Мотивация кружковой деятельности учащихся

Выступление на педагогическом совете «Учебная мотивация как фактор развития познавательных способностей учащихся». Рассмотрены вопросы мотивационной сферы ребенка, которая достаточно динамична и легко подвергается изменениям. Из опыта руководителей кружков показано, как решается задача не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого члена коллектива, совместный анализ хода и результат такой деятельно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОТИВАЦИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Выступление на педагогическом совете «Учебная мотивация как фактор развития познавательных способностей учащихся» методиста по кружковой работе Сосновских И.Г.


Наибольший интерес для руководителей кружков представляют личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. В центре внимания этих технологий неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Мотивационная сфера ребенка достаточно динамична и легко подвергается изменению. Ведь несколько одобрительных слов могут резко изменить отношение человека к учебной деятельности. Педагог, зная о мотивации своих учеников, может легко актуализировать у них необходимые для учебной творческой деятельности мотивы.

Задача руководителя кружка - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого члена коллектива, совместный анализ хода и результат такой деятельности.

Мотивация (от лат. movere - приводить в движение, толкать):

  1. побуждение к действию;

  2. динамический процесс физиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий её направленность, организованность, активность, устойчивость;

  3. способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Мотивация может быть внешней - не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (мама хочет, чтоб ребенок танцевал на сцене).

Ценностные ориентации выполняют роль внутренних мотивов, а также роль критериев, с опорой на которые, личность осуществляет свое поведение и деятельность. Они связаны не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности (мне нравиться плести браслетики и дарить подружкам, у меня прадедушка воевал и мне нравится петь песни о войне и подвигах). Основополагающими являются жизненные ценности, относящиеся к сфере человеческих отношений, всесторонне учитывающие основные потребности личности, интегрирующие в себе направленность на социальную адаптацию и индивидуализацию, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры, усилиях педагогического коллектива в этом направлении.

Внутренние мотивации, заявляемые как требование удовлетворения потребностей на высоком уровне, развиваются, воспитываются и совершенствуются на протяжении всего периода обучения.

Мотивация связана с двумя структурными комплексами нервной системы человека: системой избегания неудач (волевыми) и системой приближения успеха (эмоциональными), кроме этого, при занятиях ребенка кружковой деятельностью существуют: игровые мотивы и мотивы, связанные с получением оценки окружающих (позиционные мотивы). Кстати, по мнению психологов, уровень игровых мотивов в основном выше у старших детей, чем у младших. Это, наверное, можно объяснить тем, что у старшеклассников повышена учебная нагрузка в общеобразовательной школе. А позиционные мотивы, связанные с желанием занять определённую позицию в отношениях с окружающими, заслужить авторитет, в основном преобладают у младших детей, и это можно объяснить тем, что детские коллективы этих возрастов сформированы в меньшей степени,

Кроме того, мотивацию к занятиям можно разделить на 2 вида: мотивация, нацеленная на деятельность (нравиться стоять у зеркала в танцевальном зале и выполнять движения под музыку и любоваться собой, или нравиться рисовать пластилином, получаются необычные цвета при смешении) и мотивация, нацеленная на результат (хочу получить Гран-При на конкурсе, хочу маме в подарок сделать панно).

Методы мотивации, используемые на кружковых занятиях

1. Эмоциональные методы мотивации: (Затрагивают чувства человека, влияют на такие чувства и эмоции как - радость, адреналин, удовольствие, адреналин, страх, любопытство, доверие и другие. Позволяют мотивировать человека на деятельность, путем бессознательного. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.)

  • поощрение;

  • порицание;

  • учебно-познавательная игра;

  • создание ярких наглядно-образных представлений;

  • создание ситуации успеха;

  • стимулирующее оценивание;

  • свободный выбор задания;

  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

2. Познавательные методы мотивации: (Направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных и физических усилий)

  • познавательный интерес (интерес - познавательно - эмоциональное отношение обучающихся к обучению. Для педагога это соотношение смысла обучения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций);

  • создание проблемной ситуации;

  • побуждение к поиску альтернативных решений;

  • выполнение творческих заданий;

  • «мозговая атака».

3. Волевые методы мотивации: (Метод не самый простой, так как не у всех ребят достаточно развита сила воли, особенно у младших школьников, но позволяет развивать настойчивость, способность преодолевать трудности, умение владеть собой.)

  • предъявление определенных требований;

  • информирование об обязательных результатах обучения;

  • формирование ответственного отношения к учению;

  • самооценка деятельности и коррекция;

  • рефлексия и соревновательные занятия;

  • прогнозирование деятельности.

4. Социальные методы мотивации: (Каждый человек развивается в обществе, и дать ребенку понять, насколько важен он, его труд, основная задача этого метода)

  • развитие желания быть полезным;

  • поиск контактов и сотрудничества;

  • побуждение стать личностью;

  • создание ситуации взаимопомощи;

  • заинтересованность в результатах;

  • взаимопроверка;

  • рецензирование.

Сегодня наши педагоги постоянно ищут способы оживления занятия, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, повысить успешность изучения и усвоения материала, развить творческие способности. А это невозможно без развития познавательного интереса обучающихся и заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу. Возникновение интереса у значительной части обучающихся зависят в большей степени от методики проведения занятия. Надо позаботиться о том, чтобы на занятиях каждый ребёнок работал активно и увлечёно, постоянно развивая свою любознательность и глубокий познавательный интерес. Психологическая атмосфера, которая складывается на занятиях, также играет большую роль для создания мотивационной сферы.

Нужно стремиться раскрыть притягательные стороны образовательных учебных кружковых программ. А это, в свою очередь, требует привлечение ярких фактов, примеров и, главное, использование активных форм обучения как игровых, так и традиционных. Разнообразию содержания и методов обучения внешкольного, кружкового образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Эти формы организации деятельности мотивируют обучающихся на учение, обладают образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Опытные педагоги выступают за привлечение в учебный процесс этих элементов, так как это творчество, это большой труд и это вызывает большой интерес у обучающихся. В процессе проведения занятий в нетрадиционной форме у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в такую деятельность с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Во время таких занятий, как правило, они очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы. Они замечательно уживаются с «серьёзным» учением. Любая нетрадиционная форма занятий должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка: нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы - эта является не самоцелью на занятиях, а средством обучения и воспитания. Поэтому есть основание утверждать, что использование таких форм обучения является важным средством интенсификации внеучебной деятельности обучающихся.

На формирование учебной мотивации на кружковых занятиях оказывает влияние достаточно большое множество различных факторов, однако наиболее значимыми из них представляются факторы, связанные с личностью педагога, его стилем педагогического общения и индивидуальным педагогическим стилем и профессионализмом.

Примеры - поделки, выполненные воспитанниками Хаведжи В.А., Бобковой Л.В. и Беловой Э.С..

Мотивация кружковой деятельности учащихсяМотивация кружковой деятельности учащихся

Мотивация кружковой деятельности учащихсяМотивация кружковой деятельности учащихся

6

© 2010-2022