А Музы не молчали! (внеклассное занятие по литературе)

  Поэзия периода Великой Отечественной войны Цель:  способствовать расширению и углублению знаний учащихся о поэзии времен Великой Отечественной войны;  развивать художественный вкус, открывать мир чувств, мыслей; помогать познавать самих себя, видеть сложности жизни и задумываться о них. Ход занятия. 1.     Вступительное слово учителя. Муза… Из каких истоков ты родилась? В какие сердца вселилась? Но, появившись однажды, не оставляла человечество без своего мудрого, вдохновляющего слова. Искусств...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Федоровская основная общеобразовательная школа»









А музы не молчали!



Поэзия периода Великой Отечественной войны



( Внеклассное занятие по литературе)











Учитель русского языка и литературы

Ломакина Н.С.















Тема занятия: «А музы не молчали!»

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Цель: способствовать расширению и углублению знаний учащихся о поэзии времен Великой Отечественной войны; развивать художественный вкус, открывать мир чувств, мыслей; помогать познавать самих себя, видеть сложности жизни и задумываться о них.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Муза… Из каких истоков ты родилась? В какие сердца вселилась? Но, появившись однажды, не оставляла человечество без своего мудрого, вдохновляющего слова. Искусство отражает жизнь, оно всегда идет в ногу с жизнью, и Муза наполняет слово писателя, поэта новым содержанием, рожденным необходимостью эпохи.

Пророческая Муза Пушкина, заставляющая «глаголом жечь сердца людей», Муза «гнева и печали» Некрасова, плакатная Муза «народа водителя» и «народного слуги» Маяковского всегда волновали людей, наполняли их сердца мужеством, гражданственностью, гуманизмом.

22 июня 1941 года родилась новая Муза. Муза в образе девушки в «исхлестанной ветрами плащ-палатке», «берете со звездой», « с рукой, карандашом вооруженной»

С электролампой в световом овале

Входила Муза в номерной завод

Под сумрачный, оледенелый свод, -

Там стойкостью ее именовали…

Вот сегодня мы и поговорим с вами о Музе, родившейся в годы войны, т.е. поговорим о поэзии Великой Отечественной войны.

Поэзия Великой Отечественной войны. Явление почти необозримое. Небывалое в истории человечества напряжение родило поэзию - этот интеллектуальный, эмоциональный документ переживания всего многонационального советского народа, и в первую очередь русского народа. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который тотчас смог выразиться только в таком непосредственном жанре, как стихи.

Война родила многих поэтов - одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, ибо ранения сократили им жизнь, некоторые живут до сих пор - их осталось мало.

Тогда, в далеком 1941 году, плечом к плечу со своим народом воевали писатели. С первых же дней войны уходили они добровольцами на фронт, вступали в ряды народного ополчения, уезжали в ряды действующей армии, чтобы стать военными журналистами. Воевали старые и молодые. Сразу же, с первых дней войны, зазвучало на страницах газет страстное слово Ильи Эренбурга, Алексея Толстого, Александра Твардовского.

2.Выступления учащихся.

1. В первые дни войны зазвучали лирические и походные песни, стихотворные репортажи, басни, сатирические сказки. В них отразились первые впечатления, вызванные нападением фашистской армии, горечь отступления, вера в правоту и справедливость нашего дела. 23 июня 1941 года в стихотворении «Победа будет за нами» Н.Асеев писал:

Война в наши двери стучится,

Предательски ломит в окно.

Ну что же - ведь это случиться

Когда-нибудь было должно…

24 июня в «Известиях» были опубликованы стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война», которые прозвучали как торжественная клятва, как набат:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой…

Популярности этих стихов способствовала музыка А.Александрова с ее многоголосием, трагедийностью и мужеством.

- звучит запись «Священная война»

2. Центральное место в поэзии заняла тема Родины. Слово «Родина» вместило в себя все самые светлые, самые чистые человеческие чувства и переживания. Образ Родины связывается в сознании поэтов с первыми жизненными впечатлениями, с пейзажем, знакомым с детства. Поэты воспевают ширь родных просторов, прелесть садов и полей, знакомые с детства «три березы», «песчаный берег с низким ивняком». Но в любимый и родной пейзаж врываются приметы войны: горькая слеза жен, ставших вдовами, тоска и боль всех русских женщин, проводивших на фронт мужей, братьев, сыновей.

