- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему Басни И. А. Крылова. Два мальчика
Конспект урока по литературе на тему Басни И. А. Крылова. Два мальчика
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мазырина Е.Ю. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема «Басни И.А. Крылова. «Два мальчика»
Цели. Расширить представления о жанре басни;
- развивать способность размышлять над нравственными вопросами; развивать навыки анализировать текст, описывать иллюстрации; составлять тезисы
- воспитывать интерес к басне, способствовать воспитанию в учениках чувство справедливости, жалости к слабому и беззащитному, научить высмеивать пороки.
Ход урока.
-
Объявление темы и цели урока
Учитель: Кто изображён на картине известного русского художника Карла Брюллова? (Иван Андреевич Крылов) Кто назовет жанр, в котором он писал? (басня). Назовите тему урока. Запишите в тетрадях.
-
Работа с учебником
Вспомним факты биографии. Читаем текст и составляем тезисный план.
-
Повторение изученного о жанре басни
- Вспомним определение басни ( Басня - жанр эпоса, небольшое произведение в стихах нравоучительного или сатирического содержания. Часто события и герои в басне изображаются иносказательно. В баснях присутствует мораль).
- Какова основная цель басни? (Посмеяться над забавными героями, рассказать о своих переживаниях, указать на пороки людей)
- Какие способы используют авторы басен для достижения своей цели? (Обобщённые образы, которые представляют яркие, типичные характеры, являются носителями определённых пороков, недостатков)
- Вспомните признаки, которые характерны для басни как жанра эпоса (Нравоучительное или сатирическое содержание, аллегория, чаще в стихотворной форме, часто диалог, зачин и повторы, мораль)
- Какие из басен вам знакомы? Могли бы вы вспомнить их содержание? (Использовать картинки или презентацию)
4. Работа до чтения.
- Прочитайте название басни и скажите, о чем басня?
- Давайте прочитаем басню и узнаем, правы ли мы?
5. Выразительное чтение басни «Два мальчика» и анализ басни.
- Читает учитель.
- О чем басня?
- Какими показывает автор своих героев? (Мальчики разные. Федя не очень-то любит учиться. Он бойкий, решительный, изобретательный, ловкий. Сеня робкий, рассудительный, нерешительный, доверчивый, наивный, он помогает товарищу).
- Есть ли в басне авторская оценка мальчиков? Чтобы ответить на этот вопрос ещё раз прочитаем басню. (Она в морали.)
- Как вы понимаете мораль басни? (Баснописец осуждает Федюш, которые эгоистически пользуются дружеской помощью. С такими людьми надо быть поосторожней, нельзя безропотно подчиняться им, быть слишком доверчивыми и несамостоятельными Сенюшами.)
- Как вы думаете, это мораль относится только к детям? (Мораль относится ко всем людям. Общность морали подчеркивается множественным числом имени, приобретающего нарицательный смысл - Федюши. Мажет быть, мораль относится в первую очередь к детям, чтобы передать опыт, предостеречь их от излишней доверчивости, показать нелепость подчинения чужой воле)
6. Описание иллюстрации Е.М. Бёма к басне И.А. Крылова «Два мальчика» (цветная вклейка).
7. Домашнее задание. 1. Выполнить задание третьего уровня сложности (одно из заданий по выбору). 2. Подготовить выразительное чтение басни «Волк и ягнёнок.