Визитка 11 Б класса на слет профильных классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

30

Визитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовВизитка 11 Б класса на слет профильных классовУправление образования г. о. Стрежевой

МОУ СОШ № 5

с углубленным изучением предметов





Педагогический проект





«Формирование

информационной культуры обучающихся

основной и старшей школы

на уроках русского языка и литературы

на основе использования информационных технологий

в рамках внедрения ФГОС»

(возрастная группа - 12-18 лет)





Автор - учитель русского языка и литературы

Кузнецова Зоя Михайловна





Стрежевой, 2012-2018

Введение: обоснование выбора темы, её актуальность

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое ученики смогли бы преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, познает окружающую действительность, активно действует.

Профессиональный интерес вызывает ИКТ технология, которая осваивается не только в области компьютерного обучения, но и в организации самого образовательного процесса. Это объясняется тем, что я работаю в образовательном учреждении, которое реализует инновационные подходы в обучении. Собственную профессиональную стратегию выстраиваю согласно образовательным установкам школы: создать для обучающегося возможность занимать активную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем или программой материал, а самому искать ответы, вступая в диалог с окружающим миром.

Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. ИКТ - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся и углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе, применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала, как средство управления учением, динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее проектной деятельности учащихся. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам (в рамках заседания городской группы педагогов-филологов я провела мастер-класс по теме «Развитие литературного творчества школьников через внеурочную деятельность», сертификат 2012 года)

Цель:

создание личностно-ориентированной образовательной среды, способствующей повышению профессионального мастерства учителя, раскрытию и развитию природного дара каждого ребенка в ситуации успеха на уроке и в ходе внеурочных занятий, изучая и внедряя в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии.

Задачи:

  1. Изучить состояние проблемы «Технологии ИКТ в обучении литературе и русскому языку».

  2. Создать организационно-педагогические и методические условия для развития ученика, его переориентации из позиции потребителя информации в активного участника учебного процесса через использование интерактивных методов и форм обучения и технологии ИКТ.

  3. Практически смоделировать наиболее эффективные формы обучения с помощью технологий ИКТ.

Объект исследования:

учебный процесс по русскому языку и литературе в урочное и во внеурочное время.

Предмет исследования:

новые педагогические образовательные технологии - ИКТ.

Новизна

проекта отражена на содержательном и технологическом уровнях (новые развивающие задания (урочные и внеурочные), повышение информативности урока, углубление содержания школьных учебников, новый алгоритм урока, создающий оптимальные условия для самореализации каждого ученика).

Гипотеза:

у учащихся будет сформирован стойкий интерес к предмету, как следствие, высокий уровень качества знаний, высокие результаты в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

Условия, обеспечивающие реализацию проекта

Образовательные программы. За время, прошедшее с последней аттестации, работала в 5 - 11-х классах по программам и учебникам, утверждённым Министерством образования.

Литература

Программа

Учебники

Уровень

Литература. 5-11 кл. Т.Ф. Курдюмова, М., «Просвещение»

Курдюмова Т.Ф., Марьина О. Б., Демидова Н. Д., Колокольцев Е. Н., Сосновская И. В.. Литература. 5-11кл. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений, М., « Дрофа»

Базовый

Литература. 5-9 кл. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии канд. пед. наук. О.В. Чиндиловой, М., «Баласс»

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О. В.. «Литература» для 5-9 кл.

Базовый

Русский язык

Программа

Учебники

Уровень

Русский язык. 5-9 классы. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, М., «Просвещение»

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-9 кл., М., « Просвещение»

Базовый

Русский язык. 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина, М., «Просвещение»

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А.,

Русский язык. 10-11 кл., М., «Русское слово»

Базовый

Русский язык. 5-9 классы. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е. С., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В.«Русский язык» для 5-9 кл., М., «Баласс»,

Базовый

Ведение дополнительных курсов, углубляющих предметное изучение

Предмет

Форма

Название курса

Класс

Риторика

Элективный курс

Искусство общения

9

Литература

Поэтический клуб

«Малая Медведица»

5-11

В настоящее время в моем учительском арсенале появились учебник русского языка под редакцией М. М. Разумовской и литературы - под редакцией В. Я. Коровиной





Противоречия:

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках русского языка и литературы;
- между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточно сформированными умениями и навыками;
- между возрастающей практической значимостью школьного курса русского языка и литературы и дефицитом учебного времени.

Прогнозируемые риски и методы их коррекции:

  • Ухудшение креативной способности учащихся вследствие чрезмерного использования компьютерной информации.

Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала.

  • Вред здоровью при невыполнении требований САнПиН.

Коррекция:

1. Поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения).
2. Выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту.
3. Грамотное построение уроков с использованием компьютера.
4. Выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения.
5. Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.

  • Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации.

Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации. Перед учителем встает задача профессионального экспертирования полученной информации в силу того, что Интернет сегодня является в значительной степени неконтролируемым, с точки зрения достоверности, информационным пространством.

Излишнее увлечение информационно-коммуникативными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме.

Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это, прежде всего, инструмент для решения образовательных задач. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя - словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной.

Ресурсное обеспечение

Технические условия кабинета позволяют обеспечить функциональность учебно-воспитательного процесса. Техническое оснащение кабинета:

  • магнитная доска с подсветкой;

  • ноутбук;

  • мультимедийный проектор

  • интерактивная доска;

  • магнитола;

  • колонки;

  • принтер.

С появлением в классе нового технического средства - проектора с интерактивной доской появилась возможность использования на уроках электронных наглядных пособий.

Мною сформирована электронная библиотека, которая включает в себя методические разработки уроков, дидактические материалы, презентации, медиафайлы. Пополнение библиотеки идёт за счёт Интернет-ресурсов, также за счёт собственных и детских разработок.

В кабинете имеются:

  • лингвистические и литературоведческие словари;

  • энциклопедии;

  • библиотека методических материалов для учителя;

  • учебные пособия по русскому языку для средних и старших классов;

  • дидактические материалы по русскому языку и литературе;

  • собрание произведений художественной литературы, изучаемых в рамках школьной программы;

  • интерактивные учебники и тренажёры по русскому языку;

  • наглядные пособия (репродукции, таблицы, папки с иллюстративным материалом).

Наличие разнообразных средств позволяет сделать учебный процесс более эффективным, так как включает в активную учебную деятельность учащихся с различными типами восприятия информации.

Условия кабинета соответствуют предписаниям СанПиН:

  • соблюдается режим освещения (используются жалюзи, доска с подсветкой);

  • используется лёгкая, удобная мебель;

  • при ремонте кабинета использованы безопасные материалы.

Озеленение и спокойная цветовая гамма создают благоприятный психологический климат для обучения и общения. В течение урока проводятся физминутки с игровыми элементами, которые готовятся учителем и самими учащимися.

В кабинете сформирована безопасная, здоровьесберегающая образовательная среда.



Для анализа результативности педагогического проекта использую различные

методы:

1. Наблюдение. Цель наблюдения конкретизирую показателями мотивации учения. В качестве таких показателей выступают различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках.

2. Анкетирование.

3. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся.

4. Анализ результатов внешней экспертизы.

Этапы разработки педагогического проекта



1 Предпроектный - 2012-2013 учебный год:

- Изучение научно-педагогической литературы по теме проекта (дидактического состояния образовательного процесса и прогрессивного педагогического опыта в аспекте данной проблемы)

- Прохождение курсовой подготовки в соответствии с темой проекта.

- Проектирование совершенствования собственной психолого-педагогической деятельности.

- Разработка плана реализации проекта.

- Ознакомление с нормативно-правовыми документами.

2 Проектный - 2013-2015 учебный год:

- Создание презентаций, тестов, виртуальных экскурсий, пакета справочных материалов по творчеству писателей и поэтов, кроссвордов, викторин в Excel к урокам.

- Обучение учащихся созданию презентаций по темам, рассматриваемым на уроках русского языка и литературы.

- Использование созданной мультимедийной продукции на уроках русского языка и литературы.

- Диагностика знаний, умений, навыков, познавательной активности обучающихся в связи с использованием ИКТ.

- Подготовка докладов, сценариев, исследований; поурочного планирования по теме и группе тем; материалов для ведения кружка, элективного курса; материалов самостоятельных, контрольных, практических и творческих работ; разработок внеклассных мероприятий, тематических классных часов; проектов, выступлений, публикаций.

3 Результативный - 2015-2017 учебный год:

- Обобщение результатов реализации проекта (анализ эффективности внедрения разработанного проекта в практику)

- Разработка методических рекомендаций с опорой на свой опыт.

Представление материалов для обсуждения педагогической общественностью (проведение открытых уроков; выступление на городском семинаре и заседании ШМО)

- Создание методической копилки.

- Разработка программы создания сайта.

