


5.Содержание учебного предмета «Литература»


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА

Россия в первой половине ХIХ века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины ХIХ века. Национальное самоопределение русской литературы.

Теория. Реализм и его становление.

А.С. Пушкин. «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия», «…Вновь я посетил…», «Пора, мой друг, пора..», «Поэт», «Из Пиндемонти».

Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в творчестве Пушкина: природа, любовь,Ю дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.

«Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

«Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.

Развитие реализма в творчестве А.С. Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

Теория. Народность литературы.

М.Ю. Лермонтов. «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Нищий», «Мой демон». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

«Герой нашего времени» («Фаталист»). Общая композиция социально-психологического романа. Его герой и проблема судьбы, сюжет и фабула.

Теория. Романтическое и реалистическое начало в лирике Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Литература середины XІX века как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

Роль творчества Н. Гоголя в судьбах русской литературы.

Критика. В.В. Набоков. «Гоголь» (фрагменты).

Теория. Образ автора в произведении.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XІX ВЕКА.

Русская литература второй половины XІX века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Формирование русского национального театра.

А.Н. Островский. «Гроза». «Бесприданница».

Этапы биографии и творчества.

Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством» .Внутренний конфликт Катерины. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.

«Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Критика. Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; Ап. Григорьев. «После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу».

Методика. Использование материалов по истории постановок пьес на сцене, художественным фильмам.

И.А. Гончаров . «Обломов»

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. Общая характеристика романов. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика.

Критика. Н.А. Добролюбов. «Что такое «обломовщина»; Д.И. Писарев. «Обломов» - роман Гончарова.

Теория. Нарицательные образы - герои художественных произведений.

И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника».

Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Критика. М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени»; Д.И. Писарев. «Базаров»; Н.Н. Страхов. «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев - поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой».

Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

А.А. Фет . «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Сочетание передач человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных переживаний человека. «Зоркость по отношению к красоте» (А.А. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А.В. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.

Теория. Теория «чистого искусства».

А.К. Толстой. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения...», «Государь ты наш батюшка...». Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Ведущие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние романтической и фольклорной традиции на его произведения.

Теория. Влияние фольклора на лирику XIX в.

Н. А. Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Зине», «О Муза! Я у двери гроб а...», «Умру я скоро...».

Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Использование «вечных тем» в поэзии Некрасова.

«Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Народность творчества.

К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к творчеству Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Теория. Стихотворный перевод.

Методика. Возможно изучение каждой из тем (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой, Н. А. Некрасов, К. Хетагуров) как монографической, но допустим и обзор в сочетании с изучением одной из этих тем как монографической.

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор). Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60-70-х гг. ХIХ в. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе. Теория. Отражение жизненных коллизий в литературе.

Методика. Ранее в школе этот роман изучался очень подробно и у учителя есть много материалов, из которых он может выбрать те, которые отражают сегодняшний взгляд на это произведение. Целесообразна подготовка докладов о судьбах утопий в литературе мира. Беседа об истории утопий в художественной литературе будет предпосылкой обращения к жанру антиутопии в литературе XX в.

Н. С. Лесков. «Тупейный художник», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда». Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Необычность его жизненной позиции и судьбы его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений.

«Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин - один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести.

«Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры, сказ. Близость к народной речи и активное словотворчество.

«Леди Макбет Мценского уезда».

«Хищники» Лескова. Две Катерины в русской литературе 19 века.

Теория. Сказ.

Методика. Творчество Лескова для старших классов - тема относительно новая. Можно использовать ученические сообщения о его произведениях, а также предложить понаблюдать за словом в художественном тексте, создать словарик слов, которые придумал писатель. Каждое из них не только интересно само по себе, но и очень отчетливо характеризует героев.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала «Истории...». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Теория. Условность в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Методика. Интересно создание словарика слов эзопова языка в произведениях Салтыкова-Щедрина или словарика приемов, которые использует автор для сатирического изображения своих героев.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски человека в человеке в его произведениях.

«Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его двойники Лужин и Свидригайлов. Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.

Психологизм прозы Достоевского. Роль внутренних монологов и снов героев в романах. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XX в.

Теория. Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Полифонизм романов Достоевского.

Л. Н. Толстой. «Война и мир».

Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (повторение).

«Война и мир». «Бородино» М. Ю. Лермонтова как «зерно» замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности произведения: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Исторические личности и герои романа-эпопеи: Кутузов и Наполеон. Антитеза образов полководцев. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Различие путей нравственных поисков героев романа Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа: Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. как Отечественная война. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. «Дубина народной войны»: партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Лев Толстой - классик и самобытный философ. Интерес к писателю в современном мире.

Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

Методика. Знакомство с романом-эпопеей «Война и мир» представляет собой эпоху в духовной жизни учащегося. Огромную роль может сыграть сопоставление позиций Достоевского и Толстого. Богатый материал для беседы на уроке может дать знакомство с журнальным вариантом романа-эпопеи.

А. П. Чехов. «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь», «Дама с собачкой», «Палата №6», «Вишневый сад». Чехов-прозаик и Чехов - драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Студент», «Дуэль», «Дом с мезонином», «Анна на шее», «Душечка», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы зрелого Чехова. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. «Биография настроений» этих рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека». Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение творческого труда как основы подлинной жизни. Мастерство писателя: внимание к детали, импрессионизм, философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста, особое внимание к миру всего живого. Способы создания комического эффекта.

«Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления - основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова и их художественное своеобразие. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.

Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.

Методика. Предложите учащимся включиться в поиск ответа на вопрос, который пока не получил ответа: почему Чехов упорно настаивал на том, что «Вишневый сад» - комедия?

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества характерных для эпохи писателей.

Э. Т. А. Гофман. Связь реального и фантастического в романтических произведениях Гофмана. «Двоемирие» в отражении действительности. «Серапионовы братья». «Щелкунчик». Герои и события в его произведениях.

Ч. Диккенс. «Записки Пиквикского клуба». История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах писателя-реалиста.

О. де Бальзак. «Человеческая комедия» великого реалиста. «Гобсек». Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Писатель как глава французского романтизма. Главные герои романа: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе. Образ собора и его роль в романе.

Э. А. По. «Золотой жук». Динамичность сюжета. Острая характерность облика и поведения героев. Эдгар По как основоположник жанра детективной новеллы.

Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.

Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драмидей» как социально-психологических драм.

А. Рембо. «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм. Символические образы в стихотворении.

Теория. Социально-психологическая драма. Психологизм.

Методика. Знакомство с зарубежной литературой возможно и в форме обзора, и как последовательное изучение одной-двух монографических тем, следующих за общим обзором. При этом целесообразно использовать сведения о популярности данных авторов и произведений у русских читателей, а при обращении к драматургии - о постановках на русской сцене.

6. Учебно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности


№№

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

( в том числе)

1.

Литература ХIХ века. Введение

1

-

2.

Литература первой половины ХIХ века

2

-

3.

А.С. Пушкин.

8

1

4.

М.Ю. Лермонтов

2

-

5.

Н.В. Гоголь

3

-

6.

Русская литература второй половины ХIХ века.

2

-

7.

А.Н. Островский

7

1

8.

И.А. Гончаров

6

1

9.

И.С. Тургенев

11

1

10.

Ф.И. Тютчев

2

-

11.

А. А. Фет

2

-

12.

А.К. Толстой

2

1

13.

Н.А. Некрасов

7

1

14.

К. Хетагуров

1

-

15.

Н.Г. Чернышевский

1

-

16.

Н.С. Лесков

3

-

17.

М.Е. Салтыков - Щедрин

4

-

18.

Ф.М. Достоевский

12

2

19.

Л.Н. Толстой

16

1

20

А. П. Чехов

8

1

21.

