Урок по русскому языку в 6классе по теме А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку в 6классе по теме А.С. Пушкин

«Станционный смотритель»

Цели и задачи урока:

-Научить анализу художественного произведения на основе повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

-Выяснить решение темы «блудных детей» в произведении, сравнить с библейской «Притчей о блудном сыне». -Воспитание чувства ответственности за свои поступки. -Вызвать у детей чувство сострадания, воспитывать уважительное отношение к родителям, воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.

Оформление урока.

Портрет А.С.Пушкина, презентация (кадры из художественного фильма «Станционный смотритель»1972г.) с музыкальным сопровождением).

Иллюстрации к притче «Возвращение блудного сына».

Листы со словами «Доброта», «Сострадание», «Забота», «Любовь».

Ход урока

1.Эмоциональный настрой на уроке.

(Встали в круг, взялись за руки.) Я хочу пожелать вам удачной работы на уроке.

Пусть этот день несёт нам

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными чувствами.

Совесть-когтистый зверь, скребущий сердце.

А.С.Пушкин.

Слово учителя на фоне музыки Шварца «Я ехал к вам».

Данная повесть актуальна, привлекательна и очень интересна. Имя станционного смотрителя-Самсон Вырин-образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью.

Герой Пушкина-ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких степеней, были почти бесправными и беззащитными.

Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства. Благородство души?

Сейчас этот вопрос кажется странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.

-Почему повесть называется «Станционный смотритель?»

-Назовите главных героев повести.

2.Работа с книгой. Заполните таблицы.

Портрет: Человек лет50.Свежий и бодрый. Длинный зелёный сюртук с 3 медалями.

Жилище: Картинки, изображающие историю блудного сына. Горшки с бальзамином. Кровать с пёстрою занавеской.

Дуня на станции

Девочка лет14.Большие голубые глаза. Красота её меня поразила.

Занятия.

За перегородкой шила себе платье. Ею дом держался.

Портрет:

Но как он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина. Хилый старик.

Жилище:

Картинки, изображающие историю блудного сына. На окнах не было цветов, ветхость и небрежение.

У Минского

Одетая со всею роскошью моды. Сверкающие пальцы. Прекрасная барыня. Карета в шесть лошадей, Моська.

-Чем были вызваны эти перемены?

-Что мы узнали о дальнейшей судьбе смотрителя и его дочери?

-Объясните поведение гусара Минского, начиная с первых его минут появления на станции.

-Как живётся Дуне с Минским?

-А можно ли назвать её счастье безоблачным?

-Какую очень важную заповедь нарушила Дуня? (Почитай отца своего и мать смою).

-Почему Самсон Вырин спился и умер?

Работа в группах. (образные рисунки).

Вырин-дерево зелёно-чёрное.

Дуня- яблоко голубовато- красное.

Минский-ураган.

Вырин-подсолнух.

-Минский-туча.

2.Работа с тестами.

3.Собрать иллюстрации.

Вывод: Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.

-Прошу всех встать! Мы вместе произнесём клятву, которую, я надеюсь, вы не забудете и будите ей верны.

Любовь к родителям

В душе я сберегу

Тепло родного дома

Навечно сохраню.

Сравнение Притчи и повести на сюжетном уровне.

Притча.

Сын уходит из дома

Никто не ищет его.

Сын вернулся домой нищий и голодный.

Радостная встреча сына с отцом.

Примирение и прощение.

Работа с эпиграфом. (кадр из фильма).

-Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (оба уходят из дома против воли отца, обоих отец прощает, герои раскаялись. Но герой притчи прощён, а Дуня не получила прощения, и тем горше её слёзы).

-Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (Займи позицию).

-Над чем заставляет задуматься её судьба? (Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми-родителями).

(По кругу пускаем мяч, и каждый высказывает своё мнение).

Оценивание работы. Рефлексия.

Моё состояние на уроке. (красный цвет-комфортно.

Синий-тревожно).

Домашнее задание.

1.Поступок, о котором я сожалею.

2.Можно ли назвать финал счастливым и почему?

3.Написать небольшое письмо Дуне.

Слово учителя.

И урок я бы закончила словами:

«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» - сказал когда-то Иисус. Звучит музыка. «Осенние листья» (вальс). А. Пугачёва.



Самоанализ урока

Вашему вниманию я предложила урок литературы в 6классе по теме «Станционный смотритель».

При постановке целей и задач урока я учитывала в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Свой урок я назвала бы уроком общения. Красной нитью проходит тема воспитания. Моя важнейшая задача-заставить работать одновременно мысль и чувство ребят. Для этого создаю эмоциональный фон урока, ввожу какой-то «сюрприз», «изюминку». За правильные ответы я раздавала детям орешки. Почему? «Дедушка, дедушка! Орешков! -а он нас орешками и наделяет. Всё бывало. С нами возится»,-пишет А.С.Пушкин в повести.

«Изюминкой» стала клятва, которую мы произнесли вмести.

Любовь к родителям

В душе я сберегу.

Тепло родного дома

Навечно сохраню.

Кроме всего этого, я использую другие формы и методы, позволяющие решать мне проблему воспитания. Это творческое соавторство.

«Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Цели и задачи данного урока были полностью выполнены. Считаю, что урок получился.



© 2010-2022