Урок к поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ПО ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»

ГАЛЕРЕЯ «МЁРТВЫХ ДУШ»

ЦЕЛИ:1)обобщить изученный материал;

2)научить учащихся определять бессмертные типы «мёртвых душ»;

3)для чего они даны были автором в такой очерёдности;

4)что объединяет образы помещиков с Чичиковым;

5)»Мёртвые души» в искусстве.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портретные рамки; книги; на доске афоризм:

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

ХОД УРОКА:

  1. Отрывок из поэмы:

«В ВОРОТА ГОСТИНИЦЫ ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА NN ВЪЕХАЛА ДОВОЛЬНО КРАСИВАЯ РЕССОРНАЯ НЕБОЛЬШАЯ БРИЧКА, В КАКОЙ ЕЗДЯТ ХОЛОСТЯКИ: ОТСТАВНЫЕ ПОДПОЛКОВНИКИ, ШТАБС-КАПИТАНЫ, ПОМЕЩИКИ, ИМЕЮЩИЕ ОКОЛО СОТНИ ДУШ КРЕСТЬЯН, - СЛОВОМ, ВСЕ ТЕ, КОТОРЫХ НАЗЫВАЮТ ГОСПОДАМИ СРЕДНЕЙ РУКИ. В БРИЧКЕ СИДЕЛ ГОСПОДИН, НЕ КРАСАВЕЦ, НО И НЕ ДУРНОЙ НАРУЖНОСТИ, НИ СЛИШКОМ ТОЛСТ, НИ СЛИШКОМ ТОНОК; НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТОБЫ СТАР, ОДНАКО Ж И НЕ ТАК ЧТОБЫ СЛИШКОМ МОЛОД. ВЪЕЗД ЕГО НЕ ПРОИЗВЁЛ В ГОРОДЕ СОВЕРШЕННО НИКАКОГО ШУМА И НЕ БЫЛ СОПРОВОЖДЁН НИЧЕМ ОСОБЕННЫМ…»

(Можно показать отрывок из фильма «Мёртвые души»).



  1. Итак, ребята, вы догадались, конечно же, о ком идёт речь? (Павел Иванович Чичиков).

Главный персонаж прибыл, а нам пора начинать урок. Сегодня нам предстоит вновь вспомнить бессмертные образы, созданные рукой великого мастера слова - Н.В.Гоголя. Мы с вами попробуем сами организовать свою галерею литературных героев. Как вы видите, рамки для них готовы, осталось лишь вставить портреты.

  1. В самом начале текста мы узнаём, что Чичиков, пока ему подавали обед, успел расспросить полового «всякий вздор о том, кто содержал прежде трактир и кто теперь, и много ли даёт дохода, и большой ли подлец их хозяин…»

Затем Павел Иванович Чичиков совершает прогулку по городу, затем обедает у губернатора, на другой день у полицмейстера, затем у председателя палаты, потом у вице-губернатора, ещё у откупщика, у прокурора, у городского главы, побывал у инспектора врачебной управы, у городского архитектора и так далее.

ВОПРОС: Для чего он это делает? Зачем ему все эти люди?

(Чтобы расположить к себе чиновников, а те помогут ему провернуть аферу).

ВОПРОС: А зачем Чичикову нужно было знакомиться с помещиками и всеми этими людьми?

(Чтобы выкупить у них мёртвые души).

ВОПРОС: Что он собирается делать с мёртвыми душами?

(Чтобы заложить их в опекунском совете и выручить за них проценты).

  1. Итак, Чичиков отправляется к помещикам.

ВОПРОС: В какой очередности Чичиков наносит визиты помещикам?

