Урок русского языка Правописание чередующихся корней КОС-КАС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме

«Буквы а и о в корне -кас- - -кос-»

Цель урока: Организовать учебную деятельность учащихся по освоению темы « Буквы а и о в корне -кас- -кос -»

Обучающие задачи:

- познакомить учащихся с правописанием корня с чередованием -кас-, -кос-;

-научить различать написание корня с чередующимися гласными;

-повторить и систематизировать ранее изученный материал (правописание корней с чередованием а-о, е-и);

-вырабатывать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам.

Развивающие задачи:

- способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову;

-развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы;

-продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.

Воспитывающие задачи:

- способствовать воспитанию интереса к родному языку на основе работы с учебным материалом ,самостоятельного поиска новых знаний по русскому языку.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, записи на доске, индивидуальные таблицы, раздаточный материал.

Ход урока.

1 Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности у уроку.

2Актуализация знаний.

Учитель: Выполните первое задание :из диктуемых предложений выписать глаголы.

1 Я пробирался по тропинке через поле.

2 Бабушка предложила нам чай с малиновым вареньем.

3 Вдоль оврага вырастает злая крапива.

4 Снова замерло всё до рассвета.

Учитель: проверьте свою запись .Презентация (Слайд№2)

- Что общего у всех слов?

( Все глаголы с чередующимися корнями)

-Что такое чередование?

-Давайте вспомним, по каким правилам написали глаголы.

3 Введение в тему с постановкой цели урока.

Учитель предлагает прочитать слова, записанные на доске.

касаемся прикосновение

прикасаться коснулся

-Что общего у этих слов? Можно ли назвать их однокоренными?

-Почему по- разному пишутся корни этих слов?

_-По какому принципу слова разделены на две группы?

( Ученики высказывают предположения, затем формулируют цель урока: выяснить, в каких случаях пишется буква о, в каких а, вывести новое правило правописания корней с чередованием в корне ­кас­ - ­кос­.)

Запись темы урока на доске и в тетрадях.

4 Открытие новых знаний.

Учитель: Чтобы понять тему нашего урока предлагаю послушать «Сказку о двух братьях КАС и КОС».

Чтение сказки сопровождается просмотром учебной презентации.( слайды 2-6 )

«Жили-были на свете два брата Кос и Кас. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Кос сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей вот . Кас очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга». Вскоре Кас получил письмо от суффикса а, который тоже искал товарища. С тех пор Кас и суффикс а - неразлучные друзья.

И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс а. «Тот, что с другом а, тот Кас, а тот, что один тот Кос»,- говорят окружающие.Вот так суффикс а стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными. Вот так суффикс а стал очень важной персоной .Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.»

Учитель:

_-Как сказка помогает объяснить правописание чередующегося корня кос и кас?

-Почему суффикс -А- назван очень важной персоной?

Проговор правила в парах, обучение правильному оформлению орфограммы№26( слайд№9)

Учитель:

Как называется орфограмма?

Назовите её опознавательный признак?

Каково основное условие выбора букв о-а?

Учитель: Выполнение упр.184( работа в парах)- выявление условий для написания букв о-а в корне -кас- _-кос-. Чтобы лучше запомнить правило посмотрите слайд презентации( слайд№8)

Если видишь, что за корнем

появился суффикс А.

То, без всякого сомненья,

Корень « Кас » пиши всегда

5. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

1 Работа по учебнику.

Учитель:

-Какие значения имеют слова с корнем- кас- _-кос?

( 1Дотрагиваться до чего- нибудь.

2 Затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме.

3 Иметь отношение к чему- нибудь.)

-Какое из этих значений прямое , а какие переносные?

Выполнение упр.185 по рядам (1ряд выписывает словосочетания с о значением «Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь» ;2 ряд- со значением « иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь»;3 ряд- со значением» иметь отношение к чему-нибудь или кому- нибудь».

Дополнительное задание: записать транскрипцию слово «мяча» из упр.185, охарактеризовать согласные звуки.

2Объяснительный диктант(с графическим объяснением правописания чередующихся корней)

1 Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он.(А. С. Пушкин)

Учитель:

-Из какого пласта лексики слова « перстами», « зениц»?

( Это устаревшие слова, архаизмы)

2 Опускаются ласточки к самой воде, чуть касаются влаги крылом. ( И.А. Бунин)

Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор этого предложения.

