Урок русского языка в 10 классе на тему Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы ФГКОУ «СОШ №155» Мещерякова С.Г.


Тема: урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о процессах, происходящих в современном русском языке;

  • создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать и классифицировать познавательный объект;

  • помочь осознать практическую значимость учебного материала;

  • создать условия для развития у школьников монологической речи.

Оборудование: компьютер, проектор и экран или электронная доска, раздаточный материал - тексты для индивидуальной работы.

Ход урока:

I Оргмомент

II Подготовка к работе на основном этапе, совместное целеполагание

Учащиеся анализируют формулировку темы урока, формулируют цели, работают со словарной статьёй: ЭКОЛОГИЯ, -и, ж. 1. Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой. 2. Окружающая человека среда; условия существования животных и растений в какой-либо местности. Забота об экологии. Э.Сибири. Э. культуры. Э.языка.

В каком значении это слово употребляется в теме нашего урока?

III Этап усвоения и первичного закрепления новых знаний

Учащиеся получают для работы текст из сборника Егораевой Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). - М.: Издательство «Экзамен», 2010 (см. Приложение 1) и задание изучить текст, сформулировать проблему, прокомментировать её, а также определить позицию автора (К1, К2, К3).

Подобные виды деятельности уже с начала 10 класса готовят детей к будущему ЕГЭ по русскому языку. Поскольку учащиеся такую работу выполняют впервые, то учитель предлагает клише-вступления (см. Приложение 2), памятку для комментария проблемы (см. Приложение 3), а также «сетку» для сочинения-рассуждения, которой они будут пользоваться при выполнении задания 24 в ЕГЭ по русскому языку (см. Приложение 4).

IV Этап проверки домашнего задания

Учащиеся получили индивидуальные задания подготовить материал, иллюстрирующий процессы «загрязнения» языка на современном этапе в различных общественных сферах - в области спорта, торговли и моды, политики, профессий.

V Этап подведения итогов урока

Учащимся предлагается создать краткий очерк по теме урока. Примеры вопросов: «Как ты относишься к «импортным сорнякам?», «Что означает выражение «экология языка» ?».

VI Этап информации о домашнем задании - составить синквейн со словом «язык».








Приложение 1

Зачем нам импортные «сорняки»?

(1)Недавно группа дикторов радио и телевидения получила призы за чистоту русского языка (жаль, что хотя бы поощрительный приз не достался Л. Якубовичу, который постоянно поправляет нередко перенасыщенную не нужными канцеляризмами и заимствованиями речь игроков в «Поле чудес». (2)Весьма отрадный факт на фоне распространения разнообразных видов жаргона и ничем не обоснованного злоупотребления иностранными словами. (3) Еще в начале прошлого века А. Грибоедов устами Чацкого посетовал на «смешенье языков: французского с нижегородским». (4)«Война и мир» Л. Толстого начинается с пространного диалога на французском, и весьма жалко выглядел лепет Анатоля Куракина, безуспешно пытавшегося рассказать анекдот по-русски. (5)Можно припомнить, что даже Отечественная война 1812 г. не изменила в корне раболепного отношения к языку Вольтера и Дидро, хотя собственно представители Франции уже не были в такой чести; (Николай I, рассматривая дело о дуэли М. Лермонтова с сыном посла де Барантом, заявил, что в ситуации, когда речь идет о французе, три четверти вины с российского офицера снимается, и ограничился переводом поэта в другой полк). (6)В то же время Пушкин, хоть и писал в соответствии с тогдашними канонами любовные письма по-французски, в «Руслане и Людмиле» принципиально использовал только три слова, начинающиеся на букву «ф» (т.к. все подобные являются заимствованными), а известный в прошлом веке литератор Шишков «испортил» альбом одной барышни, вычеркнув там все русские имена, написанные на французский лад.




(7)Мода на французскую речь ушла в прошлое вместе с дореволюционной эпохой, и теперь чрезвычайно широко распространены заимствования преимущественно из английского языка. (8)Довелось услышать диалог по «Вашему радио», где молодые люди свои уличные клички гордо именовали «стритнейм». (9)А группа «Сплин» в одной из песен провозглашает и вовсе глобальную задачу: «Из двух великих культур хочу я сделать одну. Давай, lover, давай скорее открывай свой англо-русский словарь!» (10)Открыть словари и выучить иностранный язык - занятие, безусловно, чрезвычайно полезное (чтобы не оказаться в такой же нелепой ситуации, как грибоедовская Наталья Дмитриевна, с гордостью хваставшаяся «тюрлюлю атласным», не подозревая, что на парижском диалекте это словечко обозначало не только накидку, но и общедоступную девицу, так что в тамошнем великосветском обществе не употреблялось). (11)А вот искусственно смешивать разные языки совершенно ни к чему. (12)Разумеется, мы уже не живем за «железным занавесом», так что процесс заимствования неизбежен, и он происходил всегда и будет идти постоянно. (13)Некоторые слова пришли к нам так давно и так органично вписались в язык, что кажутся исконно русскими, но по сути не являясь таковыми (например, «князь» восходит к древненорвежскому «ко-nung»). (14)В свое время и из русского языка перешли во многие иностранные: «спутник», «перестройка» и даже «обломовизм» (по фамилии персонажа романа Гончарова названа одна из «ленивых» физиологических функций моллюсков).

(15)Импорт иностранных слов, видимо, имеет смысл или при отсутствии аналогов в собственном языке (лазер, квант, электрон и т.д.) или из соображений краткости (к примеру, спортивному комментатору гораздо быстрее сказать «офсайд», чем «положение вне игры»), (16)Известный писатель В. Солоухин в свое время возмущался, когда некая женщина бесконечно называла лес «зеленым массивом». (17)Он же поведал, как опротивела ему какая-то повесть, целиком построенная на жаргоне (словно хлеб, выпеченный не с добавлением тмина, а полностью из тмина). (18)Примерно такое же ощущение возникает, когда телевидение, радио, многие газеты на каждом шагу величают избирателей электоратом, председателя Госдумы спикером, подростков тинейджерами, выходные дни уикендом и т.д. (19)Выглядит все это довольно нарочито, и хочется надеяться, что мода без всякого чувства меры использовать импортные «сорняки» рано или поздно сойдет на нет.

(По А. Просвирнову)

Приложение 2

К1: формулировка проблемы

1. В виде вопроса с последующим выходом на проблему (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор текста и который требует решения). Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой проблеме посвящён данный текст.

2. В виде назывных предложений с последующим выходом на проблему

Вера, верность, уверенность в себе и своих поступках, способность верить другим… Как часто мы говорим об этом. Что же такое вера?... Над такой проблемой размышляет в своей статье ... АЛА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ В ЧАСТИ С

Пример возможного начала сочинения-рассуждения:

Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.

Приложение 3

К2: комментарий проблемы, поставленной автором

  1. Какой может быть проблема?

  • Сложная

  • Трудная

  • Важная

  • Злободневная

  • Острая

  • Назревшая

  • Философская

  • Политическая

  • Социальная

  • Национальная

  • Международная


  1. Что можно сделать» с проблемой?

  • Коснуться (чего?)

  • Уделить внимание (чему?)

  • Думать (над чем?)

  • Поставить

  • Выдвинуть

  • Рассмотреть

  • Изложить

  • Обсудить

  • Разрешить


  1. Что может «делать» сама проблема?

  • Возникать

  • Вставать

  • Представлять интерес

  • Заслуживать внимания ждать решения










Приложение 4

(Вступление). Формулировка проблемы

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Комментарий проблемы)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Отражение позиции автора)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2010-2022