Зарубежная литература ХIХ века

4

2

ИТОГО

105

12





7. Учебно-методический комплекс

Для учащихся:

1. Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.2. Маранцман В.Г. и др. Литература: Учебник для 10 класса: Базовый и профильный уровни: В 2 частях. - М.: Просвещение, 2014

2. Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс. - М: ООО, Издательство «Эксмо», 2009

3. Пустовой П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. - М., 1991.

4.Скатов Н. Н. Русский гений. - М., 1987.

5. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов 2 половины 19 века). 10 класс. Составитель Мартемьянова И.К.. - Волгоград: ООО «Экстремум», 2005

6. Миронова Н. А. ЕГЭ 2010. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2010

7. Фогельсон И. А. Литература учит: 10 кл.: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990

8. Миронова Н. А. Литература в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы. - М.: АСТ: Астрель, 2010

Для учителя

1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. - М.: «ВАКО», 2009

2. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 - 11 кл. - М.: Дрофа, 2002

3. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000

4. Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. - 3-изд. - М.: ООО» ТИД»Русское слово - РС», 2007

5. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература XIX. Вторая половина: В 2 частях/ Под ред. Л. Г. Максидоновой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС

Интернет-материалы

  1. som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  2. ug.ru/ -«Учительская газета»

  3. school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  4. schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  5. 1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  6. all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  7. mapryal.org/ - Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

  8. philology.ru/default.htm - Русский филологический портал

  9. Электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 10 класс». - М.: «Кирилл и Мефодий», 2005.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по литературе

Класс 10

Учитель Волкова Ирина Борисовна

Количество часов: всего 105 часов; в неделю 3 часа








№ уро-ка

Тема урока

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД)

Вид контроля

Примерная дата

Фактическая дата

1

Литература ХIХ века. Введение

Задачи курса и общая характеристик его монографических и обзорных тем в лекции - обзоре литературы 1 половины ХIХ века как части истории русской литературы.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, CD учебного назначения, ресурсы Интернета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики; понимание образной природы литературы как одного из видов искусств; понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции.

Текущий

3.09

Литература первой половины ХIХ века

2-3

Русская литература первой половины XIX века.

Россия в первой половине ХIХ века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины ХIХ века. «Пушкин» - «Лермонтов» - «Гоголь» - центральная линия развития русской литературы и ведущие темы курса.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, CD учебного назначения, ресурсы Интернета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики; понимание образной природы литературы как одного из видов искусств; понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции.

Текущий

8.09

10.09

4-5

А.С. Пушкин. Лирика.

Жизненный и творческий путь Пушкина. Основные мотивы лирики, «вечные темы» в творчестве Пушкина. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественное открытие Пушкина.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы

Текущий

14.09

15.09

10.09

14.09

6

А.С. Пушкин. Медный всадник и главный герой поэмы.

Обращение к родной истории: повторение («Капитанская дочка» и «История Пугачёва») и анализ поэмы «Медный всадник». Поэма «Медный всадник» рассматривается среди произведений поэта о Петре.

Формирование чувства любви к Родине и патриотизма; выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы; понимание ключевых проблем изученных произведений;

понимание связи произведения с эпохой его написания;

владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи.

Текущий

15.09

7

А.С. Пушкин. «Медный всадник». Проблемы власти.

Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба одного человека.

Формирование чувства любви к Родине и патриотизма; выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы; понимание ключевых проблем изученных произведений;

понимание связи произведения с эпохой его написания;

владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи.

Текущий

17.09

8-9

«Борис Годунов» - историческая трагедия.

Царь Борис - герой трагедии. Народ и власть в творчестве Пушкина. Обобщение материалов о Пушкине и его месте в общей картине российского искусства ХIХ века. Сопоставление произведений разных искусств - откликов на творчество Пушкина.

Формирование чувства любви к Родине и патриотизма; выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы; понимание ключевых проблем изученных произведений;

понимание связи произведения с эпохой его написания;

владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи.

