- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Философские итоги романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Автор и его герой в романе
Философские итоги романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Автор и его герой в романе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Печерская Л.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 10 классе на тему:
Философские итоги романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание».
Автор и его герой в романе.
Цель урока: помочь учащимся осмыслить философскую концепцию писателя, разобраться в трудных философских вопросах, которые поднял в романе автор.
Задачи:
обучающие: обобщить знания учащихся об образе главного героя, сравнить позиции героя и автора;
развивающие: развивать умение анализировать, систематизировать и обобщать материал, выделять главное и делать выводы; развивать монологическую и диалогическую речь;
воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся, заинтересовать творчеством Ф.М. Достоевского.
Оформление доски
1. Запись темы урока.
2. По обеим сторонам доски портреты автора и героя романа, под ними сделать записи, прикрыв листом бумаги (открывать по ходу урока):
Достоевский
Раскольников
Проблема выбора
«Надо стать солнцем, чтобы вас все заметили»
«…хотел Наполеоном сделаться»
Проблема добра и зла
«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердце человека».
«Одна смерть и сто жизней взамен»
3.На обратной стороне откидной доски запись:
«Построить человеческое общество на всем том. О чем рассказал Достоевский невозможно. Но общество, которое забудет то, о чем он рассказал, недостойно называться человеческим». (У.Оден)
Опережающее задание
1. Индивидуальное задание: - характеристика Раскольникова от 1 лица;
- символика имени главного героя;
2. Домашним заданием предыдущего урока был анализ эпизода «Последний сон Раскольникова» из эпилога романа.
Ход урока
Оргмомент - 1 мин.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы заканчиваем изучение удивительного произведения - романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором автор поставил вопросы, заставившие задуматься над очень важными для человечества проблемами. Темой нашего урока я выбрала наиболее трудные проблемы - философские, не перестающие волновать человечество, лучшие его умы. Но мудрому писателю мало поднять проблему, ему нужно предложить своим читателям решение этой проблемы, показать свое видение выхода из многих проблем. Но если в романе И.С.Тургенева мы слышали голос автора, то в романе Ф.М.Достоевского это сделать нелегко, поэтому цель нашего урока - определить позицию автора произведения, услышать его советы, читателям ХХI века.
II. Репродуктивная беседа по образу главного героя - 15 мин
Мы не раз отмечали тот факт, что человек у Достоевского - центр познания, исследования. Тонкий психолог, писатель исследует душу Р.Р. Раскольникова (РРР)
- Кто же он, главный герой романа?
(слушаем индивидуальное дом. Задание - характеристика РРР от 1 лица).
Но ведь сколько таких, как РРР, страдающих от нищеты, унижений, безысходности было вокруг, тех, кто страдал, но не совершал преступления. РРР - убийца. Почему именно убийцу выбирает в свои герои писатель? Давайте обратимся к автору.
- Вспомните жизненный путь самого автора романа. Что довелось пережить ему?
(Приговор к смерти, каторгу)
Достоевский, по признанию многих, никогда бы не написал своих романов, если бы не пробыл «у смерти три четверти часа», «не был у последнего мгновения».
- За что был вынесен приговор Достоевскому?
(Участие в кружке Петрашевского. Проше искушение идеей насильственного изменения общества, желанием переделать мир).
- Что общего у Достоевского и РРР?
(Идея изменения мира насильственным путем).
Помните, говоря о психологизме Достоевского, мы отмечали. Что его герои - это герои-идеи. Вот почему не случайно РРР тоже носитель идеи, его теории о праве сильной личности.
- Что в теории РРР привлекательно, особенно для молодых людей?
(Желание стать одним из немногих, стать право имеющим)
- Что неприемлемо, отвратительно в ней?
(Отступничество от Бога, вседозволенность, возможность оправдывать преступления против простых людей)
Итак. Теория РРР как будто предлагает всем стать хозяином своей судьбы, властелином, а если не станешь, то будешь отнесен к разряду «материала», «тварей дрожащих».
Вот мы и вышли на первую труднейшую философскую проблему - проблему выбора.
(открываю первую запись на доске под портретами).
III. Аналитическая беседа по теме урока - 20 - 23 мин
Два пути - стать палачом или жертвой. Можно эту проблему поставить и по другому: что для тебя важнее - ты сам или окружающие? Твоя жизнь или жизнь чужая? Третьего не дано.
- Что выбираете вы?
(слушаем ответы учащихся)
- Что выбрал РРР?
(свою жизнь - хотел Наполеоном сделаться) - открываю вторую запись под портретом РРР.
- Почему в руки РРР Достоевский вложил топор? Встречали ли вы где-нибудь в русской литературе образ топора?
(Чернышевский, Пушкин - «Пока свой топор заткни за пояс» - Пугачев, Некрасов - «наши топоры лежат до поры).
Топор - символ борьбы с несправедливостью. Значит, образ РРР - это тоже образ-символл Давайте послушаем сообщение о символике имени главного героя.
(Слушаем ученика с опережающим заданием) и делаем вывод:
Образ РРР - это символический образ народа, молодежи, в среде которой происходит раскол: по какому пути идти_- смирения или бунта? РР выбирает протест против существующего порядка, против мира, созданного Богом.
- Кем был подсказан РРР этот путь?
(Разговор в трактире офицера и студента) - открываю запись под портретом РРР.
- Какой путь предлагает автор романа тем, кто протестует против несправедливого устройства общества?
(Автор создает образ, через который выражает свою позицию. В романе это образ Сони Мармеладовой и следователя Порфирия Петровича)
- Какой путь предлагает Соня?
(Вера, покаяние и смирение)
- Какой путь предлагает Порфирий Петрович? Читаем отрывок из разговора РРР со следователем - ч. 6, гл. 2 (от слов: «Раскольников даже вздрогнул…») - открываю запись на доске под портретом писателя.
- Как вы понимаете фразу: «Надо стать солнцем?
(Слушаем ответы учащихся и выходим на проблему добра и зла.
- Есть ли в системе образов романа четкое деление на положительных и отрицательных персонажей?
(Слушаем ответы учащихся. Как правило, большинство выделяет в качестве положительных героев Соню Мармеладову0.
- Но разве занятие проституцией это добро?
- А каким героем является Свидригайлов? Дуня Раскольникова?
(В результате дискуссии учащиеся придут к выводу, что каждый человек может совершить как добрые, так и дурные поступки. Посмотрим, что по этому поводу сказал сам писатель в романе «Братья Карамазовы» - открываю последнюю запись под портретом Достоевского.
- Так ли это? Что об этом говорит автор в романе «Преступление и наказание»? Расскажите о том, как вы поняли последний сон РРР, описанный автором в эпилоге.
(Анализируя эпизод, учащиеся приходят к выводу:
Проведя своего героя через жесточайшие душевные испытания, автор открывает ему путь к новой жизни. Веруя в искупительную, очищающую силу страдания, мудрый писатель предлагает человечеству путь добра. Зло не победит добро - только добром можно победить зло.
IV. Подведение итогов урока - 3 мин.
Завершая наш урок, я хочу обратиться к словам английского писателя Уильяма Одена: «Построить человеческое общество на всем том, о чем рассказал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чем он рассказал, недостойно называться человеческим».
- Как вы понимаете эти слова?
(Слушаем ответы учащихся)
V. Домашнее задание - письменный ответ на вопрос: «Усвоило ли человечество уроки Достоевского? - 1 мин
VI. Оценка работы учащихся на уроке - 1-2 мин.
5