- звучит запись «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» К.Симонова

Родина в поэзии Симонова, Исаковского, Твардовского и других поэтов предстает в образе матери, на долю которой выпали страшные испытания.

- звучит стихотворение «Родина» В.Кулемина

3. Война принесла неисчислимые бедствия, но величайшие испытания стали для советских людей еще и стимулом небывалого духовного роста, нравственного подъема. Стирались грани между поэзией и жизнью, между автором, героем и читателем. Поэзия стала доступной и понятной всем, кто, не щадя себя, защищал страну. Писатель М.Слободской вспоминает: «… на фронте боевые комиссары, лихие рубаки-кавалеристы, отчаянные истребители танков… когда заговоришь с ними о литературе, вынимают из кармана аккуратно сложенную вырезку из «Правды». Это не марш. Это даже не боевая песня. Это стихи К.Симонова «Жди меня» Они дошли до сердца». И правда, кто из тех, кому пришлось пережить войну - на фронте или в тылу, не повторял как заклинанье симоновские строки: «Жди меня, и я вернусь, Только очень жди!»

- звучит запись «Жди меня»

Учитель. Ребята, «Жди меня» К.Симонова потрясло со страниц газеты всю Россию. Стихотворение, звучащее как заклинание, переписывалось, читалось с эстрады, звучало по радио. Умение поэтов проникнуть в глубь человеческой души, поднять самые главные нравственные проблемы - жизнь и смерть, подвиг и бессмертие, любовь и ненависть - нашло благодарный отклик в сердцах людей, сделало литературу поистине народной, люди черпали в литературе силы, уверенность в победе, веру в торжество справедливости.

4. Муза 1941-1945г. заклинала, звала, пела, плакала. Она вошла в лирические стихи М.Исаковского «Огонек», «В прифронтовом лесу», А.Суркова «Песня смелых», «Бьется в тесной печурке огонь», А.Чуркина «Вечер на рейде», Я.Шведова «Смуглянка» и др. И лучшей оценкой этих песен является то, что в майские дни, когда мы все празднуем День Победы, они снова и снова звучат по радио, на торжественных встречах, в концертных залах, на встречах ветеранов. Эти стихи, ставшие песнями, выражают мысли и чувства, душевное состояние тех, кто сумел победить войну.

- звучит запись песен

5. Во время войны стала явственней связь с землей, со своей землей, где ты родился, с историей России, с исторической преемственностью, с предками. Поэты и писатели вдруг поняли, что связь эта кровная, связь между сменяющимися поколениями - вещь не простая, а глубинная, важная. Потому так много у фронтовых поэтов стихов об истории, о России, о ее героях, о ее людях. Эта тема звучит в стихах С.Наровчатова, М.Луконина, Н.Тихонова, М.Светлова, немного по-своему, но также неистово проникновенно заговорила о войне Анна Ахматова.

- звучит стихотворение «Мужество» А.Ахматовой

3. Слово учителя

Повторюсь, что поэзия периода Великой Отечественной войны - явление необозримое, говорить о ней можно бесконечно. Сегодня мы постарались выделить только несколько тем в творчестве поэтов того времени: - тему России, Родины-матери; - тему человека, его судьбы, личных переживаний, чувств; - тему исторического прошлого, веру в победу.

Мы говорили о поэтической Музе, но это не значит, что писатели создавали только произведения поэтических жанров. Муза войны, муза гнева и любви, трезвого разума и глубокого чувства вдохновляла и писателей-прозаиков. Она осталась той же. Музы не молчали! Они не молчат и сейчас. Но о прозе мы поговорим в следующий раз.

И в заключении хочется сказать, что в основе почти всей лирики Великой Отечественной войны - люди, победившие в себе инстинкт самосохранения, преодолевшие страх смерти. И это чувство лучше всего передал поэт, тогда еще совсем молодой Павел Шубин в стихотворении «Полмига»

- звучит стихотворение «Полмига»

4. Обзор книжной выставки, рекомендация книг



© 2010-2022