Текущий

21.09

10-11

РР Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина.

Формирование основ коммуникативной компетенции в общении; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся.

Итоговый

12

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Рассказ о событиях трагической судьбы поэта. Анализ его романтической лирики. Особенности лирического героя стихотворений Лермонтова. Работа со стихом поэта.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы

Текущий

24.09

28.09

13

Романтизм и реализм в романе «Герой нашего времени». Глава «Фаталист».

Поэзия и проза в творчестве Лермонтова. Композиция социально-психологического романа и решение вопроса о фабуле и сюжете при анализе композиции всего романа. «Фаталист» - финальная новелла романа. Печорин - герой своего времени.

Формирование чувства любви к Родине и патриотизма; выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы; понимание ключевых проблем изученных произведений.

Текущий

29.09

30.09

14

Н.В. Гоголь. Эпоха Гоголя.

Жизненный путь Гоголя. Повторение изученного ранее. «Петербургские повести».

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы

Текущий

1.10

15-16

Правда и ложь, реальность и фантастика повести «Невский проспект».

Роль «нефантастической фантастики» повестей и сатиры на страницах произведений Гоголя. «Невский проспект» как картина жизни столицы. Герои этого мира - Пирогов и Пескарев. Автор как психолог и как сатирик. Особенности мастерства.

Формирование чувства любви к Родине и патриотизма; выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы; понимание ключевых проблем изученных произведений.

Текущий

5.10

Литература второй половины ХIХ века

17-18

Русская литература второй половины ХIХ века.

Определение роли литературы в культурной жизни страны. Критический реализм. Традиции и новаторство.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, CD учебного назначения, ресурсы Интернета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики; понимание образной природы литературы как одного из видов искусств; понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции.

Текущий

19

А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества.

Обсуждение темы «Драматург, театр и его зрители» на материале пьес Островского.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, CD учебного назначения, ресурсы Интернета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики; понимание образной природы литературы как одного из видов искусств; понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции.

Текущий

20

«Гроза» как «самое решительное произведение» Островского.

Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Город Калинов и его обитатели.

Выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы; понимание ключевых проблем изученных произведений.

Текущий

21-22

Трагедия Катерины в драме «Гроза».

Образ Катерины. Её душевная трагедия. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Внутренний конфликт Катерины. Тема греха, возмездия и покаяния.

Выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы; понимание ключевых проблем изученных произведений.

Текущий

23

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Обучение конспектированию статьи. Сравнительный анализ оценки образа Катерины Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым (выдержки из статьи «Мотивы русской драмы»)

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; понимание ключевых проблем изученных произведений; понимание связи произведения с эпохой его написания.

Текущий

24

Трагедия одинокой души в пьесе «Бесприданница»

Душная атмосфера города Бряхимова. Лариса и Паратов. Лариса и Карандышев.

Выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы; понимание ключевых проблем изученных произведений.

Текущий

25

РР Подготовка к сочинению по творчеству Островского.

Формирование основ коммуникативной компетенции в общении; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся.

Итоговый

26

И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества.

Биография Гончарова: писатель и цензор. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», «Фрегат «Паллада» и критические заметки.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, CD учебного назначения, ресурсы Интернета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики; понимание образной природы литературы как одного из видов искусств; понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции.

Текущий

27-28

Человек и его судьба в романе. Анализ главы «Сон Обломова».

Обломов как гоголевский персонаж. Усложненность характера Обломова. Типичное и индивидуальное в литературе. Прием антитезы в романе. Роль главы «Сон Обломова» в произведении.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

29

Обломов и Штольц. Обломов и Захар.

Смысл сопоставления образов. Недостатки Обломова как продолжение его достоинств. «Обломовщина» как явление жизни. Статьи о романе.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений

Текущий

30

Обломов и Ольга Ильинская.

Пушкинское начало в характере героини. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений

Текущий

31

РР Подготовка к сочинению по творчеству И.А. Гончарова.