4 Рефлексивный - 2017-2018 учебный год:

- Разработка критериев и определение уровней для оценки результативности внедрения опыта:

1) уровень обученности обучающихся;

2) уровень сформированности творческих способностей обучающихся;

3) уровень самореализации обучающихся.

- Распространение ИПО, его предполагаемые формы

(Данный ИПО имеет общеметодический уровень практической значимости при организации учебно-воспитательного процесса, для методики преподавания русского языка и литературы, организации воспитательной работы):

- Выступление на семинаре, заседании ГГП и ШМО.

- Открытые уроки и мастер-классы.

- Работа в педагогических сообществах «Сеть творческих учителей».

- Публикации на сайте школы.

Предполагаемый результат:

  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению русского языка и литературы;

  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;

  • способность к различным формам мышления, к активной умственной деятельности в течение длительного времени;

  • социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся;

  • создание проектов по предмету и защита их на школьном и муниципальном уровне.




Проектная технология на уроках русского языка и литературы

Одним из используемых в моей работе методов интерактивного обучения является метод проектов. Разработку проектного метода осуществляю на основе культурологического подхода преподавания литературы.

Формирование ценностных представлений личности, основанных на особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных понятиях, а также её социализация (то, что входит в определение ключевых компетенций) невозможно без литературного образования. Не случайно в настоящее время идет совершенствование методических технологий, поиск и внедрение новых форм и методов изучения литературы в школе. Это является одной из актуальных проблем современного образования (о чем совсем недавно с высокой трибуны заявила Н. Солженицына), что заставило в 2014-2015 учебном году ввести итоговое сочинение по литературе для выпускников 11 классов (все 47 обучающихся 11 «Б» и 11 «И» классов успешно прошли данное испытание)

Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса: учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, то для реализации учебного проекта этого недостаточно. Наиболее значимым принципом метода проектов является восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.

Метод проектов на уроках решает следующие задачи:

  • развитие познавательных навыков учащихся;

  • развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

  • развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

  • развитие критического и творческого мышления.

При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися - это поиск интересной и общественно значимой проблемы.

Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.

На своих уроках и особенно во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Internet и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.

При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует провести консультационную беседу для всего класса, так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре - пять групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта.

Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию.

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Сегодня можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли исследовательские работы моих учащихся, в том числе и проекты («Живые имена», «Антология Серебряного века») и некоторые серьёзные разработки: серия уроков литературы по ОС «Школа 2100» (5-9 классы); с учащимися 9 «А» (ВУР) и 11 «И» (информационно-технологический) классов создан творческий практико-ориентированный проект - сетевой литературный альманах школьников «Северный сад»"; в рамках предпрофильного обучения проводила элективный курс "Риторика" для учащихся 9 «А» класса, а в рамках внеурочной деятельности с учащимися 5-11 классов - занятия поэтического клуба «Малая Медведица».

Так как сверхзадачей литературного образования вне урока считаю создание собственного текста, то использую проектный метод и на занятиях поэтического клуба, например, при издании школьного альманаха.

Целеполагание. Постановка цели - создание литературного альманаха, посвященного 50-летию Стрежевого (2016). Мотивацией послужила возможность участия в конкурсах «Школьная звезда», городском - «Зимний сад», межрегиональном - «Устами детей говорит мир» и в конкурсе на получение литературной премии имени Л. Б. Лапиной, начиная с 2015 года.

Организация творческого процесса через самостоятельную работу с дидактическим материалом на основе анализа. В первой части занятия более задействована была воспроизводящая деятельность учащихся. В беседе с учителем вспоминались знания, полученные на предыдущем занятии. Эта часть стала подготовительной. Собственно развитие творческих способностей детей происходило во второй части занятия, когда дети работали с листами заданий, подготовленными мною самостоятельно.

Задания были выстроены с учетом принципа работы творческого мышления: от конкретного образа к потоку свободных ассоциаций, а затем - к словесному воплощению.

По работам можно было судить, что у детей достаточно богатое воображение. Лишь некоторые из них испытывали затруднения при написании образов, рожденных их воображением. У кого-то ряд ассоциаций больше, у кого-то меньше, некоторые из них, безусловно, отличаются оригинальностью, выполнение этого задания активизировало главную составляющую творческого развития - воображение.

Последующие задания были нацелены на повышение внимания к словесному выражению, к точности передачи мысли и чувства и задания, в которых самим предлагалось вставить пропущенную часть стихотворения. Последние задания были рассчитаны на проявление второй составляющей творческого развития - художественной интуиции. На этом этапе шла работа над литературоведческими понятиями (эпитет, сравнение, метафора и др.). Эти задания были труднее, поскольку логика чужого текста ставила ограничения для «полета» собственного воображения, потом нужно было подобрать именно художественно выразительное средство.