3 Подрастают в буйной силе молодые деревца, это мы их посадили возле школьного крыльца.

Дополнительное задание: начертить схему предложения.

4 Добрый ветер с участливой лаской нас касался усталым крылом.( М. Цветаева)

Учитель:

-Какое средство выразительности используется в этой стихотворной строчке?

5 Вот наступает ночь, и багровая заря уже касается верхушек дальних сосен.

Физкультминутка под слайд № 10 презентации.

Чтобы нам не ошибаться,

Когда -КАС- должен писаться,

А когда напишем -КОС-,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс -А-?

-КАС- напишем мы всегда;

-КОС- напишем мы тогда,

Когда нет за корнем -А-.

4 Создание проблемной ситуации.

Учитель:

-Как нужно писать слово « косарь»?Что означает это слово? Презентация ( слайды №11-12) )

1 Тот, кто косит траву, злаки.

2 Большой нож с толстым и широким лезвием.

3 Денежная единица. Это слово- жаргонизм.

-Что необходимо учитывать, когда пишем слова с корнем -кос- - -кас-?

( Лексическое значение слова)

Запишите слово « косарь».

-Как называются слова, которые имеют одинаковое звучание и написание, но совершенно разное лексическое значение?

( Омонимы)

- От какого слова образовалось слово» косарь»?

-Что такое коса?(слайд№13)

(1 Сельскохозяйственное орудие.

2 Сплетённые вместе пряди волос.

3 Идущая от берега узкая полоса земли, отмель.)

5Словарно- орфографическая работа.

Учитель: запишите слово « касатка». Это слово пишется с буквой А и с буквой О.

( Слайды № 14-15 презентации)

-Что означают слова « касатка» и « косатка»?

(«Касатка» -вид ласточки, ласковое обращение к кому- нибудь ( в народной речи, в поэзии)

« Косатка» - дельфин.)

Учитель: запишите слово «косач». Это слово пишется с буквой О.Слово это нужно запомнить.

-Что означает слово « косач»?( слайд№16)

Учитель:

- Что необходимо учитывать, когда пишем слова с корнями -кос-- кас-?

( Лексическое значение слов)

6 Закрепление знаний.

Распределительный диктант ( слайд№17)

Учитель: Запишите словосочетания в два столбика:1 С чередующимся корнем -кос- - кас-

2 Без чередующегося корня - кос-кас-

Легкое прикосновение, накосить травы, начертить касательную, дальний косогор, защитная каска, касаться острых вопросов, неприкосновенный запас, косматый зверь, прикосновение рук, началась косьба.

7 Проверка усвоения темы.

Выполнение теста.

1 В каком слове пишется буква А?

А) К…снуться

У) К…саться

Р) Прик…сновение

Б) К…снулись

2 В каком слове нет корня с чередующейся гласной?

М) Примирять( врагов)

В) Замирать

Г) Умирать

3 В каком слове есть орфограмма « Буквы о и а в чередующемся корне --лаг- лож-»?

О) Сложный

П) Наслаждение

Н) Изложение

4 Укажите строчку, в которой все слова являются исключениями.

А ) Растительность, росла

И ) Ростов, росточек

Г) Выросла, ростовщик

5 В какой строчке нет слов с чередующимися корнями кос-кас?

Д) Касательная, тебя не касается

К) Коснулся, касаюсь

Ц) Косьба, касатка.

6 В каком предложении есть слово с орфограммой «Буквы О и А в чередующемся корне -кос-, -кас-»?

A) Первые лучи солнца к…снулись верхушек деревьев.

B) У девочки была рыжая к…сичка.

C) К…сари вышли на луг.

D) Мишка к…солапый по лесу идёт.

8Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

В данных предложениях выделенные глаголы замените другими глаголами (синонимами), сходными по значению с чередующимися гласными в корне (с любыми).

Наступил вечер. Туристы устроились ___________на отдых у реки. Быстро поднялись _____________на берегу палатки. Последние лучи солнца трогали _____________ вершин деревьев. По оврагам расходился __________туман. Путники стали искать ________сучья для костра.

9Рефлексия( подведение итогов занятия)(слайд№18)

Учитель: продолжите предложения

Я узнал…

Я понял…

Я вспомнил…

Мне было интересно…

Мне было трудно…



© 2010-2022