Формирование основ коммуникативной компетенции в общении; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся

32

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества.

Мир тургеневского детства. Путь в литературу. Полина Виардо.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, CD учебного назначения, ресурсы Интернета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики; понимание образной природы литературы как одного из видов искусств; понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции.

Текущий

33

Своеобразие цикла рассказов «Записки охотника».

Мастерство в изображении пейзажа, характеров персонажей. Художественные особенности рассказов

Формирование чувства любви к Родине и патриотизма

Текущий

34

Изображение социально-исторического фона в романе «Отцы и дети».

Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Динамика художественного строя романа, его тем, образов.

Текущий

35-36

Базаров и поколение «отцов». Нигилизм Базарова.

Происхождение и образование Базарова. Нигилизм Базарова как склад мышления, научное мировоззрение и программа. Старички Базаровы. Причины разлада между Базаровым и его родителями.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений

Текущий

37

Основа конфликта в романе.

Причины противоборства П.П. Кирсанова и Базарова. Конфликт поколений. Поведение Кирсанова и Базарова во время дуэли. Поражение аристократизма. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений

Текущий

38

Базаров и современники.

Ученики Базарова. Кукшина и Ситников.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений

Текущий

39

Испытание любовью.

Противоречивость характера Базарова. Поражение в любви как наказание самолюбивому герою.

Выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника и признавать право человека на иное мнение; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы; понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции.

Текущий

40

Базаров и родители.

Отношение Базарова к родителям. «Бунтующее сердце». Различие во взглядах.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений

Текущий

41

«Умереть, как умер Базаров - значит совершить подвиг». Художественное своеобразие романа.

Трагическое одиночество Базарова. Поединок со смертью, смысл эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений

Текущий

42

РР Сочинение по роману «Отцы и дети».

Формирование основ коммуникативной компетенции в общении; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся

Итоговый

43

Ф.И. Тютчев. Личность, творчество. Тютчев - певец русской природы.

Биографические сведения о писателе. Полнота и красочность картин природы. Природа как «инобытие».

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

44

Философская лирика Тютчева.

Тютчев о судьбе народа и Родины. Поэзия мысли - вершина лирики.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

45-46

Метафоричность поэзии А.А. Фета.

Своеобразие лирики Фета. Музыкальность, мелодичность стиха. «Зоркость по отношению к красоте» окружающего мира, «умение ловить неуловимое». Фет и теория «чистого искусства».

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

47-48

Лирика А. Толстого.

Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики. Своеобразие художественного мира А.К.Толстого. Фольклорные, романтические и исторические мотивы лирики.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

49

РР Сочинение по лирике Фета, Тютчева, Толстого.

Формирование основ коммуникативной компетенции в общении; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся

Итоговый

50

Н.А. Некрасов. Певец народной жизни.

Начало литературного пути. Народная основа лирики.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

51

Исповедальные мотивы в лирике Некрасова.

Лиризм и проникновенность стиля. Глубина самоанализа.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

52

«Кому на Руси жить хорошо?». История создания.

Мастерство поэта в отражении народной жизни. Композиция поэмы, замысел. Анализ «Пролога», гл. «Поп», «Сельская ярмонка»

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

53-54

Многообразие крестьянских типов.

Странники - правдоискатели. Ермил Гирин и Яким Нагой. Савелий, богатырь святорусский. Образ крестьянки в поэме. Крестьяне-холопы.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

55

Нравственные проблемы в поэме.

Проблемы счастья, долга и смысла жизни. Образ Гриши Добросклонова.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

56

РР Подготовка к сочинению по творчеству Некрасова

Формирование основ коммуникативной компетенции в общении; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся

57

К. Хетагуров. Лирика.

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к творчеству Некрасова.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

58

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?»

Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа в литературном процессе 60-70-х годов ХIХ века. Характеристика «новых» людей и «особенного» человека Рахметова.

Формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение использовать на практике основные логические приемы, методы наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др.; понимание ключевых проблем изученных произведений;

понимание связи произведения с эпохой его написания.

Текущий

59

Н.С. Лесков. «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

Особенности лесковской повествовательной манеры. Образы праведников как воплощение народного идеала и христианской идеи естественного человека. Призвание «маленького человека» и его судьба. Близость к народной речи и активное словотворчество.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение использовать на практике основные логические приемы, методы наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др.; понимание ключевых проблем изученных произведений;

понимание связи произведения с эпохой его написания.

Текущий

60

«Очарованный странник» Н.С. Лескова - пытливый исследователь русского национального характера

Праведники? Кто они? Иван Флягин - один из правдоискателей земли русской. Религиозно-фольклорная основа образа.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

61

Драма женщины в повести «Леди Макбет Мценского уезда». Две Катерины

«Хищники» Лескова. Две Катерины в русской литературе 19 века.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

62

М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества.

Образование и воспитание писателя. Многогранная литературная деятельность.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение использовать на практике основные логические приемы, методы наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др.; создание рефератов на литературные и общекультурные темы.

Текущий

63

«История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

Образы градоначальников и глуповцев. Гротеск, сатира. Перекличка событий и героев произведений с фактами российской истории. Органщик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

64-65

«Сказки». Обличение самодурства, произвола, пустословия, обывательщины.

Самобытный характер сказок. Социальное и общечеловеческое в сказках. Письменная творческая работа.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

66

Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества.

Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение использовать на практике основные логические приемы, методы наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др.; создание рефератов на литературные и общекультурные темы.

Текущий

67

«Преступление и наказание». Петербург Достоевского.

Достоевский как человек и художник. Ранние повести.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

68

Раскольников - главный герой романа.

Своеобразие романа. Город контрастов. Судьбы «маленьких» людей.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

69

Преступление Раскольникова.

Преступление и наказание. Духовная значимость героя. Социальные и философские истоки бунта.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

70-71

Теория Раскольникова и её крушение.

Мятежная идея преступления как потрясения основ законного мироустройства.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

72

Двойники Раскольникова.

Лужин и его место в романе. Свидригайлов как второе «я» героя.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

73

Роль снов Раскольникова в романе.

Сон-воспоминание об избиении саврасой клячонки - крик измученной души. Сон-предостережение о б опасности теории

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

74

Встречи с Порфирием Петровичем

Встречи с Порфирием Петровичем - психологический поединок

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

75

Раскольников и Соня.

Значение образа Сони в романе. «Воскрешение Лазаря»

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

76-77

Презентация и защита творческих проектов по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Формирование основ коммуникативной компетенции в общении; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; создание рефератов на литературные и общекультурные темы.

Итоговый

78-79

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Интерактивная экскурсия в Ясную Поляну Л.Н. Толстого. «Севастопольские рассказы»

Ясная Поляна как воплощение отчего края. Духовные искания в юности. Начало творческой деятельности. Изображение суровой правды войны.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение использовать на практике основные логические приемы, методы наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др.; создание рефератов на литературные и общекультурные темы.

Текущий

80

«Война и мир» - роман-эпопея. Изображение высшего света.

История создания и замысел. Композиция и ключевые проблемы. Смысл заглавия. Бездуховность и пустота светского общества. «Срывание масок» через портретную и речевую характеристику героев. Пьер Безухов.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

81-82

Любимые герои Толстого. Андрей Болконский. Трудное обретение счастья.

Противопоставление пустоты света богатству внутреннего мира главных героев. Мечта о славе. Андрей Болконский и его кумир Наполеон.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

83-84

Пьер Безухов. Поиск смысла жизни.

Традиционность и новизна характера. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

85

Женские образы в романе. Наташа Ростова на пути к счастью.