Выполнение - написание стихотворения или прозаического произведения (домашнее задание). Серия заданий была подготовкой для выполнения домашней работы. Стихотворения или прозаические произведения писали дома, так как выполнение творческого задания требует определенного времени, условий для «мук творчества». Тема не оговаривалась, что позволило ученикам писать свободно, согласно своим интересам. Многие иллюстрировали свои работы.

Формирование литературного альманаха. На следующем занятии состоялось чтение и обсуждение работ, была организована выставка иллюстрированных работ (но это не окончательный вариант). Такой общественный отклик на результаты творчества необходим, он является стимулом для выполнения последующих творческих задач. К выполнению завершающего этапа проекта подключились учащиеся 11 «Б» класса (гуманитарного) в качестве экспертов и оформителей.

Подводя итоги промежуточных этапов (2012-2015 г. г.), могу отметить самые успешные личные результаты и результаты моих подопечных:

- создание коллекции проектов по литературе: «Живые имена» и «Антология Серебряного века», творческий практико-ориентированный проект - сетевой литературный альманах школьников «Северный сад»;

- проведение открытых уроков литературы по ОС «Школа 2100» с учащимися 8 «А» (ВУР) и по русскому языку 11 «И» (информационно-технологического) класса в рамках конференции по работе с детьми с ОВЗ;

- в рамках предпрофильного обучения проведение элективного курса "Риторика" для учащихся 9 «А» класса (есть публикация открытого занятия), а в рамках внеурочной деятельности с учащимися 5-11 классов - занятия поэтического клуба «Малая Медведица» (программа этого детского объединения представлена на педагогические чтения);

- проведение мастер-классов, тьютерское сопровождение старшеклассников в сетевом модуле «Молодежь в предпринимательской среде».

Оценка работ в ходе работы над проектом

Сложность оценки творческих заданий состоит в том, что нет четких критериев. Их и не может быть, поскольку у каждого человека свой уровень развития творческих способностей. Они тесно связаны с индивидуальностью. А индивидуальность ребенка не может быть оценена отрицательно. На мой взгляд, оценка может быть снижена, если есть грубые нарушения жанра. Поэтому, поощряя творческую инициативу и самостоятельность учеников, стараюсь быть тактичным критиком.

Еще для проектной деятельности я выбрала форму, которая соотносится с композицией, живописью, историей искусства. Условно её можно назвать «Иллюстрация как способ интерпретации». Конечно, иллюстрирование литературных произведений не является новым, этот вид задания чаще используется в среднем звене, как правило, в 5-6 классах. Но когда среди твоих учеников не один-два хорошо владеющих рисованием, а половина класса (как, например, в выпускном 11 «Б»), имеет смысл организовать этот вид работы на принципиально другом качественном уровне.

В основе построения этой формы работы также лежит культурологический подход. Но в освоении культурного контекста литературного произведения акцент делается на зрительные образы: знакомство с произведениями художников-иллюстраторов, сравнение иллюстраций разных авторов, создание собственной интерпретации темы, образа, идеи. Формулировка задания даётся в форме проблемного вопроса, включение такого вида заданий возможно как на этапе вхождения в тему, так и при её завершении («Символизм в живописи и поэзии», «М. Шагал и поэзия обэриутов», и др.).

Чтобы создать собственную интерпретацию, ученик обращается к художественному тексту, без этого невозможно обоснованно представить свою точку зрения. Заключительная ступень в работе над соотношением зрительного и словесного образа - создание собственной иллюстрации.

Такие проекты были краткосрочными, поэтому выполнялись чаще всего в графической технике в течение урока самостоятельно. Использовались и формы групповой работы. Объединившись в группу из 4 человек, учащиеся попытались передать цветопись в стихотворениях разных лет С. Есенина. Через зрительные образы им удалось показать результат анализа составленной подборки стихотворений - «выцветание» поэтического текста, потерю слов со значением цвета. А на городской научно-практической конференции в 2013 году был успешно реализован проект (3 место): «Моя антология Серебряного века» (иллюстрирование стихотворений поэтов Серебряного века Лойко Юлией)

Результаты реализации культурологического подхода в изучении литературной темы через метод проекта:

  • созданы устойчивые межпредметные связи (русский язык, литература, ИЗО, технология, история, информатика, эстетика);

  • интегрированы знания различных видов искусства (музыка, живопись, театр, кинематограф);

  • расширены и углублены знания о литературных жанрах;

  • сформировано эмоционально положительное отношение к культурному наследию.