МАНИЛОВ

КОРОБОЧКА

НОЗДРЁВ

СОБАКЕВИЧ

ПЛЮШКИН

  1. Ребята, вы помните, что мы с вами работали по схеме, предложенной самим автором. Вы заполняли таблицу со следующими графами:

УСАДЬБА ПОМЕЩИКА, ДЕРЕВНЯ, ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН

ПОРТРЕТ ПОМЕЩИКА, ОДЕЖДА

ИНТЕРЬЕР, ДЕТАЛИ БЫТА

РЕЧЬ, МАНЕРЫ

ОТНОШЕНИЕ ПОМЕЩИКА К ОКРУЖАЮЩИМ



  1. Ребята, мы с вами ещё коснёмся этой схемы. А сейчас я хочу предложить вашему вниманию ещё одну графу к этой таблице, без которой не смог обойтись автор. Это гастрономическая тема. Вы помните фильм Л. Парфёнова «Птица-Гоголь», там говорится, что Гоголь ввёл культ еды в русскую литературу. У него блины размером с солнце, вареники со шляпу.

  2. Вашему вниманию предлагается меню, составленное из обедов помещиков поэмы. Диана Павлиашвили сегодня в качестве метрдотеля (распорядитель в ресторане). Она будет читать вам «обеденные» отрывки, а вы должны угадать, какой хозяин почует Чичикова.

  3. (Зачитываются отрывки из поэмы).

  4. Ребята должны ответить, кто угощает Чичикова. Ответы обосновываются.

  5. ВЫВОД: Вот видите, даже то, что мы едим и чем угощаем, характеризует нас.

Р Е Л А К С

А теперь немного отвлечёмся от урока.

  1. Так почему же Гоголь именно в таком порядке располагает своих героев?

Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин?

(Автор хочет показать деградацию человеческого облика).

Самым страшным из них является Плюшкин, вы обратили внимание, каким холодом пахнуло от него? Чичиков как будто попадает в подвал, напоминающий могилу, вот почему автор называет его «прорехой на человечестве».

Не хотелось бы заживо себя хоронить, надо жить, а не заниматься собирательством тряпья.

Вот какие стихи можно адресовать к «плюшкиным»:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только - до конца.



  1. ВЫВОД:

  2. . Галерея образов выстраивается на сопоставлении. Автор располагает своих героев именно в этом порядке с целью определить степень отрицательных качеств каждого. Символический «возрастной» подтекст очевиден: от пустой мечтательности, свойственной юности, не к лицу нации, духовная закостенелость также опасна!

  3. Что же общего между Чичиковым и помещиками?

Чичиков как зеркало отражает каждого из них. Он - это все вместе взятые. Это «семейный» портрет крепостнической России.

С каждой главой мы видим всё новые возможности Чичикова: с Маниловым он притворно - любезен, с Коробочкой - мелочно - настойчив и груб, с Ноздревым - напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием».

В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность
Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и жадность
Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров. Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: «…и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», но он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна радость жизни.

Чичиков умеет приспосабливаться к любому миру. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения.

  1. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭПИГРАФ К УРОКУ.

  2. Вернёмся к нашей таблице и посмотрим на характерные эпитеты персонажей.

П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

(МОЖНО ОФОРМИТЬ МУЗЫКОЙ)

  1. «МЁРТВЫЕ ДУШИ» В ИСКУССТВЕ.

  2. Обратите внимание на стенд, здесь можно проследить, как поэма нашла другие воплощения: она может быть не только полотном, но и спектаклем, фильмом, даже оперой. Может когда-нибудь станет и балетом. Кто знает…

Особенно приятно, что дирижировал оркестром наш прославленный земляк, маэстро Валерий Гергиев. Музыку написал Родион Щедрин. Его интервью есть на стенде. А теперь посмотрите видеоряд к этой опере.

  1. Поэма заканчивается размышлениями автора о судьбе России, которую он сравнивает с птицей-тройкой: «Эх, тройка! Птица - тройка, кто тебя выдумал? ...Русь, куда ж несёшься ты?»

  2. Мы тоже заканчиваем наш урок стихотворением «Тройка» Михаила Виноградова.



4


© 2010-2022