Внешняя красота Элен, Вера Ростова, Жюли, Соня, Лиза Болконская, Наташа и Марья Болконская. Музыкальность и поэтичность Наташи как присущий ей дар пре красного. Трагические испытания Наташи. Сопоставительная характеристика: Наташа и Элен, Наташа и княжна Марья.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

86

Изображение в романе войны 1805 года.

«Истинные» и «ложные» герои. Николай Ростов на войне. Война как охота. Внутренний монолог как отражение «диалектики души»

Осознание себя представителем своего народа и гражданами многонационального Российского государства; формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

87

Патриотический подвиг народа.

Народ - главный герой романа. Дубина народной войны. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Пацифистские взгляды Толстого. Тушин и Тимохин как толстовский идеал настоящего героя.

Осознание себя представителем своего народа и гражданами многонационального Российского государства; формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

88

«Мысль народная» в романе. Бородинское сражение.

Отечественная война как испытание возможностей народной России. Духовное единение лучших людей. Художественные открытия Толстого.

Осознание себя представителем своего народа и гражданами многонационального Российского государства; формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

89

Кутузов и Наполеон.

Изображение в романе. войны 1805 года

Осознание себя представителем своего народа и гражданами многонационального Российского государства; формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

90

Эпилог. Какая сила управляет народами? Взгляды Л.Н. Толстого о войне и мире.

Открытая полемика Толстого с традиционным изображением Наполеона. Смысл противопоставления.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; осознание себя представителем своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

91

Семья в романе.

Разные представления о семье в романе. Отец и сын. Отец и дочь. Семья Ростовых - отражение идеала Толстого о семейной жизни.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

92

Урок-размышление по книге Б. Васильева «В списках не значился» и х/ф «Я - русский солдат».

Подвиг русского солдата в годы Великой Отечественной войны. Патриотизм русского народа.

Осознание себя представителем своего народа и гражданами многонационального Российского государства; формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

93

РР Сочинение по роману Л.Н. Толстого.

Формирование основ коммуникативной компетенции в общении; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся

Итоговый

94

А.П. Чехов. Жизненный и творческий путь.

Артистизм и жажда творчества - итоги детских и юношеских лет. Путь Чехова в литературу.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение использовать на практике основные логические приемы, методы наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др.; создание рефератов на литературные и общекультурные темы.

Текущий

95-96

Трагикомедия «футлярной» жизни. Обличение пошлости и мещанства в рассказах Чехова.

Тема маленького человека. Роль пейзажа, портретной характеристики, деталей в маленькой трилогии.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

97

Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч».

Трагедия духовного оскудения личности. Роль портрета, пейзажа, речевой характеристики.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

98

Чехов - драматург. Раневская и Гаев в пьесе.

Театр в творческой судьбе Чехова. Особенности «Вишневого сада» как драматического произведения. Раневская и Гаев как воплощение мира «дворянских гнезд».

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

99

Лопахин. Мир настоящего в пьесе.

Настоящее время в пьесе. Человек и Время.

Осознание себя представителем своего народа и гражданами многонационального Российского государства; формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

100

Молодое поколение в пьесе: Трофимов и Аня.

Тема «отцов и детей» в пьесе. Будущее в пьесе.

Осознание себя представителем своего народа и гражданами многонационального Российского государства; формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций; владение навыками анализа произведения: определение темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль художественно-выразительных средств, художественного своеобразия произведения; навыками сопоставления произведений.

Текущий

101

РР Сочинение по пьесе.

Формирование основ коммуникативной компетенции в общении; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся

Текущий



Зарубежная литература ХIХ века


102-103

Зарубежная литература ХIХ века.

Краткие обзоры посвящены творчеству Э. Гофмана, Ч. Диккенса, О. де Бальзака, Э. По, Г. де Мопассана.

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение использовать на практике основные логические приемы, методы наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др.; создание рефератов на литературные и общекультурные темы.

Текущий

104-105

Защита проектов.

Формирование основ коммуникативной компетенции в общении; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся

Итоговый









© 2010-2022