И самым важным результатом считаю осуществление творческой самореализации ученика.

Как и урочная деятельность, внеклассная работа по предмету - ведение занятий поэтического клуба «Малая Медведица» - позволило активизировать творческий потенциал учащихся.

Самые ощутимые результаты детей и педагога следующие:

  • выпуск электронного школьного альманаха № 4 «Северный сад» (2013);

  • сотрудничество с городским ЛИТО «Большая Медведица»;

  • участие в межрегиональном литературном конкурсе «Устами детей говорит мир» (Климова Виктория, Вартанян Вероника, Бурляков Владислав, Козьмиди Валентин);

  • участие в городском литературном конкурсе «Зимний сад» (ежегодно от 10 до 15 участников) и др.

  • «проба пера» в этом году - выход на международный уровень: послали публикации на литературный конкурс «Купель»

Но каждый урок литературы или занятие клуба не может быть проектным, в ходе урочных занятий использую такие приёмы и формы работы:

  • создание эстетической «установки» восприятия художественного произведения (прослушивание фрагментов музыкальных произведений, декламация литературных произведений в актёрском и авторском исполнении, знакомство с произведениями изобразительного искусства);

  • включение в анализ текста элементов художественного мышления (словесное рисование, иллюстрирование);

  • использование игровых форм проведения урока (инсценирование, импровизация), основанных на элементах социоигровой педагогики;

  • организация групповых и индивидуальных форм работы;

  • использование системы дифференцированных заданий, заданий «на выбор», творческих работ.

Группы умений, формируемых в процессе проектной деятельности:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках (в рамках городского семинара «Использование ИКТ как условие повышения качества образования» я выступала с докладом по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка», сертификат участника от 12.04.2012). У меня в кабинете установлены ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска; создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet.















Применение компьютера в процессе обучения

Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на индивидуальных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в работе над проектом, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации (ещё с одним уникальным средством контроля «Тест-символ» мне удалось познакомиться, благодаря обучению на семинарах в 2009-2010 годах по темам: «Использование аппаратных средств контроля «Тест-символ» для организации системы внутришкольного мониторинга» и «Автоматизация внутришкольного мониторинга на основе использования ИС «Портфолио» и АСК «Символ-тест»)

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях (особенно в связи с появлением в нашей школе уникальной программы «Сетевой город»), помогают и учителю повысить уровень своих знаний (так, в прошлом учебном году я активно посещала курсы по сайтостроению у Трифоновой Т. А. - учителя информатики нашей школы).

Применение интерактивной доски в процессе обучения

Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор, что позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся (в ресурсном центре города в феврале 2009 года пришлось пройти курсовую подготовку по использованию возможностей интерактивной доски в процессе обучения, а в январе 2013 года удалось поучаствовать в работе школьного семинара по аналогичной теме под руководством учителя информатики Трифоновой Т. А.)

Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

  • работа с текстом и изображениями;

  • коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;

  • коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С: Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;

  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

  • демонстрация презентаций, созданных учащимися;

  • использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.

Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя. Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Улучшаются внимание и память учащихся, снимаются стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.

Конкретные примеры-элементы уроков, на которых может быть использована доска:

- Анонсирование темы, например, до урока русского языка в 5 классе на 1 слайде можно представить тему в виде ребуса или анаграммы.

Визитка 11 Б класса на слет профильных классов

Учащиеся еще на перемене ломают голову, но справляются - «Имя существительное»! В течение урока все заявленные в слайд-шоу на перемене иллюстрации анализируются. Ребята демонстрируют знания по теме, предлагают свои варианты. Такая презентация темы никогда не оставляет равнодушными даже старшеклассников.

- Сопровождение объяснения учителя, повторение или обобщение изученного: для уроков создаю мультимедийные презентации, содержащие краткий текст, основные схемы, рисунки, видеофрагменты, которые впоследствии систематизирую по темам.

ЦОР, ЭОР в образовательном процессе, их преимущества

Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилла и Мефодия", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста.

Учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика, а журнал результатов позволит оценить уровень знаний учащегося по различным темам курса. Встречается несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата (в этом учебном году выпускница 11 «И» класса Мосова Анна создала автоматизированные тесты по литературе для старшеклассников, многие из которых мы уже активно использовали на уроках, особенно на этапе повторения, систематизации изученного материала)

Использую Большую энциклопедию "Кирилла и Мефодия". Уникальна электронная библиотека текстов "Хрестоматия по русской литературе", содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно-историческим комментариям. В работе с поэтическим наследием предпочтение отдаю электронной хрестоматии "Русская поэзия XV- XX веков". Экскурс по произведениям от силлабической поэзии XV века до разнообразных поэтических школ и направлений первой половины XX века позволяет учащимся комплексно работать с текстом, в том числе маркировать, комментировать, создавать закладки в тексте.

По русскому языку из серии виртуальная школа "Кирилла и Мефодия" для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу.

Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие "Страна Лингвиния". Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников. Из серии "В помощь учителю" (издательство "Учитель") привлекателен сборник дифференцированных заданий. На основании этого материала сформировала свой банк дифференцированных программ по русскому языку: разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы. Для подготовки к ЕГЭ использую электронные пособия издательств "Дрофа" и «Экзамен» и сайта Д. Гущина. Особо хочется отметить важность использования лингвокультуроло-гического учебного пособия по речевому этикету, русской фразеологии и этимологии из этой же серии в курсе "Развитие речи".

В комплексах "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся.

Активно использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, вношу свои предложения по опыту их использования на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время. В 2008 году получила диплом и сертификат участника Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» за предоставление своего педагогического опыта; в 2011 году сайт ШМО учителей русского языка и литературы в конкурсе «Лучший сайт» занял 3 место в номинации «Лучший образовательный Интернет-ресурс группы учителей-предметников»; в этом же году я получила сертификат «Учитель цифрового века», подтверждающий применение мною в работе современных информационных технологий; в 2012 году я уже получила диплом международного образца за участие во II Всероссийском конкурсе презентаций «ТопСлайд».







Использование тестовой технологии

В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности (особенно это стало актуальным в актированные дни и во время карантина в школе).

Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки, достигается это за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения.

Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ позволяет самостоятельно создавать учебно-методические материалы: учебные презентации по курсу "Развитие речи", интерактивные тесты, задания предметных олимпиад (многое из перечисленного размещено на сайте ШМО: mo.jr1.ru/) Для входного, промежуточного, контрольного тестирования использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия.







Результативность внедрения педагогического проекта

( с первого по третий этапы)

Для оценки результативности внедрения проекта я выделила следующие критерии:

1) уровень обученности учащихся;

2) уровень сформированности творческих способностей учащихся;

3) уровень самореализации учащихся.

По первому критерию я анализировала уровень обученности учащихся за два года в разных классах по русскому языку и литературе.

Результаты мониторинга уровня достижений учащихся за два года

2012-2013 учебный год

Русский язык

Литература

Общая успеваемость %

Качество успеваемости %

Обученность %

Общая успеваемость %

Качество успеваемости %

Обученность %

100

65,3

74,8

100

87,7

84





2013-2014 учебный год

Русский язык

Литература

Общая успеваемость %

Качество успеваемости %

Обученность %

Общая успеваемость %

Качество успеваемости %

Обученность %

100

67,2

75,4

100

85,6

84,4



2014-2015 учебный год (I полугодие)

Русский язык

Литература

Общая успеваемость %

Качество успеваемости %

Обученность %

Общая успеваемость %

Качество успеваемости %

Обученность %

100

60,4

73

100

83,2

82,7



По второму критерию я анализировала уровень сформированности творческих способностей учащихся за последние три года по методике Н.А. Вагановой, согласно которой мы можем выделить следующие типы потенциала детей:

  • художественный, когда у ребенка наблюдается склонность к

творческим проявлениям именно в художественной деятельности;

  • исследовательский, когда ребенок обладает природной

любознательностью, стремится к активной поисковой деятельности;

  • творческий, когда проявляет вербальное творчество,

демонстрирует богатую фантазию и творческое воображение.

По третьему критерию - выявлению уровня самореализации школьников - одним из показателей работы являются результаты участия детей в творческих конкурсах и олимпиадах, которые свидетельствуют о том, что в процессе нашей работы по развитию универсальных умений учащихся через применение информационных технологий очевидны положительные результаты, видна позитивная динамика уровня обученности, на лицо личностный рост учащихся, их творческих и исследовательских способностей.

Следовательно, используемые мною формы и методы работы являются эффективными и положительно влияют на развитие универсальных умений.



Уровень достижений обучающихся во внеурочной деятельности

по русскому языку и литературе



Формы внеурочной деятельности

Уровень мероприятий

Классы

Кол-во участников

Результат

I этап Всероссийской олимпиады по русскому языку

школьный

6-10

27

14

Климова В. - 1 место

Кравченко М. - 2 место

Вартанян В. - 2 место

I этап Всероссийской олимпиады по литературе

школьный

9-11

8

7

Ким А. - 2 место

Воронцова П. - 1 место

Всероссийская олимпиада по литературе (заочная форма)

всероссийский

8-10

24

Жуланова Е. - диплом III степени

Всероссийская игра «Русский медвежонок - языкознание для всех»

всероссийский

8-10

51

Климова В. - 1 место в школе

Сергиенко А., Баиева Е. - 2-3 место в школе

«Золотое руно»

всероссийский

8-10

20

Парфенова В., Исламов Р., Севрюков В. - 3 место в школе

Волкова Е., Калиева К. - 1 место в школе

Молодежный филологический чемпионат

всероссийский

8-10

16

Севрюков В. - 1 место в школе

Исламов Р. - 2 место

Мухаметрахимова А. - 3 место

Городская научно-исследовательская конференция

муниципальный

8-11

12

«Живые имена» - 1 место

«Антология Серебряного века» - 3 место

«Северный сад» - 1 место

Городской литературный конкурс «Жизнь леса и судьбы людей»

муниципальный

7-8

19

Метляева М. - 2 место

Жуланова Е. - 3 место

Городской конкурс детского литературного творчества «Зимний сад»

муниципальный

5-11

18

Бурляков В. - 1 место (поэзия)

Вартанян В. - 2 место

Межрегиональный фестиваль-конкурс детского и юношеского литературного творчества «Устами детей говорит мир»

всероссийский

11

2

Бурляков В., Козьмиди В. - дипломанты

Лермонтовский конкурс «Люблю Отчизну я!»

всероссийский

5-11

6

Цикунова К. - дипломант

Литературный конкурс «Если бы я был президентом…»

всероссийский

8-11

16

Сертификаты участников

Конкурс презентаций «ТопСлайд»

всероссийский

8, 10

10

Дипломы участников

Фестиваль детской журналистики

региональный

11

5

Вартанян В. - 1 место в номинации «Горжусь тобой, моя Россия!»

































Выводы:

Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это при:

1) изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы);

3) контроле и проверке (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) проведении интегрированных уроков по методу проектов;

7) тренировке конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

В процессе работы я пришла к выводу, что ИКТ помогают:

- привлекать пассивных слушателей;

- делать занятия более наглядными;

- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

- приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

- обеспечивать моментальную обратную связь;

- повышать интенсивность учебного процесса;

- воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;

- активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет;

- объективно оценивать действия учащихся;

- накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы;

- дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)

Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:

1.Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов).

2.Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся.

3.Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

4.Обеспечить повторение ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

5.Снабдить курс необходимыми справочными материалами.

Итак, из всего сказанного выше, очевидна необходимость использования существующих возможностей для применения информационных технологий на уроке и во внеурочное время.

Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.









Список литературы

  1. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» / под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

  2. «Педагогика. Учебное пособие» / под ред. Пидкасистого П.И. из-во « Высшее образование», М.,2004

  3. «Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений» / под ред. Колесниковой. И.А. - М.: Издательский центр «Академия»,2005

  4. «Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал» /Сб. материалов - М., 2004

  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 2009.

  6. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи.- В кн.: В защиту живого слова. М., 2009.

  7. Мухина В.С. «Возрастная психология, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов» - Издательский центр «Академия», М.1997

  8. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла/ Сб. материалов. - М., 2003

  9. Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение - что это?» // журнал «Методист», №1, 2004

  10. Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. - 2001.-№ 6.с.21-25.

  11. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Кучма, 2004.с.14

  12. Чередникова О.И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5. с.2-3.



Приложение: электронные материалы для проведения уроков русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К УРОКАМ В 5 КЛАССЕ
  1. Чередование гласных в корнях слов.
    Буквы О - А в корне " - ЛАГ- - - ЛОЖ" (57 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  2. Морфемика. Варианты морфем. (330 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  3. И.Э. Грабарь "Февральская лазурь".Урок
    Создание лирического этюда.
    развития речи. (324 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  4. Имя прилагательное как часть речи (41 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  5. Имя существительное как часть речи (89,5 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  6. Как делаются слова (133 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  7. Имена существительные, которые имеют форму только множественного или только единственного числа (69,5 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  8. Повторение изученного по теме "Глагол" (87 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  9. Правописание О - Е после щипящих и Ц в окончаниях имён существительных (71,5 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  10. Мягкий знак после шипящих в глаголах (148 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  11. Суффикс. Приставка. (164 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  12. Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (364 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  13. И.С. Тургенев. "Муму". (797 Кб)



МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К УРОКАМ В 6 КЛАССЕ
  1. Анализ заключительных глав романа А.С.Пушкина «Дубровский» (887 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока литературы в 6 классе

  2. Восстание декабристов (699 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока литературы в 6 классе

  3. Заключительный урок по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой» (2173 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока литературы в 6 классе

  4. Новые (неологизмы), исконно русские и заимствованные слова (637 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока русского языка в 6 классе

  5. Разряды количественных числительных (301 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока русского языка в 6 классе

  6. Соединительные "о" и "е" в сложных словах (219 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока русского языка в 6 классе

  7. Становление личности поэта Николая Алексеевича Некрасова (401 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока литературы в 6 классе

  8. Тернистый жизненный путь Николая Алексеевича Некрасова (803 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока литературы в 6 классе

  9. Кроссворд "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова" (592 Кб)
    Файл создан в электронных таблицах Excel и содержит материал для сопровождения урока литературы в 6 классе

  10. Слово о декабристах. Поэма Н.А.Некрасова «Дедушка» (925 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока литературы в 6 классе

  11. Лексика. Общеупотребительные слова. Диалектизмы. (634 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  12. Буквы Ы и И после приставок. (634 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  13. Гласные в приставках ПРЕ - и ПРИ - (182 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  14. Имена существительные общего рода (238 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  15. Н.В.Гоголь .Вечера нахуторе близ Диканьки. (2.25 Mб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  16. НЕ с существительными (127 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  17. Несклоняемые имена существительные и их род. (127 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  18. Правописание суффиксов имен существительных. (566 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  19. Прямая речь. (102 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  20. Словообразование и орфография. Повторение изученного в 5 кл. (142 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  21. Тест по повести Н.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". (183 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  22. Контрольный тест по лирике М.Ю.Лермонтова. (246 Кб
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint 2003

  23. Правописание О - А на конце наречий (162 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока русского языка

  24. Повторение темы «Наречие» (207 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока русскогоязыка

  25. Тест по теме Наречие (148 Кб)
    Презентация содержит интерактивный тест для сопровождения урока русского языка

  26. Тест - Творчество Лермонтова (2880 Кб)
    Презентация содержит интерактивный тест для сопровождения урока литературы

  27. Тест - Творчество А.П.Чехова (105 Кб)
    Презентация содержит интерактивный тест для сопровождения урока литературы

  28. Фаталист (по произведениям М.Ю. Лермонтова) (1079 Кб)
    Презентация содержит материал для сопровождения урока литературы

  29. Как писать рецензию (122 КБ)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  30. Комплексная работа с текстом (122 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  31. И. Бунин "Тёмные аллеи" (744 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  32. А.П.ЧЕХОВ Жизненный и творческий путь (500 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  33. Тест по теме "Наречие" (24 Кб)
    Тест создан с помощью электронных таблиц Еxcel

  34. Тема Родины в творчестве А. Ахматовой (2519 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  35. Биография Н.В. Гоголя (1419 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  36. Заключительный урок по теме «Частица» (4618 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  37. Герои поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (3381 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  38. Морфологический разбор глагола (59 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  39. Проект "Полетим к заветной мечте" (2209 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  40. Русская литература 18 века (436 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  41. Анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро» (944 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint

  42. Чайнворд по теме "Наречие" (22 Кб)
    Чайнворд создан с помощью электронных таблиц Еxcel



МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К УРОКАМ В 7-9 КЛАССАХ

  1. Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе
    по теме «Краткие причастия».(1277 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  2. Электронные учебные материалы к уроку литературы в 8 классе
    по теме «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова». (372 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  3. Электронные учебные материалы к уроку литературы в 8 классе
    по повести А.С. Пушкина «Метель» (1028 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  4. Азбука Стефана Пермского. (3951 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  5. Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина (337КБ)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  6. Электронные учебные материалы к уроку литературы по биографии Н.В.Гоголя (667 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  7. Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (643 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  8. Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике Тютчева и Фета (130 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  9. Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» (472 К
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  10. Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по комедии А.Н.Островского «Свои люди - сочтёмся» (212 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  11. Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» (669 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  12. Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике А.С.Пушкина (306 Кб)
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.

  13. Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (1,04 Мб).
    Материалы представлены в виде презентации PowerPoint.









© 2010-2022